Дело № 2-1226/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Орск Оренбургской области 21 сентября 2011 года Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Боклаговой С.В., при секретаре Витязевой О.В., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Прониной Т.С., представителей ответчика Жумабекова А.Т., действующего на основании доверенности от 24.08.2011г., Кульбеда В.В., действующего на основании доверенности от 24.08.2011г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности, указал, что прокуратурой района проведена проверка законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности, а также санитарно-ветеринарного законодательства в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, расположенного по адресу: г. Орск, ул. Маршала Конева, д. 2в. В соответствии с п. 21 устава учреждения основным видом деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области является деятельность по содержанию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний. Согласно свидетельств о государственной регистрации права 56-АБ 16 3067 от 14.07.2010 и 56-АБ 162996 от 13.07.2010 учреждению на праве собственности принадлежит одноэтажное нежилое здание коровника, свинарника, общей площадью 1225,8 м2, расположенное по адресу: г. Орск, ул. М. Конева, д. 2В и одноэтажное нежилое здание свинарника, общей площадью 448 м2, расположенное по адресу: г. Орск, ул. М. Конева, д. 2В. Проверкой установлено, что соблюдение законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности учреждением осуществляется ненадлежащим образом. В ходе проверки, проведённой прокуратурой района 13.07.2011, установлено следующее: На момент осмотра въезда на территорию хозяйственной части свинарника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области отсутствовал дезбарьер, является нарушением требований п. 3.3.3 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, согласно которого перед входом в санпропускник как со стороны внешней территории предприятия, так и со стороны производственной зоны устанавливают дезбарьеры (кюветы с ковриками или опилками), увлажненные дезраствором. В соответствии со ст. 18 Закона РФ № 4979-I от 14.05.1993 года «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства, соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства. Учреждением не представлялись в 2010-2011 г.г. сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль - Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, что является нарушением ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которых юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. Проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов учреждения не согласован с Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области, Учреждению не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также лимиты на размещение отходов (коровник, конюшня, свинарник и др.), что является нарушением ст.ст. 11 и 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которых юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. В учреждении не согласованы в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области паспорта следующих опасных отходов - навоз от крупного рогатого скота свежий, навоз от свиней свежий, навоз от свиней перепревший, навоз от мелкого рогатого скота свежий, навоз конский свежий, относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года N 786, к 3-4 классам опасности, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Порядок проведения паспортизации определяется Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов". Статья первая Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, что паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Пункты 2.2 и 2.3 Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 года N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" устанавливают, что класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД). Паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. В представленной для проверки в прокуратуру района форме государственной статистической отчётности 2-тп (отходы) Учреждения за 2010 год не отражена информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении следующих видов опасных отходов производства и потребления - навоз от крупного рогатого скота свежий, навоз от свиней свежий, навоз от свиней перепревший, навоз от мелкого рогатого скота свежий, навоз конский свежий, относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года N 786 к 3-4 классам опасности, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Росстата от 28.01.2011 года N 17 утверждён Статистический инструментарий для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", согласно которого заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. В представленных в прокуратуру района расчётах платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй квартал 2011 года не отражена информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении следующих видов опасных отходов производства и потребления - навоз от крупного рогатого скота свежий, навоз от свиней свежий, навоз от мелкого рогатого скота свежий, навоз конский свежий, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 17 Закона Оренбургской области от 29 августа 2005 года N 2531/452-III-ОЗ "Об охране окружающей среды", согласно которых негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года N 284-О, разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия. В соответствии с п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632, а также п. 1.3. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26 января 1993 года, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Согласно ст.ст. 34 и 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с информацией учреждения за 2010 год в учреждении образовалось навоза от свиней перепревшего - 14, 101 тн., навоза от крупного рогатого скота перепревшего - 16, 250 тн., навоза от свиней свежего - 9 тн., навоза от крупного рогатого скота свежего - 10 тн., за первое полугодие 2011 года в Учреждении образовалось навоза от свиней перепревшего - 6 тн., навоза от крупного рогатого скота перепревшего - 7 тн., навоза от свиней свежего - 3 тн., навоза от крупного рогатого скота свежего - 4 тн. Таким образом, в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды учреждением нарушаются права и интересы лиц, проживающих в г. Орске, а также работников и спецконтингента учреждения на обеспечение экологической безопасности жизни и здоровья, а также в несоблюдении публично-правовых обязанностей, которые возложены на учреждение законодательством. Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ просил суд обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области установить передвъездом на территорию хозяйственной части свинарника учреждения дезбарьеры (кюветы с ковриками или опилками), увлажненные дезраствором, в срок до 01.10.2011года. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области направить для согласования проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов учреждения, а также для установления нормативов образования отходов и лимитов в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области. Осуществить производственный экологический контроль - направить сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль - Управление Росприроднадзора по Оренбургской области. Направить информацию (сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды) в отношении навоза от крупного рогатого скота свежего, навоза от свиней свежего, навоза от свиней перепревшего, навоза конского свежего для согласования в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области. Направить форму государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год, в которой должна содержаться информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении следующих видов опасных отходов производства и потребления - навоз от крупного рогатого скота свежий, навоз от свиней свежий, навоз от свиней перепревший, навоз конский свежий, относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года N 786 к 3-4 классам опасности в Управление Росстата по Оренбургской области. Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй квартал 2011 года, в которых должна содержаться информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении следующих видов опасных отходов производства и потребления - навоз от крупного рогатого скота свежий, навоз от свиней свежий, навоз конский свежий, в срок до 01.10.2011года. Представитель истца Пронина Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Просила суд их удовлетворить. Представители ответчика Кульбеда В.В., Жумабеков А.Т. в судебном заседании исковые требования признали, пояснили, что предпринимаются меры к устранению данных нарушений. Просили увеличить срок их устранения, поскольку для устранения некоторых нарушений необходимо время 2-4 месяца. В соответствии со ст.173 ч 2 ГПК РФ судом разъяснены представителям ответчика последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч 3 ГПК РФ. Представитель третьего лица УФСИН России по Оренбургской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен. Заслушав пояснения сторон, учитывая признания иска ответчиками, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд принимает признание иска, если оно добровольное, без принуждения, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно свидетельствам Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области является юридическим лицом. Суд считает необходимым принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, оно добровольное, без принуждения. В соответствии со ст.198 ч 4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности подлежат удовлетворению. В силу ст. 206 ч 2 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности удовлетворить. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области установить передвъездом на территорию хозяйственной части свинарника учреждения дезбарьеры (кюветы с ковриками или опилками), увлажненные дезраствором, в срок до 01.11.2011года. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области направить для согласования проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов Учреждения, а также для установления нормативов образования отходов и лимитов в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.03.2012года. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской областиосуществить производственный экологический контроль - направить сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль - Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, в срок до 01.03.2012года. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области направить форму государственной статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год, в которой должна содержаться информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении следующих видов опасных отходов производства и потребления - навоз от крупного рогатого скота свежий, навоз от свиней свежий, навоз от свиней перепревший, навоз конский свежий, относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года N 786 к 3-4 классам опасности в Управление Росстата по Оренбургской области, в срок до 01.11.2011года. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй квартал 2011 года, в которых должна содержаться информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении следующих видов опасных отходов производства и потребления - навоз от крупного рогатого скота свежий, навоз от свиней свежий, навоз конский свежий, в срок до 01.11.2011года. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья : подпись Боклагова С.В. Мотивировочное решение изготовлено: 26.09.2011г. подпись Решение не обжаловано и вступило в законную силу : 07.10.2011