Дело № 2-948/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Орск 05 августа 2011 года Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Пасечник Н.Б., при секретаре Марченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Каримова М. С., Каримовой Е.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Орске о признании права на ежемесячную денежную выплату о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате за прошлое время, У С Т А Н О В И Л: Каримовы обратились в суд с иском к УПФ по Советскому району г. Орска о признании за ним права на ежемесячную денежную выплату с момента их первоначального обращения за ней; обязать ответчика выплатить образовавшуюся задолженность с момента первоначального обращения - с 13 марта 2006 года по 30 сентября 2010 года включительно в полном объеме, то есть с учетом отказа от набора социальных услуг. Свои требования истцы мотивировали тем, что являются родителями военнослужащего Каримова А.М., который погиб *** в период прохождения военной службы по призыву. При обращении в Управление Пенсионного фонда за назначением мер социальной поддержки, как родителям военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, ими был получен отказ по тем основаниям, что они являются трудоспособными. Полагают отказ незаконным, так как в соответствии с п.2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки родителям погибшего предоставляются независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. Судом произведена замена УПФ Советского района г. Орска его правопреемником УПФ РФ в г.Орске. В дальнейшем истцы уточнили исковые требования и просили суд признать за ними право на ежемесячную денежную выплату с 13.03.2006 года - дня первоначального обращения; обязать ответчика выплатить задолженность с 13.03.2006 года по 30.09.2010 года включительно в полном объеме, то есть с учетом отказа от набора социальных услуг, в размере ***. каждому; взыскать судебные расходы. Истцы в судебное заседание не явились. От них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель истцов Юсупова З.А. уточненные исковые требования поддержала, пояснив суду, что весной 2006 года истцы обратились в орган пенсионного обеспечение с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как членам семьи погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации прав граждан от 13.03.2006 года в назначении выплаты было отказано, так как истцы не являлись нетрудоспособными членами семьи военнослужащего. Полагает, что ответчиком неправильно применено действующий на тот период Федеральный закон «О ветеранах», предусматривающий в статье 21 возможность предоставления мер социальной поддержки родителям погибшего независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. В виду незаконности принятого решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты Каримовы не получали указанную мер социальной поддержки с 13.03.2006 года по 30.09.2010 года включительно. Поскольку по вине Пенсионного фонда истцы не могли воспользоваться набором социальных услуг в натуральном виде, считает, что выплата подлежит в полном объеме с учетом предоставления набора социальных услуг. Определяя размер задолженности, истцы полагают, что он должен рассчитываться из ныне действующего размера ежемесячной денежной выплаты, проиндексированного в установленном законом порядке, - *** что позволит восстановить покупательную способность недоплаченных сумм. Представитель ответчика Климова Е.Е. исковые требования не признала, считает их необоснованными, просила в их удовлетворении отказать в связи с пропуском истцами срока исковой давности. В обоснование своей позиции суду пояснила, что на момент обращения Каримовых с заявлением о выплате ежемесячной денежной выплаты - 13.03.2006 года редакция ст. 21 ФЗ «О ветеранах» не предполагала возможности назначения ежемесячной денежной выплаты трудоспособным родителям погибшего военнослужащего. Право на меры социальной поддержки имели нетрудоспособные члены семьи при наличии дополнительных условий: нахождение на иждивении умершего (погибшего), получении нетрудоспособным членом семьи пенсии или наличие права на пенсию. На родителей погибшего военнослужащего пунктом 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» не возлагалась обязанность по предоставлению документов, подтверждающих факт нахождения родителей на иждивении у умершего (погибшего), а также документов, подтверждающих получение какого-либо вида дохода. Однако условие о нетрудоспособности родителей погибшего норма закона не исключала. Федеральным законом от 22.07.2010 года № 160-ФЗ были внесены изменения в абзац первый пункта 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающие, что независимо от состояния нетрудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего). В связи с внесением изменений в законодательство заявители 31.08.2010 года обратились повторно с заявлением о назначении им выплаты, которая с указанной даты им назначена и выплачивается. Со времени, когда истцам стало известно об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты прошло 5 лет. Указанные требования не предусмотрены в ст. 208 Гражданского Кодекса РФ, к которым не применяется срок исковой давности. Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. Судом установлено, что истцы являются родителями Каримова А.М., погибшего *** при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается представленными суду удостоверениями. В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан от 13.03.2006 года № 75 Каримовым отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты как членам семьи погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, так как они не являются нетрудоспособными членами семьи погибшего военнослужащего. Согласно п.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего). Из буквального толкования пункта 2 ст. 21 указанного закона следует, что данная категория лиц необязательно должна быть нетрудоспособной, поскольку меры социальной поддержки в соответствии с данным законом назначаются независимо от получения любого вида пенсии (по инвалидности, по старости, в том числе назначенной досрочно), нахождения на иждивении, то есть предусмотрена возможность получения мер социальной поддержки, в том числе, и трудоспособными лицами. В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.04.2006 года № 1611-ВС указывалось, что формулировка «независимо от получения любого вида пенсии» означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п.2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, получающие различного вида пенсии (по старости, по инвалидности и т.д.), но и те из числа указанных лиц, кто не получает какую-либо пенсию. Указанная правовая позиция подтверждена законодателем, внесшим изменения в п.2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», исключающие возможность иного толкования положений указанной нормы. В редакции Федерального закона от 22.07.2010 года №160-ФЗ указано, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются 1) родителям погибшего (умершего). Таким образом, истцы, как родители военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имели право на получение ежемесячной денежной выплаты с 13.03.2006 года. Разрешая заявление ответчика о применении срока исковой давности, суд исходит из следующего. Приказом Минсоцразвития России от 30.11.2004 года № 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Пунктом 30 указанного Порядка предусмотрено, что назначенные суммы ежемесячной денежной выплаты, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Каримовы, имея право на назначение ежемесячной денежной выплаты с 13.03.2006 года, не получали её по причине необоснованного отказа ответчика в назначении указанной социальной льготы. Таким образом, ежемесячная денежная выплата с 2006 года не была получена ими по вине органа, осуществляющего такую выплату, следовательно, причитающиеся выплаты должны быть произведены за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Исковая давность к возникшим правоотношениям не применяется. Определяя размер задолженности, суд исходит из следующих положений. Согласно абзацу 3 пункта 30 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации суммы ежемесячной денежной выплаты за прошедшее время определяются с учетом информации о предоставлении гражданину набора социальных услуг. Заявление об отказе от получения социальных услуг подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда РФ ежегодно в срок до 1 октября текущего года. В том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг. Ответчик полагает, что при расчете задолженности из размера ежемесячной денежной выплаты должна быть исключена сумма стоимости набора социальных услуг, так как Касумовы в установленные сроки не отказывались от их получения. Суд не может принять позицию ответчика. Отказ от получения социальных услуг предполагает наличие у получателя таких услуг выбора получить ли непосредственно услуги (дополнительная медицинская помощь, бесплатный проезд) либо денежную компенсацию их стоимости. Истцы с 2006 года были лишены возможности получать предусмотренные социальные услуги. Им не предоставлялся ни бесплатный проезд, ни дополнительная бесплатная медицинская помощь. Они были лишены возможности обратиться с соответствующим заявлением в органы пенсионного обеспечения, так как в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты им было отказано. Поэтому в данном случае восстановление нарушенного права истцов возможно лишь путем взыскания с ответчика ежемесячной денежной выплаты в полном размере, без исключения стоимости набора социальных услуг, так как в противном случае восстановления нарушенного права истцов будет неполным. Пунктом 5 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии. В соответствии с п. 6 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Таким образом, на соответствующий финансовый год устанавливался определенный размер ежемесячной денежной выплаты, которая подлежала выплате истцам. Судом установлено, что с 31.08.2010 года истцы получают ежемесячную денежную выплату, назначенную им в установленном законом порядке органом пенсионного фонда. Следовательно, период задолженности определяется с 13.03.2006 года - даты обращения истцов с заявлением о выплате ЕДВ, по 30.08.2010 года. Размер ежемесячной денежной выплаты в соответствии с подпунктом 4 п.4 ст. 21.3 ФЗ «О ветеранах» в соответствующих редакциях федеральных законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ, от 01.03.2003 года №18-ФЗ, от 14.07.2008 №110-ФЗ, от 28.04.2009 года № 72-ФЗ составлял на март 2006 года - *** с 1.04.2006 года - *** с 1.04.2007 года - *** с 1.04.2008 года - *** с 01.07.2008 года - *** с 1.04.2009 года - *** с 1.04.2010 года - *** Исходя их указанного размера ежемесячной денежной выплаты задолженность перед каждым из истцов за период с 13.03.2006 года по 30.08.2010 года составляет *** из расчета: С 13.03.2006 по 31.03.2006 за 19 дней *** : 30 дней х 19 дней = *** С 01.04.2006 по 31.03.2007 за 12 месяцев *** х 12 месяцев = *** С 01.04.2007 по 31.03.2008 за 12 месяцев *** х 12 месяцев = *** С 01.04.2008 по 30.06.2008 за 3 месяца *** х 3 месяца = *** С 01.07.2008 по 31.03.2009 за 9 месяцев *** х 9 месяцев = *** С 01.04.2009 по 31.03.2010 за 12 месяцев *** х 12 месяцев = *** С 01.04.2010 по 30.08.2010 за 5 месяцев *** х 5 месяцев = *** Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств федерального бюджета. Согласно ст. 98 Гражданского процессуального Кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Истцы просят суд возместить им за счет ответчика расходы по составлению нотариально удостоверенной доверенности на представление их интересов представителем Фонда «Право матери», составляющие сумму *** и расходы по оплате государственной пошлины. Указанные расходы в соответствии с положениями ст. 94 ГПК относятся к судебным расходам, поэтому в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению истцам. Руководствуясь ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Каримова М.С., Каримовой Е.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Орске о признании права на ежемесячную денежную выплату о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате за прошлое время удовлетворить частично. Признать право Каримова М.С., Каримовой Е.Н. на получение ежемесячной денежной компенсации с 13.03.2006 года. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орске выплатить Каримову М.С., Каримовой Е.Н. по *** каждому - ежемесячную денежную выплату за период с 13.03.2006 года по 30.08.2010 года включительно. Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орске в пользу каждого: Каримова М.С. и Каримовой Е.Н. по *** - расходы по оплате удостоверения судебной доверенности и по *** - расходы по государственной пошлине. В иске о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате в большей сумме отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья: подпись Мотивированное решение составлено 12 августа 2011 года Решение обжаловано, изменено и вступило в законную силу: 12 октября 2011г. СПРАВКА Кассационным определением Оренбургского областного суда от 12 октября 2011 года решение Советского районного суда г. Орска от 05 августа 2011 года изменено, изложив абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции: Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орске выплатить Каримову М.С., Каримовой Е.Н. по *** каждому -ежемесячную денежную выплату за период с 13.03.2006 года по 30.08.2010 года включительно. В остальной части это же решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орске без удовлетворения. Судья:подпись.