дело №2-4444/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 годаг.Омск
Советский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Колядова Ф.А.,
при секретаре Инютиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Омска в интересах государства и неопределенного круга лиц к Малаховой <данные изъяты> о признании бездействий по не устранению нарушений противопожарного законодательства незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд в интересах государства и неопределенного круга лиц с иском к Малаховой Л.В. о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить выявленные нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой ЦАО г. Омска с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора по ЦАО г. Омска проведена проверка соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности помещений, принадлежащих Малаховой Л.В., в здании расположенном по адресу: адрес. В ходе проверки были выявлены нарушения ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно представленной ОГПН по ЦАО г. Омска информации, в ходе проверки с 17 по 01 сентября 2009 года помещений, принадлежащих Малаховой Л.В. по адресу: адрес выявлены нарушения противопожарных требований норм и правил, а именно, необходимо: разработать "Декларацию пожарной безопасности" (ст. 64 Федеральный закон № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее ПУЭ), обозначать на дверях всех складских и производственных помещений (п. 33 ППБ 01-03); защитить автоматической пожарной сигнализацией помещения магазина и административно-бытовые помещения (п. 14 НПБ 110-03); смонтировать систему оповещения людей о пожаре во всех помещениях (п.5.1. НПБ 104-03); отделить административно - бытовые помещения от торговых противопожарными дверями 2 типа (п. 5.14, 7.4 СНиП 21-01-97*); выполнить горючую отделку коридора на путях эвакуации в административной части здания материалами с менее высокой пожарной опасности, чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (п. 6.25 СНиП 21-01-97*); защитить помещения категории В2-ВЗ площадью более 1000 м автоматической установкой пожаротушения (п. 14 НПБ 110-03); установить краны в шкафах пожарных, соответствующие требованиям НПБ 151-2000 (п. 6.1,6.13 СНиП 2.04.01-85); присоединить рукава к пожарным стволам и пожарным кранам, не реже 2-х раз в год проводить проверку внутреннего противопожарного водопровода с оформлением акта (п. 89,91 ППБ 01-03); отделить складские помещения от производственных противопожарными преградами с нормированными пределами огнестойкости и соответствующим заполнением проемов (п. 5.14,7.4 СНиП 21-01-97*); укомплектовать все электросветильники колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильника (склады, мастерская) (п. 60 ППБ 01-03); выполнить во всех помещениях электрооборудование в соответствии с ПУЭ (п. 57 ППБ 01-03); демонтировать в складских помещениях штепсельные электророзетки (п. 508 ППБ 01-03); в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (п. 37 ППБ 01-03); обеспечить самостоятельными эвакуационными выходами бытовое помещение (расположенное в мастерской 2-й этаж) (п. 6.11 СНиП 21-01-97*); отделить бытовое помещение от помещения мастерской противопожарными преградами с нормированными пределами огнестойкости (п. 5.14, 7.4, СНиП 21-01-97*); разместить временное строение на расстоянии не менее 15 метров от зданий (п. 24 ППБ 01-03); выполнить расчет расхода воды на наружное пожаротушение и смонтировать наружный противопожарный водопровод (п. 2.11 СНиП 2.04.02-84*); по направлению движения к водоисточникам установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 ППБ 01-03); разработать и вывесить на видных местах планы эвакуации и инструкцию действия персонала в случае возникновения пожара (п. 16 ППБ 01-03). Также указывает, что по результатам проверки Малахова Л.В. .... получила предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проведения проверки ОГПН по ЦАО г. Омска .... установлен факт невыполнения предписания № от ..... Согласно статье 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Результаты проведенной проверки свидетельствуют, что Малаховой Л.В. допускаются грубые нарушения противопожарного законодательства, что недопустимо. Выявленные нарушения в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку помещения в здании по адресу: адрес относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Указанный комплекс нарушений, выявленный в ходе проверки, может явиться поводом к планированию и проведению террористического акта, что в свою очередь неизбежно повлечет причинение вреда жизни и здоровью посетителей, работников, а также повлечет серьёзный имущественный вред обществу. В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей, статьями 29, 45, 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит: признать бездействие Малаховой <данные изъяты> по не устранению нарушений противопожарного законодательства незаконным; обязать Малахову <данные изъяты> устранить выявленные нарушения, указанные в предписании № от .... и акте проверки от ....; возложить на ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Старший помощник прокурора ЦАО г. Омска Беглярова Е.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Малахова Л.В. в судебном заседании признала исковые требования в части, указала на то что предписание будет исполнено. Пояснила, что здание ей было передано в плохом состоянии, но она планирует исполнить все пункты предписания.
Представитель третьего лица Управления ГПН ОГПН ЦАО г.Омска Герасимов В.С. действующий в судебном заседании на основании доверенности, суду пояснил, что инспектором ОГПН была проведена проверка в результате чего были выявлены многочисленные нарушения норм и требований пожарной безопасности. После выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, проводилась повторная проверка с целью установить исполнение предписания, однако, было выявлено, что предписание осталось не исполненным. При проведении последнего контроля по исполнению предписания, часть нарушений были устранены ответчиком.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1).
В соответствии со ст. 20 указанного ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами. Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу ст. 34 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 37 указанного, регламентирующей обязанности организаций в области пожарной безопасности, в обязанности руководителей организаций входит соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты. Кроме того, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно статье 1 указанного закона правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относится на ряду с прочими - приоритет мер по предупреждению терроризма.
Статьёй 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации, учреждения и предприятия обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС); планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой ЦАО г. Омска с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора по ЦАО г. Омска проведена проверка соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности помещений, принадлежащих Малаховой Л.В., в здании расположенном по адресу: адрес. В ходе проверки были выявлены нарушения ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ «О противодействии терроризму», а именно необходимо: разработать "Декларацию пожарной безопасности" (ст. 64 Федеральный закон № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее ПУЭ), обозначать на дверях всех складских и производственных помещений (п. 33 ППБ 01-03); защитить автоматической пожарной сигнализацией помещения магазина и административно-бытовые помещения (п. 14 НПБ 110-03); смонтировать систему оповещения людей о пожаре во всех помещениях (п.5.1. НПБ 104-03); отделить административно - бытовые помещения от торговых противопожарными дверями 2 типа (п. 5.14, 7.4 СНиП 21-01-97*); выполнить горючую отделку коридора на путях эвакуации в административной части здания материалами с менее высокой пожарной опасности, чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (п. 6.25 СНиП 21-01-97*); защитить помещения категории В2-ВЗ площадью более 1000 м автоматической установкой пожаротушения (п. 14 НПБ 110-03); установить краны в шкафах пожарных, соответствующие требованиям НПБ 151-2000 (п. 6.1,6.13 СНиП 2.04.01-85); присоединить рукава к пожарным стволам и пожарным кранам, не реже 2-х раз в год проводить проверку внутреннего противопожарного водопровода с оформлением акта (п. 89,91 ППБ 01-03); отделить складские помещения от производственных противопожарными преградами с нормированными пределами огнестойкости и соответствующим заполнением проемов (п. 5.14,7.4 СНиП 21-01-97*); укомплектовать все электросветильники колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильника (склады, мастерская) (п. 60 ППБ 01-03); выполнить во всех помещениях электрооборудование в соответствии с ПУЭ (п. 57 ППБ 01-03); демонтировать в складских помещениях штепсельные электророзетки (п. 508 ППБ 01-03); в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (п. 37 ППБ 01-03); обеспечить самостоятельными эвакуационными выходами бытовое помещение (расположенное в мастерской 2-й этаж) (п. 6.11 СНиП 21-01-97*); отделить бытовое помещение от помещения мастерской противопожарными преградами с нормированными пределами огнестойкости (п. 5.14, 7.4, СНиП 21-01-97*); разместить временное строение на расстоянии не менее 15 метров от зданий (п. 24 ППБ 01-03); выполнить расчет расхода воды на наружное пожаротушение и смонтировать наружный противопожарный водопровод (п. 2.11 СНиП 2.04.02-84*); по направлению движения к водоисточникам установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 ППБ 01-03); разработать и вывесить на видных местах планы эвакуации и инструкцию действия персонала в случае возникновения пожара (п. 16 ППБ 01-03).
При проведении проверки присутствовал собственник здания – Малахова Л.В. (л.д. 6-7), которая 01.09.2009г. получила предписание № от .... по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Факт того, что собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес является Малахова Л.В., подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от .... (л.д.11).
Согласно акту проверки № от .... (л.д.8-9) проведенной на основании распоряжения № от .... главного государственного инспектора ЦАО г. Омска по пожарному надзору Сергиенко А.Е.(л.д.14), с .... по ...., были выявлены факты невыполнения предписания № от .....
В результате чего .... в отношении Автозамена: Фамилия И.О. как собственника помещений, расположенных по адресу: адрес были составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ (л.д.12-13).
Постановлением о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от .... Малахова Л.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Постановлением по делу об административном правонарушении от ...., вынесенным мировым судьей судебного участка № ЦАО г. Омска, за невыполнение предписания № от .... п. 1-5,7-9,10-19 по обеспечению мер противопожарной безопасности, Малахова Л.В. была признана виновной в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Ответчиком в свою очередь не представлено суду в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств отсутствия указанных в иске нарушений требований пожарной и промышленной безопасности либо их устранения на день рассмотрения дела. Более того, ответчик не отрицала факта неисполнения выявленных нарушений норм и требований пожарной безопасности, перечисленных в предписании от ....
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 20 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жизнь.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Так как нежилые помещения, расположенные по адресу: адрес эксплуатируется с явными нарушениями требований пожарной безопасности, действия собственника помещения противоречат указанным нормативным актам. Имеющие место нарушения посягают на права неопределенного круга лиц, суд требование прокурора о применёнии такого способа защиты прав как возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200 рублей.
Поскольку истец, в силу закона, освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском, в соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с Малаховой Л.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб., так как истцом заявлено два требования неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Малаховой <данные изъяты> по не устранению нарушений противопожарного законодательства незаконным.
Обязать Малахову <данные изъяты> устранить выявленные нарушения, указанные в предписании № и акте проверки .....
Взыскать с Малаховой <данные изъяты> государственную пошлину, от уплаты которой освобожден истец, в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Омский областной суд путем их подачи в Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
СудьяФ.А. Колядов