Дело № 2-593/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Орск Оренбургской области 15 июня 2011 года Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Боклаговой С.В., при секретаре Деминой Е.В., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Советского района г. Орска Прониной Т.С., представителей ответчика Пеняскина А.В., действующего на основании доверенности от 10.03.2011г., Абрамовой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Жилищно-коммунальный сервис -4», Администрации г.Орска об обязании выполнения требований законодательства о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-коммунальный сервис - 4» об обязании выполнения требований законодательства о пожарной безопасности. Определением суда от 23.05.2011года в качестве соответчика была привлечена Администрация г.Орска. В последующем прокурором Советского района г.Орска были уточнены исковые требования, согласно которым Прокурор Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-коммунальный сервис -4», Администрации г.Орска об обязании выполнения требований законодательства о пожарной безопасности. Указал, что Прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности по г. Орску УНД ГУ МЧС России по Оренбургской области проведена проверка законодательства в области пожарной безопасности в здании общежития, расположенного на территории Советского района г. Орска по адресу: г. Орск, ул. ***, д. *** Проверкой установлено, что соблюдение законодательства о пожарной безопасности в вышеуказанном здании общежития, находящимся на обслуживании ООО «Жилищно-коммунальный сервис № 4» осуществляется ненадлежащим образом: 4) соединение жил электрических поводов в распределительных коробках и электросветильниках в здании общежития осуществлено при помощи «скруток», а не методом прессовки, пайки, сварки и сжимов, чем нарушен п. 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), п. 2.1.21 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ) Шестое издание" утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР, согласно которых проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке; 5) в зданиях не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, контуров заземления, проверки металлосвязей, фазы - ноль, молниезащиты, чем нарушен п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года N 6, согласно которых потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов, своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования, проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии; 6) отсутствуют выполненные в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 планы эвакуации люде при пожаре на 1 -м и 2-м этажах в здании общежития, что является нарушением п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, согласно которого на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников; 7) люк, ведущий в чердачное помещение эксплуатируется с пределом огнестойкости менее EI 30, чем нарушен п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утверждённых Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), п. 8.4* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7, согласно которым в чердаках зданий, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м; 8) люк, ведущий в чердачное помещение эксплуатируется в открытом состоянии. Возле люка отсутствует информация о месте хранения ключей, чем нарушен п. 44 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03)" согласно которому двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты. 9) помещения общежития не укомплектованы первичными средствами пожаротушения, (не менее 4 - х в здании, не менее двух на каждом этаже, объемом не менее 5 литров), что является нарушением п. 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), согласно которого помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей. При наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется согласно п.14 и таблицам 1 и 2 с учетом суммарной площади этих помещений (п.п. 8,10 Приложения); 10) на фасаде здания отсутствует соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) по направлению к пожарному гидранту, чем нарушен п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, согласно которого, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. 11) деревянные конструкции чердачного помещения общежития не обработаны огнезащитным составом, чем нарушен п. 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, согласно которого нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год. 12) отсутствует стальная стремянка в лестничной клетке, предназначенная для выхода на чердак, чем нарушен п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), п. 8.4* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7. Пунктом 10 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) установлено, что собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Данное требование также содержится в ст. 25 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1673/276-III-ОЗ "О пожарной безопасности в Оренбургской области", п. 2 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), согласно которых, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно сообщения Комитета по управлению имуществом г. Орска от 25.05.2011г. на основании решения Орского городского Совета Депутатов от 24.11.2004 № 481 объект недвижимости - общежитие по ул. ***, *** в г. Орске включено в перечень жилого недвижимого имущества г. Орска под № 2716. На сегодняшний день ни одно жилое помещение в общежитии не приватизировано. Согласно ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Как следует из п. 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность") надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений. Согласно пп. «е» п. 11 указанного Постановления Правительства РФ содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности. Таким образом, в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности ООО «Жилищно-коммунальный сервис № 4» не созданы условия для предотвращения возможности возникновения пожара, его дальнейшего распространения по элементам конструкций здания и находящихся в них материальных ценностей, следствием чего является создание угрозы жизни здоровью людей, что непосредственно влияет на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений общежития во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нём, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ просил обязать Администрацию г. Орска в помещениях общежития по ул. Узловая, 6 «Б» в г. Орске установить автоматическую установку пожарной сигнализации; установить систему оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа; демонтировать на окнах 1 - го этажа глухие металлические решетки. Установить планы эвакуации людей при пожаре на 1 и 2 этажах в здании общежития. Укомплектовать помещение общежития первичными средствами пожаротушения не менее 4-х в здании, не менее 2 -х на каждом этаже, объемом не менее 5 литров. Установить люк, ведущий в чердачное помещение с пределом огнестойкости не менее EI 30. Установить на фасаде здания соответствующий указатель по направлению к пожарному гидранту. Обработать деревянные конструкции чердачного помещения общежития огнезащитным составом. Установить стремянку в лестничной клетке, предназначенной для выхода на чердак, в срок до 01.07.2011г. Обязать ООО «ЖКС № 4» в помещениях общежития по ул. ***, *** в г. Орске соединить жилы электрических проводов в распределительных коробках и электросветильниках в здании общежития методом прессовки, пайки, сварки или сжимов. Провести замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, контуров заземления, проверки металлосвязей, фазы - ноль, молниезащиты. Обработать деревянные конструкции чердачного помещения общежития огнезащитным составом. Установить стремянку в лестничной клетке, предназначенной для выхода на чердак, в срок до 01.07.2011г. Представитель истца Пронина Т.С. в судебном заседании в части исковых требований отказалась, в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора. Просила производство по делу в части обязания Администрации г.Орска в общежитии по ул.Узловая, 6 «Б» в г.Орске демонтажа на окнах 1 - го этажа глухих металлических решеток; установки планов эвакуации людей при пожаре на 1 и 2 этажах в здании общежития; укомплектования помещения общежития первичными средствами пожаротушения не менее 4-х в здании, не менее 2 -х на каждом этаже, объемом не менее 5 литров; установки на фасаде здания соответствующего указателя по направлению к пожарному гидранту; установки стремянки в лестничной клетке, предназначенной для выхода на чердак, прекратить. В части обязания ООО «ЖКС-4» соединить жилы электрических проводов в распределительных коробках и электросветильниках в здании общежития методом прессовки, пайки, сварки или сжимов; провести замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, контуров заземления; проверки металлосвязей, фазы - ноль, молниезащиты; установку стремянки в лестничной клетке, предназначенной для выхода на чердак прекратить. В остальной части исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчикам срок устранения нарушений до 01.09.2011года. Определением суда от 15.06.2011года принят от представителя истца отказ от иска в части выполнения требований. Производство по делу в части прекращено. Представитель ответчика ООО «ЖКС-4» Абрамова Н.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования признала, пояснила, что предпринимаются меры к устранению данных нарушений. В соответствии со ст.173 ч 2 ГПК РФ судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч 3 ГПК РФ. Представитель ответчика Администрации г.Орска Пеняскин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что между Администрацией г.Орска и ООО «ЖКС-4» заключен договор на управление многоквартирным домом, а не общежития по ул.***, *** г.Орска. В связи с чем, к данному зданию не применяются правила пожарной безопасности, установленные для общежития. Согласно договору управления домом, управляющая компания ООО «ЖКС-4» обязуется совершать от имени собственника, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме по адресу г.Орск ул.***, *** Просил в иске к Администрации г.Орска отказать. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу п.10 ч 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Решением Орского городского Совета депутатов №52-888 от 02.06.2009г. утвержден перечень мероприятий по реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Орска, которым предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Постановлением Администрации г.Орска №6762-п от 10.12.2009г. утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования город Орск, в котором в соответствии с п.4.2.4 предусмотрено содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Судом установлено и из материалов дела усматривается, что здание общежитие локомотивного депо, расположенное по ул.***, *** в г.Орске принадлежит муниципальному образованию г.Орска Оренбургской области, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.06.2011года. Как следует из сообщения Комитета по управлению имуществом администрации г.Орска от 17.03.2011г. на основании постановления Администрации г.Орска от 03.02.2010г. №646-п объект недвижимости - общежитие, 19 квартирный, общей площадью 323 кв.м, жилой площадью 219,6 кв.м, расположенное по адресу г.Орск ул.***, д. *** включен в перечень жилого недвижимого имущества г.Орска под № 2716 (л.д. 40). Согласно договору управления домом, находящимся в муниципальной собственности от 10.05.2009года дом по ул.Узловая, 6 «Б» обслуживается ООО «Жилищно-коммунальный сервис-4». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис -4» является юридическим лицом, зарегистрировано 23.12.2005году. Основной вид деятельности : управление эксплуатацией жилищного фонда. Согласно п. 2 Устава ООО «Жилищно-коммунального сервиса-4» для управления и обслуживания жилого фона общество осуществляет следующие виды деятельности: управление многоквартирными домами; техническое обслуживание жилого фонда; осуществляет текущий ремонт и содержание жилых и нежилых помещений, связанных с обслуживанием жилых помещений в многоквартирном доме; капитальный ремонт дома за счет средств муниципального бюджета; осуществляет содержание и ремонт многоквартирного дома, в соответствии с критериями права, установленными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, соблюдениями ГОСТов, СНиПов, СанПинов. Протоколом № 1 общего собрания участников общества ООО «Жилищно-коммунального сервиса-4» от 26.03.2009года и приказу № 5 от 26.03.2009года директором ООО «ЖКС-4» является Абрамова Н.Н. с 26.03.2009года. Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №5 от 08.01.2011г., следует, что в помещении общежития: отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; люк, ведущий в чердачное помещения эксплуатируется в открытом состоянии. Возле люка отсутствует информация о месте хранения ключей; деревянные конструкции чердачного помещения общежития не обработаны огнезащитным составом и др. Таким образом, нарушены требования ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл. 1 п.6.1; НПБ 104-03 табл. 1;2; СНиП 21-01-97 п.8.4; ППБ 01-03 п.3, 36; СНиП П-26-76 п.3.13. Судом установлено, что данные нарушения имеют место до настоящего времени. Согласно приложению к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденному Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 315 здание общежития подлежит защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п.102 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, а также п.4.1 таблица №1, Приказа МЧС РФ от 20.06.2003г. № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), системы оповещения людей о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). Согласно п.3 вышеуказанных Правил и п.8.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений, принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. №18-7 в чердаках зданий, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размером не менее 0,6 х 0,8 м. Люк, ведущий в чердачное помещение эксплуатируется с пределом огнестойкости менее Е1. Пунктом 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 нарушение огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.), строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора Советского района г.Орска к ООО «Жилищно-коммунальный сервис - 4», Администрации г.Орска об обязании выполнения требований законодательства о пожарной безопасности подлежат удовлетворению. В силу ст. 206 ч 2 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Жилищно-коммунальный сервис -4», Администрации г.Орска об обязании выполнения требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить. Обязать Администрацию г.Орска в помещениях общежития по ул.***, *** в г.Орске установить автоматическую установку пожарной сигнализации, установить систему оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа; установить люк, ведущий в чердачное помещение с пределом огнестойкости не менее Е1 30; обработать деревянные конструкции чердачного помещения общежития огнезащитным составом в срок до 01.09.2011года. Обязать ООО «Жилищно-коммунальный сервис - 4» в помещениях общежития по ул.***, *** в г.Орске обработать деревянные конструкции чердачного помещения общежития огнезащитным составом в срок до 01.09.2011года. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья: подпись Боклагова С.В. Решение обжаловано в кассационном порядке, оставлено без изменения и вступило в законную силу 10.08.2011