Дело № 2-236/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лебедевой О.В.
при секретаре Соколовой Е.В.,
с участием представителя истца Репенко Д.С., представителя ответчика Стрельцовой М.А.,
18.02.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области к Открытому акционерному обществу «Хлебодар» о признании деятельности незаконной,
У С Т А Н О В И Л:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области обратилось в суд к Открытому акционерному обществу «Хлебодар» (далее ОАО «Хлебодар») о признании деятельности незаконной, указали, что в августе-сентябре 2010 года на указанном предприятии проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения ФЗ «Об отходах производства и потребления». Так, было установлено, что предприятие осуществляет производственную деятельность, в ходе которой образуются отходы производства и потребления I – IV класса опасности (ртутные лампы отработанные, масла моторные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, аккумуляторы свинцовые отработанные, покрышки с металлическим кордом отработанные). Отходы III класса опасности – масла моторные отработанные и обтирочный материал, загрязненный маслами, ОАО «Хлебодар», сжигали в собственной котельной. Статья 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что для указанного вида деятельности (сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I – IV класса опасности необходима лицензия, которой у предприятия на момент проверки не имелось. Статья 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость составления паспортов на имеющиеся в наличии отходы I – IV класса опасности, которых на момент проверки у предприятия также не имелось. Ввиду того, что 18.10.2010 года ОАО «Хлебодар» были получены необходимые лицензии и паспорта, просили признать деятельность незаконной до указанной даты 18.10.2010 года.
В судебном заседании представитель Росприроднадзора по Омской области Репенко Д.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что по результатам проверки был составлен акт, который ОАО «Хлебодар» не оспаривался, не обжаловался, составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о назначении административного наказания, наложен штраф на технического директора, который уже уплачен в бюджет. Постановление также не оспорено ответчиком.
Представитель ОАО «Хлебодар» Стрельцова М.А. иск не признала, пояснила, что проверки на предприятии проводились неоднократно, что нарушает права ОАО «Хлебодар», не оспаривала, что на момент проверки предприятие в течение 2008-2009 годов производило сжигание масел отработанных, обтирочного материала, загрязненного маслами в собственной котельной, о чем указывали в отчетности, не оспаривала, что паспорта на отходы I – IV класса опасности на момент проверки отсутствовали. Заявила, что указанные паспорта предприятию не нужны, так как они имеют право хранить отходы I – IV класса опасности сроком до 6 месяцев без паспортов. Просила в иске отказать.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 1 указанного Закона определяет отходы производства и потребления (далее - отходы) как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статья 9 Закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001года N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Пункт 74 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001года N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указывает, что подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности);
Судом установлено, что в период 2008-2009 годов ОАО «Хлебодар» использовались отходы III класса опасности – масла моторные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, что подтверждается статистической отчетностью формы № 2-ТП (Отходы) ответчика (л.д. 19-28), протоколом об административном правонарушении № от 23.08.2010 года (л.д. 17-18), постановлением о назначении административного наказания от 03.09.2010 года (л.д. 15-16).
Кроме того, в судебном заседании допрошенный в качестве специалиста Дмитриенко В.С. пояснил, что он проводил проверку ОАО «Хлебодар», изучив статотчетность предприятия за 2008-2009 годы, установил, что ОАО «Хлебодар» производят сжигание отработанных масел и обтирочной ветоши, загрязненной маслами, на что требуется лицензия, кроме того, производят накопление и хранение отходов I-IV класса опасности: ртутные лампы отработанные, аккумуляторы свинцовые отработанные, покрышки с металлическим кордом отработанные, на которые отсутствуют паспорта. Указанные паспорта обязаны были предъявить ему по первому требованию, однако они были составлены лишь 18.10.2010 года.
В силу анализа вышеприведенных норм указанная деятельность (по использованию, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности) подлежит лицензированию, в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что лицензии на момент проверки не имелось, следовательно, суд соглашается с доводом представителя истца о незаконности деятельности ОАО «Хлебодар» до момента получения лицензии на указанный вид деятельности.
Пункт 3.ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает: на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Истцом заявлено, а представителем ответчика не оспорено, что на момент проверки паспортов на отходы I – IV класса опасности (ртутные лампы отработанные, аккумуляторы свинцовые отработанные, покрышки с металлическим кордом отработанные) у ответчика отсутствовали и были составлены 18.10.2010 года.
Суд считает, что вышеприведенная норма носит императивный характер и даже при накоплении отходов сроком до 6 месяцев (как заявлено представителем ответчика) не освобождает предприятие от составления паспорта на отходы I – IV класса опасности, ввиду чего соглашается с представителем истца о том, что до 18.10.2010 года указанная деятельность также незаконна.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области удовлетворить.
Признать деятельность Открытого акционерного общества «Хлебодар» в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности до заключения договоров со специализированными организацимями, осуществляющими деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности и в отсутствие паспортов по обращению с отходами I – IV класса опасности до 18.10.2010 года незаконной.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Хлебодар» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления его в мотивированной форме в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска путем подачи кассационной жалобы.
Судья: подпись. Копия верна. Судья: