Дело № 2-2403/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Орск Оренбургской области 05 декабря 2011 года Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Боклаговой С.В., при секретаре Витязевой О.В., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Прониной Т.С., ответчика Гура С.Т. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гура С.Т. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Гура С.Т. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности. Указал, что Гура С.Т. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, серия *** от *** выданного ИМНС РФ по Советскому району г. Орска. В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права № *** от ***, выданного УФРС по Оренбургской области Гура С.Т. на праве собственности принадлежит здание коптильной, общей площадью - 1362, 6 кв.м., расположенное по адресу: г. Орск, пер. ***, д. ***. Кроме того, в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права № *** от ***, выданного УФРС по Оренбургской области Гура С.Т. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью - 1782 кв.м., расположенный в границах ориентира: г. Орск, пер. ***, д. ***. В соответствии с информационной справкой ТО ФС Росстата по Оренбургской области (исх.№ 08-02-05-4261 от 15.09.2011) основным видом хозяйственной деятельности ИП Гура С.Т. является производство продуктов из мяса и мяса птицы. Проверкой установлено, что в деятельности индивидуального предпринимателя Гура С.Т. имеются нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Ранее, 27.03.2006 (рег.№ 195) индивидуальный предприниматель Гура С.Т. Управлением по технологическому и экологическому надзору по Оренбургской области выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения в атмосферный воздух. Срок действия разрешения - до 27.03.2009. Согласно вышеуказанного разрешения в деятельности колбасного цеха Гура С.Т. установлены следующие виды загрязняющих веществ: Оксид азота (4) величина выброса, г/с - 0,0037981, оксид азота (2) - 0,006144, оксид углерода - 0,0137875, диоксид серы - 0,0000042, бензин нефтяной - 0,0001229. В соответствии со справкой Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 30.09.2011г. основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятии являются: автоматическая камера «Autotherm», предназначенная для сушки, варки и копчения, отопительный котёл, предназначенный для отопления цеха, газовый водонагреватель, а также автотранспорт, в количестве 4-х единиц. Проверкой установлено, что Гура С.Т. не разработан и не согласован в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не осуществляется производственный контроль за соблюдением установленных норм предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ч.1 ст. 22, ст. 25 и ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Согласно данному закону юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него установлены Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года N 183. Кроме того, проверкой установлено, что Гура С.Т. не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Согласно данной статьи закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Одновременно, в процессе проверки установлено, что Гура С.Т. не осуществлялась плата за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2011 года, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 17 Закона Оренбургской области от 29 августа 2005 года N 2531/452-III-ОЗ "Об охране окружающей среды", согласно которых негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года N 284-О, разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия. В соответствии с п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632, а также п. 1.3. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26 января 1993 года, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Статьи 42 и 58 Конституции РФ определяют, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Таким образом, в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды индивидуальным предпринимателем Гура С.Т. нарушаются права и интересы лиц, проживающих в г. Орске, а также работников колбасного цеха на обеспечение экологической безопасности жизни и здоровья, а также в несоблюдении публично-правовых обязанностей, которые возложены на Учреждение законодательством. Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ обязать индивидуального предпринимателя Гура С.Т. направить для согласования проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также для установления нормативов предельно допустимых выбросов в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.12.2011г. Обязать Гура С.Т. осуществить производственный экологический контроль - направить сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль - Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, в срок до 01.12.2011г. Обязать Гура С.Т. направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2011 года, в срок до 01.12.2011г. Представитель истца Пронина Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. Срок исполнения определить до 01.02.2012года и 01.04.2012года. Ответчик Гура С.Т. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что предпринимаются меры к устранению данных нарушений. В соответствии со ст.173 ч 2 ГПК РФ судом разъяснены ответчику последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч 3 ГПК РФ. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13.09.2011года, Гура С.Т. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Основной вид деятельности: производство продуктов из мяса и мяса птицы. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд принимает признание иска, если оно добровольное, без принуждения, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд считает необходимым принять признание иска ответчиком Гура С.Т. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, оно добровольное, без принуждения. В соответствии со ст.198 ч 4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к Гура С.Т. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности подлежат удовлетворению. В силу ст. 206 ч 2 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к Гура С.Т. об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Гура С.Т. направить для согласования проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также для установления нормативов предельно допустимых выбросов в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.04.2012года. Обязать индивидуального предпринимателя Гура ФИО11 осуществить производственный экологический контроль - направить сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль - Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в срок до 01.04.2012года. Обязать индивидуального предпринимателя Гура С.Т. направить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2011 года в срок до 01.02.2012года. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья: подпись Боклагова С.В. Мотивировочное решение изготовлено: 12.12.2011г. подпись Решение не обжаловано и вступило в законную силу : 23.11.2011