Дело № 2-678/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Орск Оренбургской области 14 июля 2011 года Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Кучерявенко Т.М., при секретаре судебного заседания Никулиной Е.В., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Майданенко В.Н., представителя ответчика ЗАО «Орский мясокомбинат» Гордиенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Орский мясокомбинат» об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Орский мясокомбинат» об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности. Указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по обеспечению экологической защищенности опасных производственных объектов в ЗАО «Орский мясокомбинат». В результате проверки установлено, что основными видами деятельности предприятия являются: производство мяса, производств продуктов из мяса и мяса птицы и другое. ЗАО «ОМК» получены лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных, взрывопожароопасных производственных объектов №№ ЭХ-49-001382 (Х), ВП-49-001688, ЭХ-49-001011, выданные Управлением Ростехнадзора по Оренбургской области. При проведении проверки установлено, что для ЗАО «ОМК» в 2009 году ООО «Консультант-Экология» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). В соответствии с действующим ПНООЛР в результате производственной деятельности на предприятии образуется 62 наименования отходов в количестве 4874,607 т/год, в том числе: - I класса опасности - 1 наименование - 0,316 т (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак); - II класса опасности - 2 наименования - 2,038 т (отработанные щелочные аккумуляторы, с неслитым электролитом; кислота аккумуляторная серная отработанная); - III класса опасности - 8 наименований - 46,929 т (аккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные, со слитым электролитом; масла моторные отработанные; масла трансмиссионные отработанные; масла индустриальные отработанные; масла компрессорные отработанные; провод медный незагрязненный, потерявший потребительские свойства; шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак; навоз от свиней свежий); - IV класса опасности - 18 наименований - 870,392 т (навоз от КРС свежий; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) (отработанные масляный фильтры); покрышки отработанные; медицинские отходы (текстиль); отходы от водоэксплуатации (шлам от автомойки); медицинские отходы (отработанные одноразовые шприцы); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); тара и упаковка из черных металлов незагрязненная, потерявшая потребительские свойства (отработанные металлические бочки); отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории); отходы тканей, старая одежда; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); отходы солей (отработанная соль); отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты; отходы шквары; отходы растительных жиров; отходы животных жиров; мусор строительный от разборки зданий; пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины); - V класса опасности - 33 наименования - 3954,932 т (отходы внутренностей КРС; отходы кишок от переработки мяса животных; отходы рогов и копыт; отходы костей животных; отходы щетины; содержимое желудка и кишок (каныга); лом черных металлов несортированный; стружка черных металлов незагрязненная; отходы, содержащие черные металлы в кусковой форме; остатки и огарки стальных сварочных электродов; стружка легированной стали незагрязненная; стружка оцинкованной стали; стружка бронзы незагрязненная; отходы изолированных проводов и кабелей; бой шамотного кипича; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы бумаги картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; накипь котельная; отходы затвердевшего полиуретана, полиуретановой пены или пленки (отходы офисной техники); отходы мяса животных и птицы (жилки, мясные зачистки); очистки овощного сырья; отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (отбросы, задерживаемые решетками); отходы целлофана; отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные; зола древесная и соломенная; отходы крови животных и птицы; отходы полипропилена в виде пленки (тара полипропиленовая из под соли); отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; стружка натуральной чистой древесины; обрезь натуральной чистой древесины; опилки натуральной чистой древесины; отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (осадок с центральной пескожироловки); отходы мяса, кожи, прочие части туш не сортированные от убоя домашних животных). Нормативы образования всех отходов и лимиты на размещение 13 наименований отходов производства и потребления в количестве 3402,335 т/год утверждены в соответствии с ПНООЛР сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 12.11.2009 № 25/1). Неизменность производственного процесса и используемого сырья была подтверждена 26.11.2010 года. Для 21 наименования отходов I-IV класса опасности ЗАО «ОМК» составлены и согласованы в установленном порядке паспорта опасного отхода. У 8 наименований отходов IV класса опасности паспорта отсутствуют: медицинские отходы (текстиль); отходы от водоэксплуатации (шлам от автомойки); медицинские отходы (отработанные одноразовые шприцы); тара и упаковка из черных металлов незагрязненная, потерявшая потребительские свойства (отработанные металлические бочки); отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории); отходы тканей, старая одежда; отходы солей (отработанная соль); мусор строительный от разборки зданий, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Факт отсутствия паспортов вышеуказанных опасных отходов подтверждается справкой по результатам проверки ЗАО «ОМК» Управления Росприроднадзора по Оренбургской области, а также письмом ЗАО «ОМК» № 22/1149-554/09 от 24.05.2011. Статья первая Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, что паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Пункты 2.2 и 2.3 Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 года N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" устанавливают, что класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД). Паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Порядок проведения паспортизации определяется Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов". Кроме того, при проведении проверки установлено, что статистические отчетные данные по форме № 2-ТП (отходы) за 2010 год в срок до 01 февраля 2011 года в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области (территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами производства и потребления) ЗАО «ОМК» не представлялись, что является нарушением ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Росстата от 28.01.2011 года N 17 утверждён Статистический инструментарий для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", согласно которого заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Также, при проведении проверки установлено, что ЗАО «ОМК» Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвёртый кварталы 2010 года, а также за первый квартал 2011 года в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области не представляло. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции администратора доходов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду были переданы от Ростехнадзора к Росприроднадзору и его территориальным органам с 30.09.2010г. В связи с чем, начиная с третьего квартала 2010 года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо представлять в одном экземпляре в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 17 Закона Оренбургской области от 29 августа 2005 года N 2531/452-III-ОЗ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия. На основании п. 9 вышеуказанного Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, установленные территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ. Также, при проверке установлено, что в 2009 году ООО «Консультант-Экология» г. Орск разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для ЗАО «ОМК». Приуральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 25.06.2010 установлены нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу для ЗАО «ОМК» на срок с 25.06.2010 по 25.06.2015 в количестве 96,605 т/год (уведомление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов от 24.06.2010 № 22/Ж-4222). В связи с отсутствием документов, обосновывающих правомерность использования печи для сжигания отходов (ист. № 6005), нормативы предельно допустимых выбросов предприятию установлены с условием, что весь объем выбросов от данной печи должен считаться сверхлимитными. ЗАО «ОМК» получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников предприятия от 04.08.2010 № 737 на срок с 25.06.2010 до 25.06.2015 года. По статистическим отчетным данным по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2010 год количество загрязняющих веществ, выброшенных предприятием в атмосферный воздух, составило 97,288 тонн, что на 0,683 тонны больше разрешенного выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в пределах утвержденных нормативов ПДВ. Выявлены превышения установленных нормативов на выбросы, по следующим вредным (загрязняющим) веществам: диоксид серы - превышение на 0,14 т/год; оксиды азота (в пересчете на NO2) - превышение на 0,068 т/год; взвешенные вещества - превышение на 0,404 т/год. Согласно утвержденному и согласованному в установленном порядке проекту нормативов ПДВ общее число источников выбросов загрязняющих веществ ЗАО «ОМК» 32, из них 25 организованных и 7 неорганизованных. Основными источниками выделения вредных (загрязняющих) веществ ЗАО «ОМК» являются: котлы котельной, цеха технических фабрикатов; печи для опалки свиных голов, туш, ножек; печь для сжигания отходов; компрессоры; градирня; линии литографирования, лакирования, по изготовлению корпусов жестяных консервных банок; электродымогенераторы «Атмос», «Шаллер»; ротационные печи; центральная жироловка; деревообрабатывающие, металлообрабатывающие станки, сварочный пост, транспорт. Выбросы в атмосферу от источников ЗАО «ОМК» содержат 38 наименований загрязняющих веществ и двенадцать групп веществ, обладающих эффектом суммарного действия. Общий валовой выброс составляет 97,223 т/год Основными компонентами выбросов являются: оксид углерода - 39,256 т/год; диоксид азота - 23,994 т/год; аммиак - 19,870 т/год; оксид азота - 3,813 т/год; ксилол - 3,429 т/год; диоксид серы - 0,911 т/год; углерод черный (сажа) - 0,199 т/год; пыль неорганическая: 70-20% SiO2 - 1,546; пыль неорганическая: до 20% SiO2 - 0,520 т/год; взвешенные вещества - 0,477 т/год; пыль мясокостной муки - 0,365 т/год; пыль древесная - 0,135 т/год. В составе проекта нормативов ПДВ для ЗАО «ОМК» утверждены планы-графики контроля нормативов ПДВ на источниках выброса и контрольных постах. Согласно указанным графикам ЗАО «ОМК» должно осуществлять производственный экологический контроль за соблюдением нормативов ПДВ с минимальной периодичностью 1 раз в год. Кроме того, предприятием разработан и утвержден техническим директором «План-график контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов и контрольных постах ЗАО «ОМК» на 2010 год», в соответствии с проектом нормативов ПДВ. Для осуществления в 2010 году производственного экологического контроля соблюдения нормативов ПДВ на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, ЗАО «Орский МК» заключило договор от 20.09.2010 года № 45-0/1406 с ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области». Статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. В нарушение вышеуказанных требований. ЗАО «ОМК» в 2010-2011 г.г. не направляло сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль - Управление Росприроднадзора по Оренбургской области. В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В судебном заседании представитель истца Майданенко Н.В. изменил срок исполнения требований, указав срок их исполнения до 01.09.2011 года. В остальной части требования поддержал по указанным в иске основаниям. Просил обязать ЗАО «ОМК» устранить данные нарушения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности. Представитель ответчика ЗАО «Орский мясокомбинат» Гордиенко А.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что предпринимаются меры к устранению данных нарушений. В соответствии с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ. Суд в соответствии со ст. 173 ГПК РФ принимает признание иска ответчиком, так как оно соответствует действующему законодательству, материалам дела, совершено ответчиком добровольно, права третьих лиц признанием иска не нарушаются. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области к ЗАО «Орский мясокомбинат» об обязании выполнения требований законодательства об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности подлежат удовлетворению. Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Орский мясокомбинат» об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности удовлетворить. Обязать ЗАО «Орский мясокомбинат» в срок до 01.09.2011 года направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) в отношении медицинских отходов (текстиля), отходов от водоэксплуататции (шлама от автомойки); медицинских отходов (отработанных одноразовых шприцов), тары и упаковки из чёрных металлов незагрязнённых, потерявших потребительские свойства (отработанных металлических банок), отходов потребления на производстве, подобных коммунальным (смёт с территории), отходов тканей, старой одежды, отходов солей (отработанной соли), мусора строительного от разборки зданий для согласования в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области; направить форму государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год в Управление Росстата по Оренбургской области; осуществить производственный экологический контроль - направить сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль - Управление Росприроднадзора по Оренбургской области Взыскать с ЗАО «Орский мясокомбинат» государственную пошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья: подпись Мотивированное решение изготовлено: 19.07.2011 года Решение не обжаловано и вступило в законную силу: 01.08.2011 года Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-678/2011 и хранится в Советском районном суде г. Орска