Дело № 2-2369/2011 Решение Именем Российской Федерации 11 октября 2011 г. Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н., при секретаре Плотниковой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Оренбургской области об оспаривании представления Орского транспортного прокурора, Установил: 13.09.2011 г. Орским транспортным прокурором внесено в адрес руководителя Управления Росздравнадзора по Оренбургской области Васильева Е.А. представление об устранении нарушений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором указано о нарушении Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области Федерального закона и выдвинуто требование к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, привлечении должностных лиц, по вине которых допущено нарушение закона, к дисциплинарной ответственности, о результатах сообщить в письменной форме. Не согласившись с представлением прокурора, Управлением Росздравнадзора подано заявление об его оспаривании, в котором заявитель указал, что в обращении Т., поступившем в Управление 15.03.2011 г. из Уральской транспортной прокуратуры, содержались жалобы на условия предоставления медицинской помощи ее матери в НУЗ «Узловая больница на ст. Орск» ОАО «РЖД». Жалоб на качество оказания медицинской помощи не содержалось. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется фондами ОМС. Управление в соответствии с утвержденным Положением осуществляет контроль за качеством оказания медицинской помощи установленным федеральным стандартам в федеральных учреждениях здравоохранения и при оказании высокотехнологической медицинской помощи, за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской помощи в федеральных и государственных учреждениях здравоохранения. В соответствии со ст. 5.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 контроль за соответствием качества медицинской помощи установленным стандартам и соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в частных учреждениях здравоохранения (ОАО «РЖД») осуществляет Министерство здравоохранения Оренбургской области. По информации, представленной Уральской транспортной прокуратурой, установлено, что Орской транспортной прокуратурой совместно со страховой компанией «Оренбург РОСНО МС» проведена проверка, в результате которой был установлен факт необоснованной госпитализации М. в НУЗ «Узловая больница на ст. Орск» ОАО «РЖД». Страховой компанией к Узловой больнице применены штрафные санкции. В связи с такими обстоятельствами Управлением обращение Т. в иные орган не направлялось. Оснований для направления обращения ФИО8 от 15.03.2011 г. в Министерство здравоохранения Оренбургской области не было. Управлением был направлен ответ Т. об отсутствии в обращении вопросов, входящих в компетенцию Управления. Уральской транспортной прокуратурой обращение Т., содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию прокуратуры, не было направлено в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При направлении обращения по подведомственности прокуратурой не были установлены полномочия Управления. В обращении Т. от 15.03.2011 г. отсутствовали вопросы, входящие в компетенцию Управления в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 г. № 205. Основания для направления обращения Т. от 15.03.2011 г. по подведомственности в другие органы отсутствовали. Все заинтересованные лица о принятом Управлением решении были уведомлены в установленные сроки. Повторное обращение Т. в генеральную прокуратуру РФ содержало вопросы, касающиеся соответствия качества медицинской помощи установленным стандартам. Из Росздравнадзора 07.09.2011 г. поступило аналогичное обращение Т., которое было направлено по подведомственности в Министерство здравоохранения Оренбургской области. Таким образом, полагает, что требованиями Орской транспортной прокуратурой незаконно возлагаются на Управление Росздравнадзора по Оренбургской области обязанности. Просило признать представление Орской транспортной прокуратуры «Об устранении нарушений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 13.09.2011 г. № 01-238-2011 незаконным. В судебном заседании представители заявителя - Кутафина Е.А., Байтурина Р.Р. действующие по доверенности, требования поддержали по указанным в заявлении основаниям. Представитель должностного лица, чье решение оспаривает заявитель, ст. помощник прокурора Рашников М.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что заявитель нарушил требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», в данном случае Управление, установив, что вопросы, указанные в обращении не входят в его компетенцию, должно было направить обращение Т. для рассмотрения по подведомственности в Министерство социального развития и здравоохранения Оренбургской области, что им сделано не было. В связи с этим появилась новая жалоба Т. направленная в Генеральную прокуратуру. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 26.11.2010 г. Т. обратилась к прокурору Советского района г. Орска с жалобой на нарушение прав пациента в НУЗ «Узловая больница на ст. Орск» ОАО «РЖД». Указанная жалоба перенаправлена прокурором по территориальной подведомственности Орскому транспортному прокурору, который в ходе проведенной проверки, установив факт неправомерной госпитализации М. в лечебное учреждение, в адрес заявителя Т. направил ответ от 07.02.2011 г. за № 7-ж-2011г об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. 15.03.2011 г. в Управление Росздравназдора из Уральской транспортной прокуратуры поступило повторное обращение Т. В своем обращении заявитель жаловался на условия предоставления медицинской помощи ее матери М. в лечебном учреждении - НУЗ «Узловая больница на ст. Орск». Установив, что проверка фактов, указанных в обращении Т. не входит в компетенцию Управления, заявитель 17.03.2011 г. направляет Т. письменный ответ, в котором сообщает об этом и напоминает, что ответ на поставленные Т. вопросы уже был направлен транспортной прокуратурой. Таким образом, обращение Т. от 15.03.2011 г. Управлением Росздравназдора по Оренбургской области по существу рассмотрено не было и не было направлено компетентному органу для разрешения. Как установлено из пояснений представителя заявителя, разрешение жалоб на условия оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется фондами ОМС, в данном случае жалоба Т. не относилась к компетенции Управления Росздравнадзора по Оренбургской области. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Согласно пп. 4, 5 ст.11 Закона в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение. Таким образом, буквальное толкование положений закона указывает на то, что в случае неподведомственности рассмотрения обращения гражданина, орган или должностное лицо, к которому оно поступило для рассмотрения, обязано перенаправить обращение в компетентный орган, за исключением многократного обращения гражданина в один и тот же орган, с одним и тем же кругом вопросов. Закон содержит строгий перечень оснований к отказу в рассмотрении по существу обращений граждан. Как установлено судом, жалоба Т. поступила в Управление Росздравнадзора впервые 17.03.2011 г., ранее аналогичное обращение Т. Управлением не рассматривалось. При таких обстоятельствах Управление Росздравнадзора, в случае установления в обращении круга вопросов, не входящих в его компетенцию, должно было направить обращение в компетентный орган, в данном случае фонд Обязательного медицинского страхования, поскольку в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется фондами ОМС. Однако данное требование закона заявителем выполнено не было. Управление Росздравнадзора, отказывая в рассмотрении обращения Т.., сослалось на ответ другого органа, в частности прокуратуры, что не предусмотрено Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Кроме того, как установлено из пояснений представителей заявителя, первоначальное обращение Т. от 26.11.2010 г., которое было рассмотрено Орским транспортным прокурором, в Управлении Росздравнадзора отсутствовало, при таких обстоятельствах идентичность круга вопросов, содержащихся как в первоначальном обращении Т.., так и в повторном, заявитель установить не мог. Таким образом, анализ исследованных по делу доказательств свидетельствует о том, что Управление Росздравнадзора грубо нарушило требования п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Как установлено судом, не получив по существу ответа на свое обращение, Т. обратилась с жалобой в Генеральную прокуратуру РФ, указанная жалоба в настоящее время является предметом совместного рассмотрения Орского транспортного прокурора и Министерства социального развития и здравоохранения Оренбургской области. С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого заявителем представления прокурора, а потому полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Решил: В удовлетворении заявления территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Оренбургской области об оспаривании представления Орского транспортного прокурора об устранении нарушений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 13.09.2011 г. за № 01-27/38-2011 отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья: подпись. Мотивированное решение составлено: 02 ноября 2011 года. Решение не обжаловано и вступило в законную силу: 15 ноября 2011 года.