Дело № 2-411/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 марта 2011 года г. Орск Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Пасечник Н.Б., при секретаре Марченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефименко А.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда по г. Орску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, о назначении досрочно пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Ефименко А.А. обратилась в суд с иском о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения; обязать УПФ по г.Орску включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы: 7 дней сентября 1994 года, 7 дней октября 1994 года, 11 дней мая 1996 года, август 1997 года, 1 день февраля 1998 года, 1 день апреля 1998 года, 1 день мая 1998 года, 1 день июня 1998 года, сентябрь 1998 года, с 01.10.1998 года по 01.07.1999 года в должности медицинской сестры ЗАО «КФ Орские сладости», с 02.07.1999 года по 17.06.2001 года в должности медицинской сестры здравпункта ООО «Кондитерское управление»; с 18.06.2001 года по 28.10.2002 года в должности заведующей здравпунктом ООО «Кондитерское управление»; период работы с 02.08.1976 года по 29.04.1978 года в должности медицинской сестры хирургического отделения Домбаровской центральной районной больницы засчитать в льготном исчислении один год работы как один год и два месяца; обязать ответчика назначить ей пенсию с 09.02.2010 года. Истец в судебном заседании иск поддержала, пояснив, что ответчик в нарушение действующего законодательства применил только одну льготу для исчисления периода её работы в должности медицинской сестры хирургического отделения Домбаровской центральной районной больницы - год работы как 1 год и 6 месяцев, не учитывая при этом, что она работала в сельской местности и имеет право на исчисление указанного периода также как год работы за год и 3 месяца. Пенсионный фонд не включил в стаж периоды работы в должности медицинской сестры здравпункта общества с ограниченной ответственности и заведующей здравпунктом, так как здравпункт как структурное подразделение государственных и муниципальных учреждений не предусмотрена, а должность заведующая здравпунктом не предусмотрена Списком должностей. Полагает отказ незаконным, так как здравпункты являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и тому подобное и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Должность заведующего предусмотрена Списком должностей. Указанную должность могло только лицо, имеющее специальность медицинской сестры, фельдшера или акушерки. Спорные периоды времени она осуществляла лечебную деятельность. Представители Управления пенсионного фонда по г. Орску Акульшина М.А. и Хохлов А.Г. иск не признали. Суду пояснили, что 7 дней сентября 1994 года, 7 дней октября 1994 года, 11 дней мая 1996 года, август 1997 года, 1 день февраля 1998 года, 1 день апреля 1998 года, 1 день мая 1998 года, 1 день июня 1998 года, сентябрь 1998 года не были включены в специальный стаж истца по причине отсутствия факта выполнения работы в должности среднего медицинского персонала, выполняемой в течение полного рабочего дня, так как в соответствии с расчетными ведомостями спорные периоды обозначены как время простоя. С 01.10.1998 года по 01.07.1999 года истица работала в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО «КФ Орские сладости». Однако при проверке первичных документов было установлено, что должность медсестры была выведена из штатного расписания медпункта. Период работы истца с 02.07.1999 года по 17.06.2001 года в должности медицинской сестры здравпункта ООО «Кондитерское управление» не включен в специальный стаж, так как структурное подразделение здравпункт в числе структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрено. Период работы Ефименко А.А. с 18.06.2001 года по 28.10.2002 года в должности заведующей здравпунктом ООО «Кондитерское управление» не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, так как должность заведующего здравпунктом Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью не предусмотрена. Время работы истца в должности хирургической сестры в *** исчислено в льготном порядке - 1 год работы как 1 год 6 месяцев. Применение двойного льготного исчисления действующим законодательством, по мнению ответчика, не предусмотрено. Суд, выслушав истца, представителя истца Абаполову Л.В., представителей ответчика, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии со ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. С 2 августа 1976 года по 29 апреля 1978 года истица работала медицинской сестрой в хирургическом отделении *** Согласно представленной суду справке МУЗ *** была организована в 1939 году на территории сельской местности ***, где находится по настоящее время. С момента образования обслуживает сельское население. Таким образом, трудовая деятельность истца по охране здоровья населения в указанный период осуществлялась в учреждении здравоохранения в сельской местности. Согласно решению начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орске указанный период работы исчислен ей как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Льготы для исчисления трудового стажа для лиц, работающих в сельской местности, Управлением пенсионного фонда применены не были, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. Следовательно, период работы с 2 августа 1976 года по 29 апреля 1978 года в должности медсестры хирургического отделения *** подлежит исчислению в льготном порядке - год работы в сельской местности засчитывается в стаж работы как год и 3 месяца. В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд считает возможным выйти за пределы исковых требований, так как порядок исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, установлен законодательно. С 01.10.1998 года по 01.07.1999 года (9 месяцев 1 день) истица работала в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО «***», что подтверждается записью в трудовой книжке, карточкой формы Т-2, приказами о приеме на работу. В указанный период пенсия за выслугу лет назначалась в соответствии Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. Следовательно, на указанный период распространяется действие Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. Этим Списком предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Приказом министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 г. N 340 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов" предусматривалась организация приема рабочих, студентов непосредственно на предприятии, в высшем учебном заведении или в поликлинике; сохранение, организация или усиление здравпунктов. Согласно методическому письму к указанному Приказу министра здравоохранения СССР (утв. Минздравом СССР 8 января 1969 г. N 02-14/4) все здравпункты должны входить в состав поликлиник (отделений), на территории деятельности которых расположены соответствующие предприятия, организации, учебные заведения. Таким образом, довод ответчика, что здравпункт, созданный на предприятии не относится к учреждениям здравоохранения, является несостоятельным. Довод ответчика, что указанный период не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как должность медицинская сестра с 01.01.1998 года была выведена из штатного расписания, также является несостоятельным. Истица продолжала работать в должности медицинской сестры здравпункта, что подтверждается всеми первичными документами, трудовой договор с ней не расторгнут. Выполнение работы медицинской сестры в здравпункте в рамках штатного расписания либо за пределами такового не влияет на возникновение у истца право на досрочное пенсионное обеспечение, так как ею в рамках трудового договора с работодателем выполнялась лечебная деятельность по охране здоровья населения. Деятельность истца в спорный период была связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, протекала в учреждении здравоохранения, она занимала среднюю медицинскую должность. Поэтому указанный период продолжительностью 9 месяцев подлежит включению в трудовой стаж Ефименко А.А., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как в январе 1999 года имел место простой в течение 5 часов. Со 2.07.1999 года по 17.06.2001 года (1 год 11 месяцев 16 дней) Ефименко А.А. работала медицинской сестрой здравпункта ООО «***», затем с 18.06.2001 года по 28.10.2002 года (1 год 4 месяца 11 дней) - заведующей этим здравпунктом. В указанный период правоотношения по назначению пенсии в связи с выслугой лет регулировались Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066. Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 в разделе «Наименование должности» предусмотрен заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер). Согласно пункту 1 Правил исчисления сроков выслуги назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности. Таким образом, здравпункт (врачебный либо фельдшерский) предусмотрен указанными Правилами, как структурное подразделение государственных и муниципальных учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поэтому требования истца о включении указанных периодов работы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При определении продолжительности периодов соответственно в 1 год 10 месяцев 1 день и 1 год 4 месяца 9 дней, суд исходил из того, что в августе 1999 года имел место простой - 1 день, в сентябре 1999 года - простой 1 день, в январе 2001 года - простой 1 день, в феврале 2001 года административный отпуск 8 дней, в марте 2001 года - административный отпуск 10 дней, в апреле 2001 года - административный отпуск 24 дня, в июне 2001 года - административный отпуск 2 дня, которые подлежат исключению из специального стажа. Не обоснованы и не подлежат удовлетворению требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, 7 дней сентября 1994 года, 7 дней октября 1994 года, 11 дней мая 1996 года, август 1997 года, 1 день февраля 1998 года, 1 день апреля 1998 года, 1 день мая 1998 года, 1 день июня 1998 года, сентябрь 1998 года. Для установления факта занятости Ефименко А.А. полный рабочий день ответчиком были проверены архивные документы. В ходе проверки было установлено, что в лицевых счетах истца имеются сведения о простое и отпуске без сохранения заработной платы. Как следует из решения начальника УПФ РФ в г. Орске время простоя ответчиком исключены из специального стажа истца по причине того, что в этот период Ефименко А.А. не выполняла работу, связанную с осуществлением лечебной деятельности. Решение в этой части следует признать законным и обоснованным, так как согласно п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Согласно п.4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. С учетом спорного стажа работы на момент обращения истца с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости её общий специальный стаж работы составляет более 30 лет, в связи с чем у ФИО1 возникло право на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом заявлено ходатайство о возмещении судебных расходов в сумме *** рублей, потраченных ею на оплату услуг представителя. Учитывая, что услуги представителя были связаны с защитой значимых для истца прав на пенсионное обеспечение, объем оказанных услуг и сложность правого регулирования возникших правоотношений, исходя из принципа разумности и справедливости, а также учитывая то обстоятельство, что требования истца были удовлетворены частично, суд полагает, что взысканию с ответчика подлежит *** рублей. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Ефименко А.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда по г. Орску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии удовлетворить частично. Обязать Управление пенсионного фонда РФ по г.Орску включить Ефименко А.А. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 01.10.1998 года по 01.07.1999 года продолжительностью 9 месяцев в должности медицинской сестры ЗАО «***», с 02.07.1999 года по 17.06.2001 года продолжительностью 1 год 10 месяцев 1 день в должности медицинской сестры здравпункта ООО «***»; с 18.06.2001 года по 28.10.2002 года продолжительностью 1 год 4 месяца 9 дней в должности заведующей здравпунктом ООО «***»; период работы с 02.08.1976 года по 29.04.1978 года в должности медицинской сестры хирургического отделения *** засчитать в льготном исчислении - один год работы как один год и три месяца. Обязать Управление пенсионного фонда РФ по г.Орску назначить Ефименко А.А. досрочно трудовую пенсию по старости с 09.02.2010 года. Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ по г. Орску в пользу Ефименко А.А. *** рублей - расходы по оплате услуг представителя, *** руб. - расходы по государственной пошлине. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Советского района г. Орска в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Судья: подпись Мотивированное решение составлено 15.04.2011 года. Решение обжаловано, оставлено без изменения и вступило в законную силу: 08 июня 2011 года.