Решение по иску Прокурор САО г. Омска в инт. Кретинина С.В. к ООО «Омск-Полимер» о взыскании



№ 2-1237/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2011 г. г. Омск

Советский районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Панихидниковой Е.А.,

при секретаре Пономаревой Е.В.,

с участием прокурора Бузуртановой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Школа-интернат основного общего образования № 2», Департаменту образования Администрации г. Омска о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения в образовательных учреждениях безопасных условий обучения, в ходе которой, выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Согласно п. 1.2. Устава МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2» его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции учредителя от имени города Омска осуществляют департамент образования администрации г. Омска как отраслевой орган исполнительной власти г. Омска Омской области. МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки со своим наименованием (п. 1.7. Устава). Предметом деятельности учреждения является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п. 2.2. Устава). Учреждение осуществляет образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности. Из акта № 1172 Отдела надзорной деятельности САО г.Омска УНД ГУ МЧС России по Омской области от … следует, что в спальном корпусе: не повышен предел огнестойкости косоуров лестничных маршей № 1 и 2 до R 60, в помещениях столовой на окнах установлены «глухие» металлические решетки (ППБ-01-03 п.40), в коридорах 3-го и 4-го этажей отсутствуют предусмотренные проектом двери (ППБ-01-03 п.40), на путях эвакуации 3-го этажа в общих коридорах допускается горючая отделка пола (линолеум) (СНиП 21-01-97* п.6.25); в учебном корпусе: в коридоре 1-го этажа отсутствуют предусмотренные проектом двери (ППБ 01-03 п.40), деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление не обработаны огнезащитным составом (ППБ 01-03 п.150); отсутствует обособленный выход наружу в лестничной клетке, из подвала (СНиП 21-01-97* п.6.9.*); допускается посадка деревьев на расстоянии менее 8 метров от края проезда до стены здания для обеспечения возможности проезда пожарных машин (СНиП 2.07.01-89* прил.1* п.2*); окна подвального этажа забиты, на них установлены «глухие» металлические решетки (ППБ 01-03 п.44); здание не оборудовано автоматическуой передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел «01» (НПБ 110-03 таб.12). Выявленные Отделом надзорной деятельности САО г.Омска УНД ГУ МЧС России по Омской области нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью обучающихся, работников МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2». В результате образовательным учреждением не выполняются задачи по обеспечению безопасности обучающихся, что является нарушением ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании». На основании изложенного, просит признать действия Муниципального образовательного учреждения «Школа-интернат основного общего образования № 2» по осуществлению образовательного процесса при наличии нарушений требований пожарной безопасности незаконными, противоречащими Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, Закону Российской Федерации «Об образовании»; обязать Муниципального образовательного учреждения «Школа-интернат основного общего образования № 2» и Департамент образования Администрации г. Омска принять незамедлительные меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора САО г. Омска Бузуртанова Л.Б. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив их в части установления срока устранения нарушений. Просила иск удовлетворить в полном объеме, срок устранения выявленных нарушений просила определить до 01.08.2011 года, в соответствии со сроком, указанным в Предписании Отдела надзорной деятельности САО г. Омска от ….

Ответчик – Муниципальное образовательное учреждение «Школа-интернат основного общего образования № 2» в лице директора Миядиной Е.А., действующей на основании устава (л.д. 16-35) и приказа Управления образования администрации г. Омска № 4-к от 17.01.2005 г. (л.д. 63), в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что требования предписания по устранению нарушений частично ими исполнены. Предписание не оспаривали. Нарушения не устраняются по объективным причинам, поскольку у МОУ отсутствуют денежные средства для осуществления работ по устранению нарушений. Однако, имеющиеся нарушения будут устранены по мере поступления денежных средств из бюджета. Часть нарушений уже устранена. Так, выполнены п.п. 1, 3, 5-12, п. 15 -21; 23, 25 Предписания № 1172/1/1 и указанные нарушения устранены. Просила определить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 01.08.2011 года.

Представитель ответчика – Департамента образования администрации города Омска – Трубина Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, просила предоставить им срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 01.08.2011 года.

Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, ответчикам судом разъяснены и понятны, о чем имеется подпись в протоколе судебного заседания.

Признание иска приято судом, ответчикам разъяснен порядок и последствия признания иска, а именно, что признание иска и принятие его судом является основанием для вынесения решения об удовлетворении заявленных истцом требований.

Привлеченные в качестве третьих лиц – представители Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска, Отдела надзорной деятельности САО г.Омска участия в судебном заседании не принимали, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки суд не уведомили, возражений по иску не представили.

Суд, выслушав истца, ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.

Согласно ч. 1 ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь.

В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).

Исходя из ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., подписанной от имени СССР 26.01.1990 г., ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 г., действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства – участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

В силу ст. 6 названной Конвенции государства – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Обеспечение государством общедоступности и бесплатности данного права сопровождается установлением совокупности требований к общеобразовательному процессу и образовательным учреждениям с целью предоставления участникам образовательного процесса гарантий качества образования, безопасности условий его получения, а также законности выдаваемых документов об образовании лицам, прошедшим обучение.

Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

В силу п.п. 1, 3, 4 ч. 3 ст. 32 указанного выше Закона образовательное учреждение несёт ответственность за невыполнение функций, отнесённых к его компетенции; жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с п.п. 1, 2, 18 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств; обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных.

Также в силу п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с п. 1.7 Устава (л.д. 16-35) МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки со своим наименованием.

Согласно п. 1.2 Устава Муниципальное образовательное учреждение «Школа-интернат основного общего образования № 2» его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции учредителя от имени города Омска осуществляют департамент образования администрации г. Омска как отраслевой орган исполнительной власти г. Омска Омской области.

Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 13 ч. 1, ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Согласно абз. 3 ч. 4 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с п.п. 1,2 Положения о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 21.08.2006 г. № 252-п, Департамент образования Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними. В своей деятельности департамент руководствуется федеральным и областным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления города Омска и указанным Положением.

Согласно п.п. 1, 2, 5, 6 п. 16 Положения, основными задачами департамента являются: создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией РФ и законодательством РФ об образовании прав граждан на получение образования; обеспечение реализации муниципальной политики Администрации г. Омска в сфере образования, определение направлений совершенствования деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений; организация регулирование и контроль за финансово-экономической деятельностью подведомственных муниципальных образовательных учреждений; создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных образовательных учреждений.

В силу п.п. 1, 1-1, 3,3-3, 5 п. 19 Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: участвует в работе по подготовке проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год в части расходов на образование; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись; формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; создает необходимые условия для привлечения дополнительных источников финансовых и материальных средств, необходимых для укрепления и развития муниципальной системы образования города Омска.

Также согласно п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 п. 20 Положения Департамент в сфере материально-технического обеспечения: разрабатывает мероприятия по укреплению учебно-материальной базы подведомственных муниципальных образовательных учреждений в соответствии с требованиями государственных нормативов по технике безопасности и охране труда; принимает участие в организации строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов подведомственных муниципальных образовательных учреждений; организует и координирует материально-техническое обеспечение подведомственных муниципальных образовательных учреждений; осуществляет функции муниципального заказчика при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в пределах компетенции департамента, в том числе для реализации общегородских целевых программ; разрабатывает технические задания, проекты, сметы, графики финансирования, требования по качеству к договорам на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; контролирует проведение ремонтных работ на объектах подведомственных муниципальных образовательных учреждений.

В судебном заседании установлено, что Территориальным отделом государственного пожарного надзора Советского АО г. Омска УГПН России по Омской …. проведена проверка соблюдения МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2» требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в спальном корпусе: лестничные клетки не в полном объеме отделены от поэтажных коридоров дверями с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97* п.6.18*); не повышен предел огнестойкости косоуров лестничных маршей № 1 и 2 до R 60, складское помещение не отделено от помещений спального корпуса противопожарными дверями 2-го типа (СНиП 21-01-97* п.5.14*; 7.4); в помещениях столовой на окнах установлены «глухие» металлические решетки (ППБ-01-03 п.40), в коридорах 3-го и 4-го этажей отсутствуют предусмотренные проектом двери (ППБ-01-03 п.40), двери запасных эвакуационных выходов 3-го и 4-го этажей закрыты на замок (ППБ 01-03 п.52); на путях эвакуации 3-го этажа в общих коридорах допускается горючая отделка пола (линолеум) (СНиП 21-01-97* п.6.25);первичные средства пожаротушения (огнетушители) расположены на высоте более 1,5 метра (фактически 1,84метра) (ППБ-01-03 п.108 прил.3 п.19); первичные средства пожаротушения своевременно не перезаряжены (ППБ 01-03 п.108 прил.3 п.17); в учебном корпусе: в подвальном этаже допускается складирование горючих материалов (ППБ 01-03 п.40); лестничные клетки не в полном объеме отделены от поэтажных коридоров дверями с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97* п.6.18*); допускается складирование материалов под лестничной клеткой (ППБ 01-03 п.40); в коридоре 1-го этажа отсутствуют предусмотренные проектом двери (ППБ 01-03 п.40), деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление не обработаны огнезащитным составом (ППБ 01-03 п.150); стулья в актовом зале не соединены в ряд между собой (ППБ01-03 п.149); отсутствует обособленный выход наружу в лестничной клетке, из подвала (СНиП 21-01-97* п.6.9.*); пожарные краны не оборудованы многофункциональными интегрированными пожарными шкафами (НПБ 151-2000); окна чердаков не в полном объеме застеклены и закрыты (ППБ 01-03 п.44); приямки у оконных проемов подвального этажа не очищены от мусора (ППБ 01-03 п.44); чердачное помещение не отделено от помещений другого класса функциональной пожарной опасности противопожарными люками 2-го типа (СНиП 21-01-97* п.5.14; 7.4); планы эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2002г. (ППБ-01-03 п.16); допускается посадка деревьев на расстоянии менее 8 метров от края проезда до стены здания для обеспечения возможности проезда пожарных машин (СНиП 2.07.01-89* прил.1* п.2*); отсутствует распорядительный документ, устанавливающий противопожарный режим (ППБ 01-03 п.15); окна подвального этажа забиты, на них установлены «глухие» металлические решетки (ППБ 01-03 п.44); здание не оборудовано автоматическуой передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел «01» (НПБ 110-03 таб.12).

Выявленные Отделом надзорной деятельности САО г.Омска УНД ГУ МЧС России по Омской области нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью воспитанников, работников МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2».

В силу ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Аналогичные положения содержатся в п.п. 6.3 устава МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2».

Малолетние дети, обучающиеся в учреждении, работники указанных учреждений в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В свою очередь, в обязанности руководителей образовательных учреждений входит в соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2» частично устранило нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании №1172/1/1 от …. года.

Однако, доказательства устранения оставшихся нарушений, суду согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об осуществлении ответчиком образовательного процесса с нарушением требований Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, право на образование отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Так как МОУ «Школа-интернат основного общего образования № 2» осуществляет образовательную деятельность с явным нарушением требований Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О пожарной безопасности», а имеющие место нарушения посягают на осуществление образования в условиях, гарантированных государством, требование прокурора о возложении на образовательное учреждение и его учредителя в лице Департамента образования Администрации г. Омска обязанности об устранении имеющихся нарушений, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Муниципального образовательного учреждения «Школа-интернат основного общего образования №2» по осуществлению образовательного процесса при наличии нарушений требований пожарной безопасности незаконными, противоречащими Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации «Об образовании».

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Школа-интернат основного общего образования №2» и Департамент образования Администрации г. Омска принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Е.А.Панихидникова