Копия
Дело № 2-4054/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2010 г.г. Омск
Советский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Романовой О.Б.,
при секретаре Мёлдовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения пожарной и промышленной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «ПКФ «Техсинтез» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения пожарной и промышленной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности в деятельности АГЗС, расположенной на 12 км <данные изъяты> Омского района Омской области, эксплуатируемой ООО ПКФ «Техсинтез», в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Статьей 15 частью 2 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций и учреждений обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
При этом в силу части 3 статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
При проведении выездной проверки на АГЗС ООО ПКФ «Техсинтез», расположенном по адресу: Омская область, Омский район, 12 км <данные изъяты>, установлено, что в нарушение п.п. 6, 23, 60, 90, 108 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, отсутствует инструкция по мерам пожарной безопасности, не предусмотрен свободный проезд к пожарному водоему, электролампы освещения не закрыты защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильника, отсутствуют указатели месторасположения пожарного водоема на пути движения и непосредственно у пожарного водоема, не произведена своевременная перезарядка огнетушителей; в нарушение п. 108 приложения 3 п.п. 15, 16 ППБ 01-03 отсутствует журнал учета огнетушителей, отсутствует нумерация огнетушителей.
Кроме того, в нарушение п. 40 Норм пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» НПБ 111-98*, утвержденных приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.03.1998 № 25, не предоставлены паспорта на молниезащитные устройства, замеры сопротивления промышленной частоты заземлителей.
Указанные факты свидетельствуют о наличии нарушений законодательства о пожарной безопасности эксплуатирующей АГЗС.
Положения Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Между тем в ходе выездной проверки АГЗС, расположенной на 12 км <данные изъяты> Омского района Омской области, выявлены многочисленные нарушения законодательства о промышленной безопасности. Так, в нарушение п.п. 1.4., 4.22., 11.1. «Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа», утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 04.03.2003 № 6 «Об утверждении правил безопасности или эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа» (ПБ 12-527-03), не предъявлен паспорт АГЗС, на бирках резинотканевых рукавов не указана дата следующего испытания и номер рукава, не представлены производственные инструкции, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на территории АГЗС. В нарушение п.п. 5.6.9., 5.12.19., 9.1. «Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 27.05.2003 г. № 40 «Об утверждении правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» (ПБ 12-609-03), предохранительные клапана на редукционных головках не испытываются в соответствии с правилами (на бирках указана дата последнего испытания - 2006 год), на газовом оборудовании установлены показывающие манометры не прошедшие очередную госповерку, отсутствует утвержденный техническим руководителем перечень газоопасных работ выполняемых с оформлением нарядов-допусков. Результаты проведенной проверки зафиксированы в справке, составленной в присутствии представителя ООО ПКФ «Техсинтез» <данные изъяты> указаны в информации Территориального отдела ГПН Омского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области № <данные изъяты> от 15.09.2010 г., Омского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Западно-Сибирского управления Ростехнадзора № 27/14906 от 12.10.2010 г. Таким образом, эксплуатация автомобильной газозаправочной станции, расположенной на 12 км <данные изъяты> Омского района Омской области, осуществляется с нарушениями пожарной и промышленной безопасности, нарушает права неопределенного круга лиц и угрожает безопасности населения. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поэтому просит признать незаконным бездействие ООО ПКФ «Техсинтез» по выполнению требований пожарной и промышленной безопасности на АГЗС, расположенной на 12 <данные изъяты> Омского района Омской области и обязать ООО ПКФ «Техсинтез» устранить нарушения пожарной и промышленной безопасности на АГЗС, расположенной на 12 км <данные изъяты> Омского района Омской области.
Старший помощник прокурора Омского района Омской области <данные изъяты> исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в результате проверки исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности в деятельности АГЗС, расположенной на 12 км <данные изъяты> Омского района Омской области, эксплуатируемой ООО «ПКФ «Техсинтез», выявлены существенные нарушения действующего законодательства о пожарной и промышленной безопасности. С результатами проверки ответчик был ознакомлен, до настоящего времени нарушения не устранены.
Ответчик – ООО «ПКФ «Техсинтез» участия в судебном заседании не принимал, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, возражений по иску не представил.
Третье лицо – ОГПН Омского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области в лице своего представителя участия в судебном заседании не принимало, было извещено о времени и месте судебного заседания, обратилось с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо - Омский территориальный отдел по надзору за опасными производственными объектами Западно-Сибирского управления Ростехнадзора в лице своего представителя участия в судебном заседании не принимало, было извещено о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно положениям Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" пожарная безопасность есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1).
В соответствии со ст. 20 названного ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами. Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу ст. 34 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона, регламентирующей обязанности организаций в области пожарной безопасности, в обязанности руководителей организаций входит соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты. Кроме того, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Исходя из пункта 6 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МСЧ от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03) на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением N 1.
Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда (пункт 23 Правил).
Из пункта 60 Правил пожарной безопасности следует, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается:
- использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
- пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
- размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 Правил).
В соответствии с пунктом 108 Правил пожарной безопасности помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Так, согласно пунктам 15, 16 приложения № 3 названных Правил, на объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.
Согласно пункту 40 Норм пожарной безопасности НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 г. №25, АЗС следует оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории.
На основании Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1.4. Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 г. № 6, на каждой АГЗС разрабатываются должностные и производственные инструкции, а также составляется паспорт АГЗС, содержащий сведения в соответствии с приложением 1.
При проведении технического обслуживания газопроводов и арматуры должны выполняться следующие работы:
наружный осмотр газопроводов для выявления неплотностей в сварных стыках, фланцевых и резьбовых соединениях, сальниковых уплотнениях и определения состояния теплоизоляции и окраски;
осмотр и мелкий ремонт арматуры, очистка арматуры и приводного устройства от загрязнения, наледи и определение их технической безопасности;
проверка состояния опор трубопроводов, колодцев, а также пожарных гидрантов (пункт 4.2 Правил).
Исходя из п. 11.1. Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, на АГЗС должны быть составлены и утверждены в установленном порядке производственные инструкции, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на территории АГЗС.
Согласно пункту 5.6.9. Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 27.05.2003 г. № 40, исправность и настройка предохранительных клапанов должна проверяться не реже 1 раза в 12 мес. Установка заглушки на место снимаемого клапана на проверку или ремонт не допускается.
Не допускаются к применению средства измерения, у которых отсутствует пломба или клеймо, просрочен срок поверки, имеются повреждения, стрелка при отключении не возвращается к нулевому делению шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности прибора (п. 5.12.19. Правил).
В соответствии с п. 9.1. Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, газоопасные работы на объектах СУГ выполняются в соответствии с настоящими Правилами и требованиями по безопасности систем газораспределения и газопотребления.
В судебном заседании установлено, что 10.09.2010 г. Омским территориальным отделом по надзору за опасными производственными объектами Западно-Сибирского управления Ростехнадзора совместно с органами прокуратуры, МЧС и Роспотребнадзора проведена проверка АГЗС по адресу 12 км <данные изъяты>, эксплуатируемой ООО «ПКФ «Техсинтез» (л.д. 10-11), в ходе, которой выявлены нарушения требований пожарной и промышленной безопасности, а именно:
- не представлен паспорт АГЗС (п. 1.4. ПБ 12-527-03);
- отсутствует утвержденный техническим руководителем перечень газоопасных работы выполняемых с оформлением нарядов-допусков без них (п. 9-1. ПБ 12-609-03., п. 10.5. «Правил безопасности с газораспределения и газопотребления»);
- на газовом оборудовании установлены показывающие манометры, не прошедшие очередную гос. поверку (п. 5.12.19 Правил безопасности для объектов, используемых сжиженные углеводородные газы ПБ 12-609-03*)
- не представлены производственные инструкции, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на территории АГЗС (п. 11.1. ПБ 12-527-03);
- предохранительные клапаны на редукционных головках не испытываютсяв соответствии с правилами (на бирках указана дата последнего испытания 2006 г.) (п. 5.6.9. ПБ 12-609-03);
- на бирках резинотканевых рукавов не указана дата следующего испытанияи номер рукава (п. 4.22. ПБ 12-527-03).
При проведении проверки присутствовал представитель ООО «ПКФ «Техсинтез» <данные изъяты>.д. 7-9).
Факт эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу 12 км <данные изъяты> Омского района, именно ООО «ПКФ «Техсинтез» подтверждается копией лицензии <данные изъяты> на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожарных производственных объектов (л.д. 13).
Ответчиком в свою очередь не представлено суду в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств отсутствия указанных в иске нарушений требований пожарной и промышленной безопасности либо их устранения на день рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 20 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жизнь.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Так как ООО ПКФ «Техсинтез» осуществляет деятельность с явным нарушением требований пожарной и промышленной безопасности, его действия противоречат указанным нормативным актам. Имеющие место нарушения посягают на права неопределенного круга лиц, суд требование прокурора о применёнии такого способа защиты прав как возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей.
Поскольку истец, в силу закона, освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском, в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ООО «ПКФ «Техсинтез» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» по выполнению требований пожарной и промышленной безопасности на АГЗС, расположенной на 12 км <данные изъяты> Омского района Омской области.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» устранить нарушения пожарной и промышленной безопасности на АГЗС, расположенной на 12 км <данные изъяты> Омского района Омской области.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Омский областной суд путем их подачи в Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
СудьяподписьО.Б.Романова
Копия верна.
Решение в окончательной форме составлено ....
Судья________________________