Дело № 2-1171/2011 Решение Именем Российской Федерации 20 сентября 2011 г. Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н., при секретаре Плотниковой Ю.С., с участием истицы Синюгиной И.А., ее представителя Абаполовой Л.В., представителей ответчика: Акульшиной М.А., Хохловой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синюгиной И.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, Установил: Синюгина И.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ УПФ РФ в г. Орске, указав, что 14.06.2011 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако решением начальника ГУ УПФ РФ в г. Орске № 77 от 24.06.2011 г. в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. Исключен период работы с 29.08.1994 г. по 23.08.1995 г. продолжительностью 11 месяцев 25 дней в качестве учителя начальных классов государственного дошкольного воспитательного учреждения - Детский Микрорайонный центр «Надежда» по причине несоответствия наименования учреждения, в котором она работала, наименованию учреждений, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. С указанным решением она не согласна, поскольку в спорный период действовал утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г. список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет. Спорный период ее работы проходил в детском дошкольном учреждении, в структуру которого согласно Уставу входила мини-школа. Просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать ГУ УПФ РФ в г. Орске включить в ее педагогический страж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 29.08.1994 г. по 23.08.1995 г., обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 14.06.2011 г. В судебном заседании от 20.09.2011 г. истица уточнила требования и окончательно просила суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Орске включить период работы с 29.08.1994 г. по 23.08.1995 г., за исключением 8 и 9 ноября 1994 г., в должности учителя начальных классов Государственного дошкольного воспитательного учреждения - Детского Микрорайонного центра «Надежда» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ГУ УПФ РФ в г. Орске назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 18.06.2011 г. Уточненные требования Синюгина И.А. и ее представитель Абаполова Л.В. поддержали по указанным в иске основаниям. Истица дополнительно пояснила, что в период ее работы в Детском микрорайоном центре, который по сути был детским садом, функционировал гимназический класс, где она и работала учителем, обучение происходило по трем классам начальной средней школы. На тот период не хватало мест в школах. Наряду с ней как учителем в гимназическом классе работал с детьми и воспитатель. Представители ответчика - Акульшина М.В., Хохлова Н.Н., действующие по доверенности, требования не признали и суду пояснили, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку учреждение, в котором протекала трудовая деятельность истца, не предусмотрено Списками, как установлено в ходе проверки, штатные расписания по данному учреждению в спорный период не сохранились. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. В силу статьи 39 части 1, статьи 55 части 3 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 14.06.2011 г. истица обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ от 24.06.2011 г. № 77 Синюгиной И.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого 25 летнего стажа по специальности. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, составила 24 года 04 дня. Указанным решением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не засчитан оспариваемый истцом период: С 29.08.1994 г. по 23.08.1995 г. продолжительностью 11 месяцев 25 дней в должности учителя начальных классов государственного дошкольного воспитательного учреждения - Детский Мирокрайонный центр «Надежда». В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в редакции от 30.12.2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором в п. 1 раздела «наименование должностей» предусмотрена должность учителя, в п. 1.7 «наименование учреждение» образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида. Из постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П следует, что гражданин может осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. В спорный период действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РФССР от 06.09.1991 г. № 463. В соответствии с постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463 (в редакции от 22.09.1993 г.) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В соответствии с указанным выше постановлением в выслугу также может быть включена работа по совместительству, специальности. При этом не имеет значения, каков был объем работы по совместительству (на полставки, четверть ставки и т.д.). Согласно указанному Списку, должность учителя в школах-детских садах, в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли), дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Из трудовой книжки на имя истца Синюгиной И.А. следует, что последняя 29.08.1994 г. принята в ДМЦ «Надежда» учителем начальных классов в порядке перевода, 23.08.1995 г. уволена. Судом исследовались фактические обстоятельства по установлению типа, вида учреждения, в котором работала в спорный период истица. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 (ред. от 01.02.2005), дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на виды, в том числе детский сад. В соответствии с Примерным положением об учреждении «школа-детский сад», утвержденным приложением № 1 к Приказу Гособразования СССР от 15 мая 1991 г. № 227 «школа-детский сад» является учебно-воспитательным учреждением и создается в целях обеспечения оптимальных условий для воспитания и обучения детей, обеспечения преемственности в содержании и организации учебно-воспитательного процесса, эффективности использования кадрового потенциала, финансовых средств и помещений. (п. 1). В соответствии с абз. 2 п. 2 Положения «школа-детский сад» в зависимости от местных условий может состоять из 1-4 (1-3) классов и дошкольных групп; «Школа-детский сад» в своей деятельности руководствуется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, Временным положением о средней общеобразовательной школе СССР (примерным), Положением о дошкольном учреждении, настоящим Положением и другим нормативными документами по вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения и организации работы общеобразовательных школ и дошкольных учреждений (п. 3). Как установлено материалами дела, на основании распоряжения Администрации г. Орска № 850 от 28.05.1992 г. детский сад № 56 треста «Орскпромстрой», как структурное подразделение предприятия, был передан на баланс городского управления образования Администрации города. На основании распоряжения Орской городской администрации № 231-р за № 993 выдано свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица Государственного дошкольного воспитательного учреждения-детского микрорайонного центра «Надежда» (ГДВУ ДМЦ) за № 0520. Из устава Государственного дошкольного воспитательного учреждения -детского микрорайонного центра «Надежда», зарегистрированного на основании распоряжения № 231-р от 22.03.1993 г. следует, что целью ДМЦ является создание благоприятных условий для всех детей данного микрорайона, их психического, физического и личного развития. В структуру ДМЦ входит мини-школа. На основании приказа Управления образования от 09.06.1997 г. № 74 «Об изменении наименования ДМЦ «Надежда» наименование государственного дошкольного воспитательного учреждения - детского микрорайонного центра «Надежда» изменено на «муниципальное образовательное дошкольное учреждение № 56 ЦРР - центр развития ребенка «Надежда». Лицензией за № 75 от 14.04.1998 г. Муниципальному образовательному дошкольному учреждению № 56 Центр развития ребенка «Надежда» предоставлено право на ведение образовательной и воспитательной деятельности. Из устава Муниципального образовательного дошкольного учреждения № 56 ЦРР-центр развития ребенка «Надежда», зарегистрированного решением Администрации г. Орска № 340 от 24.11.1998 г., предметом деятельности ДОУ являются воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ДОУ с 12-часовым пребыванием с пятидневным режимом работы, мини-школа. Согласно данному Уставу МДОУ осуществляет свою образовательную, правовую и хозйственную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ, настоящим Уставом и др. На основании изменений, внесенных распоряжением № 35 от 24.02.2000 г., зарегистрировано новое наименование данного юридического лица - Муниципальное образовательное дошкольное учреждение № 56 «Центр развития ребенка «Надежда» - детский сад, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации № 2954. Приказом Управления образования от 07.06.2000 г. № 01-04/381утверждены изменения и дополнения к Уставу муниципального образовательного дошкольного учреждения № 56 ЦРР - Центр развития ребенка «Надежда», в пункт 2 которого внесено изменение наименования учреждения: «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 56 «Надежда». Анализ исследованных по делу доказательств позволяет придти к выводу, что в спорный период истица осуществляла трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении по виду являющимся начальной школой - детским садом, поскольку учреждение в это время осуществляло присмотр, уход, воспитание, обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет) по программам начальной средней школы (с 1-3 классы). Несмотря на отсутствие штатных расписаний, вывод суда о наличии в составе учреждения - детского сада начальной школы подтверждается приказами по учреждению за 1994-1995 г.г., Уставом, действующим в указанный период. Так, в приказе № 70 от 30.05.1995 г. указано о награждении учеников 1 класса гимназии ДМЦ за хорошие успехи в учебе денежной премией, а также об объявлении благодарности за хорошую постановку учебно-воспитательной работы учителю 1 класса гимназии истцу по делу (ранее до брака ***.). В приказах № 40 от 01.08.1994 г., № 51 от 08.11.1994 г., № 77 от 14.08.1995 г. должность истицы поименована как учитель. Лицевые счета за 1994 год, где должность Синюгиной И.А. указана как воспитателя, в данном случае суд оценивает критически, поскольку указанные в них сведения противоречат первоначальным документам - приказам по учреждению, изданным в отношении истицы. Кроме того, из справки № 89 от 29.11.2010 г., выданной Муниципальным дошкольным образовательным автономным учреждением «Центр развития ребенка -детский сад № 56 «Надежда» г. Орска следует, что Синюгина И.А. работала в Государственном дошкольном воспитательном учреждении - Детский микрорайонный центр «Надежда» в должности учителя начальных классов с 29.08.1994 г. по 23.08.1995 г. на 1 ставку. Таким образом, спорный период, за исключением 8 и 09 ноября 1994 г., подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Как видно из справки № 26 от 20.09.2011 г., выданной НОУ «Средняя общеобразовательная школа «Рекорд», истица с 15.06.2011 г. по 20.09.2011 г. работала учителем, за указанное время не имела периодов, не подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Должность и учреждение предусмотрены действующим Списком № 781. С учетом включенных судом периодов стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, на 18.06.2011 г. составляет 25 лет. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчика следует понудить назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 18.06.2011 г. в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку право на назначение пенсии у нее возникло именно с указанной даты. Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что пенсия не может быть назначена после даты обращения в Пенсионный фонд, т.е. с 18.06.2011 г., т.к. согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд может указать в решении на право истца на такую пенсию и определить дату возникновения этого права. (БВС РФ 2006 № 9 с. 28). На основании ч. 1 ст. 98, ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя *** рублей, а также *** рублей, уплаченных в качестве государственной пошлины при подаче искового заявления. Понесенные Синюгиной И.А. расходы подтверждены чеком-ордером от 27.07.2011 г., договором на оказание юридических услуг от 30.07.2011 г., распиской представителя Абаполовой Л.В. о получении от истицы *** рублей. Определяя размер подлежащих взысканию с ответчика расходов, понесенных истцом на оплату услуг представителя, суд исходит из принципа разумности, объема оказанных услуг, занятости представителя в двух судебных заседаниях непродолжительное время, несложности дела. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Иск Синюгиной И.А. удовлетворить. Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орске включить в стаж педагогической деятельности Синюгиной И.А. период трудовой деятельности с 29.08.1994 г. по 07.11.1994 г., с 10.11.1994 г. по 23.08.1995 г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 18 июня 2011 г. Взыскать с ГУ УПФ РФ в г. Орске в пользу Синюгиной И.А. в качестве судебных расходов *** рублей. Решение может быть обжаловано в Орен6ургский областной суд через Советский районный суд г Орска в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья: подпись. Мотивированное решение составлено: 29 сентября 2011 года. Решение не обжаловано и вступило в законную силу: 11 октября 2011 года.