о возложении обязанности по разработке проекта ориентировочного санитарно-защитной зоны
Дело № 2-3381/10
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2010 г.
Советский районный суд города Омска в составе
председательствующего Романовой О.Б.,
при секретаре Мёлдовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Производственная фирма «ЛАГОМ» о возложении обязанности по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ЗАО «Производственная фирма «ЛАГОМ» о возложении обязанности по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. В обоснование заявленных требований указало, что 02 июля 2010 г. в 16 часов 00 минут при осуществлении плановой выездной проверки (распоряжение о проведении плановой выездной проверки заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области) деятельности ЗАО «ПФ «ЛАГОМ», расположенного по адресу: ул.С., Управлением Роспотребнадзора по Омской области установлено: предприятие 3 класса опасности эксплуатируется без проекта санитарно-защитной зоны, проект санитарно-защитной зоны не разработан, указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки Управления Роспотребнадзора по Омской области. Согласно части 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Согласно пунктам 2.1, 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. ЗАО «ПФ «ЛАГОМ», осуществляющее деятельность по изготовлению строительных материалов из пенополистирола, не исполняет требования ч. 3 ст. 20, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», поскольку проект санитарно-защитной зоны производства не разработан. Тем самым нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, предусмотренные статьями 7, 42 Конституции РФ, и гарантированные государством. В связи с чем, Управление Роспотребнадзора по Омской области просит обязать ЗАО «ПФ «ЛАГОМ» разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Омской области в установленном законодательством РФ порядке до 01.04.2011 г. При удовлетворении исковых требований обязать ЗАО «ПФ «ЛАГОМ» опубликовать решение суда в средствах массовой информации г. Омска в течение 10 дней с момента вступления в законную силу.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, в соответствии с которыми, просил обязать ЗАО «ПФ «ЛАГОМ» разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, который согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Омской области в установленном законодательством РФ порядке до 01.04.2011 г. В обоснование уточненных исковых требований дополнительно указал, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области – Новрузова Ю.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что проверка предприятия проводилась непосредственно по адресу: ул. С.
Ответчик ЗАО «Производственная фирма «ЛАГОМ», извещенный в лице его представителя по доверенности Мурашова В.Н. надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, сведений об уважительности причин не явки не сообщил, возражений по иску не представил.
Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим, в том числе, из экологических правоотношений.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Статьей 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
В силу ст. 1 ФЗ «Об охране окружающего воздуха» атмосферный воздух есть жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно положениям ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений, иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области о проведении плановой выездной проверки в период с 10 июня 2010 г. по 02.07.2010 г. проведена плановая проверка деятельности ЗАО «ПФ «ЛАГОМ», расположенного по адресу: ул. С.
В ходе указанной проверки было установлено, что предприятие относится к 3 классу опасности и эксплуатируется без проекта санитарно-защитной зоны, проект санитарно-защитной зоны на предприятии не разработан, что было отражено в акте проверки Управления Роспотребнадзора по Омской области.
Согласно предписанию должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, ЗАО «ПФ «ЛАГОМ», с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей было предложено разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны и согласовать его в установленном законодательством РФ порядке до 01.04.2011 г.
ЗАО «Производственная фирма «ЛАГОМ» указанное предписание об устранении нарушений законодательства в установленном законом порядке не оспорило.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении ЗАО «Производственная фирма «ЛАГОМ», расположенное по адресу: ул. С., признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа 10000 рублей.
Таким образом, в судебном заседании было достоверно установлено, что ЗАО «ПФ «ЛАГОМ», осуществляя деятельность по изготовлению строительных материалов из пенополистирола, не исполняет требования ч. 3 ст. 20, ч. З ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (не разработан проект санитарно-защитной зоны производства), тем самым нарушает интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, предусмотренные статьями 7, 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлено доказательств того, что им разработан проект санитарно-защитной зоны производства.
Поскольку установлено, что ЗАО «ПФ «ЛАГОМ» в нарушение требований природоохранного и санитарного законодательства Российской Федерации до настоящего времени не разработало проект санитарно-защитной зоны, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны производства, расположенного по адресу: ул.. С., и представить его в Управление Роспотребнадзора по Омской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно правилам, предусмотренным ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера юридическим лицом уплачивается в размере 4 000 рублей.
Таким образом, с ЗАО «ПФ «ЛАГОМ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Закрытое акционерное общество «Производственная фирма «ЛАГОМ» разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны производства, расположенного по адресу: ул. С., и представить его для согласования в Управление Роспотребнадзора по Омской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 апреля 2011 г.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Производственная фирма «ЛАГОМ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.Б.Романова