О нарушении выполнения лицензионных требований и условия при осуществлении медицинской деятельности



Дело ***П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Орск 20 мая 2010 года

Судья Советского районного суда г. Орска Оренбургской области О.Б. Свинина,

при секретаре К.Л.К.,

с участием представителя юридического лица МЛПУ «Городская больница № ***» г.Орска, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, П.С.В.,

представителя Управления здравоохранения при администрации г.Орска К.А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ в отношении юридического лица муниципального лечебно-профилактического учреждения «Городская больница ***» г.Орска,

УСТАНОВИЛ:

*** года комиссия в составе главных специалистов отдела лицензирования медицинской деятельности Управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области С.С.А., Ч.Е.В. проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в МЛПУ «Городская больница ***» по адресам: г.Орск ***, ***, г.Орск ***, *** Б, г.Орск ***, ***, г.Орск ***, *** литер ***, г.Орск ***/ ***, ***, г.Орск ***/ ***, ***.

В ходе проверки, согласно протоколу об административном правонарушении *** от *** года, в деятельности МЛПУ «Городская больница ***» выявлены нарушения выполнения лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «а, г, ж» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 года, а именно:

- по адресу г.Орск *** Б совмещен прием взрослых и детей: в массажном кабинете, в регистратуре – нарушение п.2.10 СанПиН 2.1.3.1375-03; в физиотерапевтическом кабинете не представлен набор по оказанию неотложной помощи при поражении электротоком; в ЦСО, в хирургической перевязочной, в процедурной лор.врача, в лаборатории, в процедурном кабинете дневного стационара дефекты стен в виде отставшей плитки, в процедурном кабинете находится шкаф для хранения одежды, в кабинетах физиотерапии, невролога, офтальмолога дефект стен в виде трещин;

- по адресу г.Орск *** литер *** в стационаре: снижены площади на одну койку (площадь палат 25 кв.м., количество установленных кроватей 8-9 при норме 6 кв.м.на 1 койку – нарушение Пособия по проектированию учреждения здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89); не представлены: в отделение анестезиологии и реанимации аппарат для измерения центрального венозного давления, плевроаспиратор, небулайзер, в кабинете врача невролога – негатоскоп, в кабинете врача отоларинголога – диафаноскоп, ларингостробоскоп, гальванокаутер, микроскоп отоларингологический смотровой, отоскоп, в кабинете врача хирурга (с перевязочной) – аппарат для утрозвуковой очистки инструментов, электротермометр, отсасыватель хирургический, негатоскоп – нарушение Приказа Министерства здравоохранения Оренбургской области от 21.12.2006 г. № 1167 «Об утверждении табеля оснащения медицинским оборудованием», в кабинете проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) имеется один алкотестер (норма 2 шт.), не представлены экспресс-тесты на алкоголь и наркотики – не соответствует требованиям методических рекомендаций «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения», утвержденных письмом МЗ РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»; в палатах терапевтического отделения отсутствуют умывальники (нарушение п. 5.5 СанПин 2.1.3.1375-03), в палатах проведения кемодиализа дефекты стен в виде отставшей плитки, в приемном покое и в кабинете нефролога дефект стен в виде трещин, отставшей побелки;

- по адресу г.Орск *** кабинет инфекционных заболеваний не имеет самостоятельный выход, на третьем этаже поликлиники коридор общий для взрослого и детского приема, совмещен прием взрослых и детей в кабинете врача травматолога – нарушение п.2.10 СанПиН 2.1.3.1375-03 (с изменениями от 25.04.2007г.); в хирургической перевязочной дефект стены после замены трубопровода, в стоматологических кабинетах края линолеума не подведены под плинтус, в кабинетах физиотерапии на втором этаже, в процедурном кабинете на первом этаже дефект стен в виде отставшей краски, в процедурном кабинете на втором этаже края линолеума не подведены под плинтус, дефект стены после замены трубопровода, в перевязочной на первом этаже дефект стен в виде отставшей плитки;

- по адресу г.Орск ***, г.Орск *** в физиотерапевтическом кабинете на некоторых приборах при подключении к сети отсутствуют индивидуальные пусковые щитки, что не соответствует требованиям п.3.18 ОСТ 42-21-16-86 ССБТ Система стандартов безопасности труда «Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности»; в кабинете терапевта дефект стен в виде трещин;

- по адресу г.Орск *** / *** в прививочном кабинете находится картотека.

Не имеют сертификат по сестринскому делу (не соответствует требованиям приказа МЗ РФ от 05.06.1998 года № 186) медсестра Л.К.В. (диплом и сертификат лечебное дело), медсестра врача офтальмолога Х.А.А. (диплом и сертификат лечебное дело), медсестра отделения диализа Ш.Г.Т. (диплом и сертификат лечебное дело).

По результатам выявленных нарушений главным специалистом отдела лицензирования медицинской деятельности Управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области С.С.А. составлен протокол *** от *** года об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица МЛПУ «Городская больница ***».

В судебном заседании представитель МЛПУ «Городская больница ***» П.С.В. вину в совершенном правонарушении признал частично. Суду показал, что набор по оказанию неотложной помощи при поражениях электротоком в физиотерапевтическом кабинете по адресу г.Орск *** «Б» имеется, однако на момент проведения проверки он не был представлен ввиду отсутствия на рабочем месте медицинской сестры. Кроме того, считает, что отсутствие сертификатов по сестринскому делу не является обязательным для указанных в протоколе об административном правонарушении медицинских сестер Л.К.В., Х.А.А., Ш.Г.Т., поскольку данные работники являлись временными и имели дипломы и сертификаты лечебное дело. Показал, что часть нарушений, указанных в протоколе, устранено. Оставшаяся часть нарушений будет устранена в 2011 году, о чем представил суду план мероприятий по устранению замечаний, выявленных в ходе проведения проверки лицензионной комиссии в 2010 году, утвержденный главным врачом МЛПУ «Городская больница ***» г.Орска. В связи с тем, что частично нарушения устранены, общественной опасности для больных они не представляют, просит не приостанавливать деятельность Городской больницы *** г.Орска, а назначить наказание в виде административного штрафа.

Представитель Управления здравоохранения при администрации г.Орска К.А.М. показала, что нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, являются незначительными, опасности для пациентов и медицинского персонала не представляют, в связи с чем просила назначить в отношении МЛПУ «Городская больница ***» г.Орска наказание в виде административного штрафа, не приостанавливая ее деятельность.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – главный специалист отдела лицензирования медицинской деятельности Управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области С.С.А. в судебное заседание не явились. О дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть протокол об административном правонарушении в отношении МЛПУ «Городская больница ***» г.Орска в их отсутствие.

В соответствие с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд считает рассмотреть протокол об административном правонарушении в отсутствии вышеуказанных лиц, которые надлежащим образом извещены.

Судом исследованы письменные доказательства: акт проверки МЛПУ «Городская больница ***» *** от *** года л.д. 7-11); лицензии на осуществление медицинской деятельности л.д. 12-25), свидетельство о постановке на учет юридического лица МЛПУ «Городская больница ***» в налоговом органе л.д. 26), свидетельство о внесении записи с ЕГРЮЛ о юридическом лице МЛПУ «Городская больница ***» л.д. 27), распоряжение директора департамента здравоохранения Оренбургской области *** от *** года о проведении плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований и условий в отношении МЛПУ «Городская больница ***» л.д. 28-29), перечень документов, относящихся к мероприятиям по контролю л.д. 30-31), извещение главного врача МЛПУ «Городская больница ***» К.А.В. о проведении плановой проверки л.д. 32), постановление главы г.Орска ***п от *** года о назначении К.А.В. главным врачом МЛПУ «Городская больница ***» *** л.д.35), приказ начальника Управления здравоохранения администрации г.Орска *** от *** года о предоставлении главному врачу МЛПУ «Городская больница ***» К.А.В. очередного отпуска и возложении исполнения обязанности главного врача МЛПУ «Городская больница ***» на заместителя главного врача П.С.В. л.д. 36).

Ст.19.20 ч.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). При этом, согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (в ред. от 07.04.2008) "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" п. 5 настоящего Положения.

Так, подпунктом «а» п. 5 указанного Положения установлена обязанность наличия у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.

В соответствие с Приказом Министерства здравоохранения Оренбургской области от 21.12.2006 г. № 1167 «Об утверждении табеля оснащения медицинским оборудованием» утвержден табель оснащения лечебно-профилактических учреждений области медицинским оборудованием в зависимости от уровня оказания медицинской помощи (приложение N 1 - амбулатории, приложение N 2 - участковые больницы, приложение N 3 - центральные районные больницы, приложение N 4 - городские больницы).

В нарушение данного Приказа в отделении анестезиологии и реанимации по адресу г.Орск *** литер ЕЕ1 отсутствуют: аппарат для измерения центрального венозного давления, плевроаспиратор, небулайзер, в кабинете врача невролога – негатоскоп, в кабинете врача отоларинголога – диафаноскоп, ларингостробоскоп, гальванокаутер, микроскоп отоларингологический смотровой, отоскоп, в кабинете врача хирурга (с перевязочной) – аппарат для утрозвуковой очистки инструментов, электротермометр, отсасыватель хирургический, негатоскоп.

П.п. 3.1, 3.18 18 ОСТ 42-21-16-86 ССБТ Системы стандартов безопасности труда «Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности», устанавливают, что в кабинете физиотерапии в каждой процедурной кабине для подключения аппаратов на высоте 1,6 м. от уровня пола должен устанавливаться пусковой щиток.

В нарушение данных требований в физиотерапевтических кабинетах по *** и по *** в г.Орске, на некоторых приборах при подключении к сети отсутствуют индивидуальные пусковые щитки.

В соответствии со СНиП 2.08.02-89 и пособию по проектированию учреждения здравоохранения на 1 койку – норма составляет 6 кв.м.

Однако в стационаре по адресу г.Орск *** литер ЕЕ1 площадь палаты составляет 25 кв.м., но в палатах установлено по 8-9 коек, что превышает установленные нормы.

Согласно п.4 типового Положения «Об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» (приложение №2 к методических рекомендаций «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения», утвержденных письмом МЗ РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», согласно которым для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, которое должно быть оснащено медицинскими приборами, оборудованием и мебелью, в том числе прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе в количестве 2 шт., алкометром, экспресс-тестами на алкоголь и наркотики, постоянный запас которых установлен в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.. В нарушение данного требования в кабинете проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) по адресу г.Орск *** литер ЕЕ1 имеется один алкотестер, отсутствуют экспресс-тесты на алкоголь и наркотики.

Согласно п. 2.10 СанПиН 2.1.3.1375-03 инфекционные, кожно-венерологические, акушерские, детские, психосоматические отделения, радиологические отделения для лечебных целей, входящие в состав многопрофильных лечебных учреждений, должны размещаться в отдельно стоящих зданиях. Поликлинический корпус должен быть приближен к периферии участка, иметь самостоятельный вход.

В нарушение данных требований СанПиНа по адресу г.Орск *** «Б» совмещен прием взрослых и детей в массажном кабинете и в регистратуре; кабинет инфекционных заболеваний по адресу г.Орск *** не имеет самостоятельный выход, на третьем этаже поликлиники коридор общий для взрослого и детского приема, совмещен прием взрослых и детей в кабинете врача травматолога.

Подпунктом «г» п.5 Положения установлена обязанность наличия в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

В соответствие с Приказом МЗ РФ от 05.06.1998 года № 186, периодичность усовершенствования постдипломного образования для специальности сестринское дело установлена не реже 1 раза в 5 лет.

В ходе плановой проверки МЛПУ «Городская больница ***» установлено, что медсестры Л.К.В., Х.А.А., Ш.Г.Т. имеют диплом и сертификат лечебное дело, однако сертификат по сестринскому делу не имеют.

В судебном заседании представитель МЛПУ «Городская больница ***» г.Орска П.С.В. показал, что медсестры Л.К.В., Х.А.А., Ш.Г.Т. являются временными работниками, имеют дипломы и сертификат лечебное дело, наличие сертификата сестринское дело для них не является обязательным.

Суд считает, что данные нарушения нашли свое подтверждение в судебном заседании, а наличие сертификата сестринское дело предусмотрен нормативными актами и является обязательным в деятельности медицинских сестер.

Подпунктом «ж» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлена обязанность соблюдения лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности.

П.5.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 установлено, что в палатах для больных (в том числе в детских палатах и палатах новорожденных), врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в шлюзах боксов и полубоксов, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в разводящей сети детских и психиатрических палат не должна превышать 37 град. С.

В нарушение данного требования в палатах терапевтического отделения по адресу г.Орск *** литер ЕЕ1 умывальники отсутствуют.

Раздел 4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 предъявляет требования к внутренней отделке помещений, в частности, согласно п. 4.2. поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

В нарушение данных требований по адресу г.Орск *** литер ЕЕ1 в палатах проведения гемодиализа имеются дефекты стен в виде отставшей плитки, в приемном покое и в кабинете нефролога дефект стен в виде трещин, отставшей побелки, по адресу г.Орск *** «Б» в центральном стерилизационном отделении (ЦСО), в хирургической перевязочной, в процедурной лор.врача, в лаборатории, в процедурном кабинете дневного стационара дефекты стен в виде отставшей плитки, в кабинетах физиатерапии, невролога, офтальмолога дефект стен в виде трещин. В кабинете терапевта по адресу г.Орск *** дефект стен в виде трещин. По адресу г.Орск *** в хирургической перевязочной, в процедурном кабинете на втором этаже дефект стен после замены трубопровода, в кабинетах физиотерапии на втором этаже, в процедурном кабинете на первом этаже дефект стен в виде отставшей краски, в перевязочной на первом этаже дефекты стен в виде отставшей плитки.

П.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 установлено, что покрытия пола в лечебных учреждениях не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтуса, которые должны быть плотно закреплены между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны.

В нарушение данного требования в стоматологических кабинетах и процедурном кабинете по адресу г.Орск *** края линолеума не подведены под плинтус.

Кроме того, при проверке выполнения лицензионных требований и условия установлено, что в процедурном кабинете по адресу г.Орск *** «б» находится шкаф для хранения одежды, в прививочном кабинете по адресу г.Орск ***/ул.С.Разина, 55/87 находится картотека, что также является нарушением п.11.4 СаПиН 2.1.3.1375-03.

Таким образом, нарушения выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении МЛПУ «Городская больница ***» г.Орска медицинской деятельности нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Данные нарушения в соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности являются грубыми.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что вина юридического лица МЛПУ «Городская больница ***» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ доказана, в его действиях содержится состав правонарушения, предусмотренный указанной нормой, а именно: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении вида административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также требования ст. 3.12 ч.1 КоАП РФ, согласно которой административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровья людей.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность юридического лица МЛПУ «Городская больница ***», суд в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ относит признание вины представителем юридического лица, совершившего административное правонарушение, принятие им мер к устранению выявленных в ходе проверки нарушений.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлены.

Суд также учитывает, что часть нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, устранена, о чем в судебном заседании подтвердил представитель МЛПУ «Городская больница ***» г.Орска П.С.В..

Кроме того, МЛПУ «Городская больница ***» г.Орска разработан и утвержден план мероприятий по устранению замечаний, выявленных в ходе проведения проверки лицензионной комиссии в 2010 году, по состоянию на октябрь 2011 года.

С учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, объемом и характером допущенных нарушений выполнения лицензионных требований и условий, действий, направленных на устранение данных нарушений, а также с учетом того, что выявленные нарушения опасности для пациентов и медицинского персонала не представляют, суд приходит к выводу о возможности назначения юридическому лицу наказания в виде административного штрафа, не приостанавливая деятельность МЛПУ «Городская больница ***».

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская больница ***» г.Орска, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа подлежит уплате в срок не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам на счет получателя: Управление федерального казначейства РФ по Оренбургской области (Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области), ИНН/КПП получателя 5612070370 / 561201001, счет получателя 40101810200000010010, Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области, БИК банка получателя 045354001, ОКАТО 53401000000, Код администратора доходов 89111690040040000140 (Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов).

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья: О.Б. СВИНИНА