дело № 2-1493 по иску Минстроя к Новикову Л.И. взыскание суммы



Дело № 2-1493/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

11 мая 2011 г.                                                                                              г. Омск

Советский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Романовой О.Б.

при секретаре Шоль Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области к Новикову Владимиру Анатольевичу о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Министерств строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обратилось в суд с иском к Новикову В.А. о взыскании денежных средств, указав, что Новиков В.А. являлся получателем субсидии из областного бюджета в рамках государственной поддержки согласно Указу Губернатора Омской области от 07.04.2004 г. № 82 «О мерах по развитию индивидуального строительства в Омской области в 2004-2010 годах» в размере 70 000 рублей, что подтверждается свидетельством о предоставлении гражданину и членам его семьи субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение индивидуального жилого дома от 31.12.2004 г., выданным Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Указанные денежные средства по условиям предоставления субсидии направлены на оплату Новиковым В.А. квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: адрес в соответствии с договором купли-продажи от 23.09.2004 г., заключенному между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрацией <данные изъяты> муниципального района Омской области, ФИО7 (продавцом) и Новиковым В.А. Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области выступало по указанному договору инвестором. Согласно п.5 договора инвестор оплатил стоимость приобретаемого Новиковым В.А. имущества путем перечисления денежных средств на счет Новикова В.А. В соответствии с п. 8 договора Новиков В.А. обязался отработать в органах внутренних дел населенного пункта, в котором приобретена квартира и земельный участок не менее 10 лет в календарном исчислении, из них не менее 5 лет в должности участкового милиции с момента поступления в органы внутренних дел. Новиков В.А. проходил службу в органах внутренних дел в период с 10.04.2003 г. по 29.08.2005 г. и уволен по собственному желанию, таким образом, им не выполнены условия договора. Согласно п. 9 договора, при нарушении условий п.8 договора, покупатель обязан возместить в областной бюджет долю средств инвестора, затраченную на приобретение квартиры и земельного участка. Поэтому во исполнения Новиковым В.А. обязательств по договору просит взыскать 70 000 рублей (л.д. 5-6).

В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Герасимова О.А., действующая на основании доверенности от 21.01.2011 г. (л.д. 20), заявленные требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении, просила взыскать с ответчика 70 000 рублей в счет исполнения им обязательств по договору купли-продажи от 23.09.2004г.

Ответчик Новиков В.А. исковые требования не признал, указав, что квартиру и земельный участок он приобретать не хотел, поскольку они ему были не нужны. Ему пояснили, что квартира приобретается для участкового вообще, а не конкретно для него. Он своих денежных средств не вносил, т.к. 30 000 рублей вместо него оплатила администрация района. Цена квартиры и земельного участка были завышены. Не согласен с тем, что он должен возместить 70 000 рублей, поскольку он не мог продолжать служить в органах внутренних дел не по собственному желанию, а т.к. был осужден за совершение преступления. Кроме того, в его трудовом контракте не указано, что он обязан отработать в органах внутренних дел населенного пункта, в котором приобретены квартира и земельный участок не менее 10 лет в календарном исчислении, из них не менее 5 лет в качестве участкового милиции с момента поступления на работу, но что указано в пункте 8 договора купли-продажи.

Третье лицо - Администрация Называевского муниципального района Омской области в лице своего представителя участия в судебном заседании не принимало, было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела. В представленном отзыве на исковое заявление не возражало против удовлетворения заявленных требований, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 36).

Суд, выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы гражданского дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", целями и задачами которой, в том числе, являются повышение престижности проживания в сельской местности, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, ввод и приобретение 21909,6 тыс. кв.м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 8458,1 тыс. кв.м жилья для молодых семей и молодых специалистов.

В целях реализации государственной политики Омской области в жилищной сфере, развития индивидуального жилищного строительства в Омской области и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" Указом Губернатора Омской области от 7 апреля 2004 г. № 82 было утверждено Положение о порядке государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве (реконструкции) и приобретении индивидуальных жилых домов в Омской области, которое устанавливало порядок предоставления государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве (реконструкции) и приобретении индивидуальных жилых домов в Омской области. Преимущественное право на получение государственной поддержки в соответствии с указанным Положением имели, в том числе, работники бюджетных организаций.

Государственная поддержка гражданам оказывается при соблюдении следующих условий: 1) принятие гражданином решения о строительстве (реконструкции) индивидуального жилого дома в соответствии с условиями настоящего Положения; 2) готовность оплатить не менее 30 процентов стоимости строительства (реконструкции) или приобретения индивидуального жилого дома либо осуществить достройку индивидуального жилого дома собственными силами в объеме не менее 30 процентов стоимости строительства (реконструкции), для работников бюджетных организаций с тремя и более детьми - в объеме не менее 20 процентов.

Источником финансирования предоставления государственной поддержки являются средства областного бюджета, а также средства федерального и областного бюджетов, предоставляемые для государственной поддержки в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа).

Государственная поддержка осуществляется в форме предоставления безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение индивидуальных жилых домов (далее - субсидии).

Граждане, получающие государственную поддержку, имеют право направить ее на: 1) строительство (достройку) индивидуального жилого дома; 2) реконструкцию (пристройку, надстройку) индивидуального жилого дома или иных объектов недвижимости под индивидуальный жилой дом.

На основании решения органа местного самоуправления Омской области допускается приобретение индивидуального жилого дома на вторичном рынке.

Средства областного бюджета для государственной поддержки, кроме средств, предусмотренных на государственную поддержку по Программе, предоставляются органам местного самоуправления Омской области на основании договоров о совместной деятельности по развитию индивидуального жилищного строительства, заключаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области с соответствующим органом местного самоуправления Омской области.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Новиков В.А. 10.07.2003 г. был принят на службу в органы внутренних дел стажером по должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции общественной безопасности городского отдела внутренних дел <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д. 22).

Согласно сообщению Городского отдела внутренних дел по <данные изъяты> району <данные изъяты> области Новиков В.А. приказом УВД по Омской области № от .... г. назначен на должность участкового уполномоченного милиции общественной безопасности городского отдела внутренних дел <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д. 33).

В соответствии с положениями Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции", действовавшего на момент возникновения трудовых правоотношений ответчика, милиция финансировалась за счет средств бюджета, соответственно сотрудники внутренних дел относились к категории бюджетных работников.

23.09.2004 г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (Инвестор), Администрацией <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области (Заказчик), ФИО7 (Продавец) и Новиковым В.А. (Покупатель) был заключен договор купли-продажи квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: адрес за 100 000 рублей, из которых 70 000 рублей внесены инвестором, 30 000 рублей Новиковым В.А. Денежные средства в сумме 70 000 рублей Инвестором Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области были перечислены на счет Продавца ФИО7 (л.д. 8-10).

31.12.2004 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Новикову В.А. выдано свидетельство о предоставлении гражданину и членам его семьи субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение индивидуального жилого дома, подтверждающее, что он является получателем субсидии из областного бюджета в рамках государственной поддержки согласно Указу Губернатора Омской области от 07.04.2004 г. № 82 «О мерах по развитию индивидуального строительства в Омской области в 2004-2010 годах» в размере 70 000 рублей на покупку квартиры в двухэтажном жилом доме расположенную по адресу: адрес (л.д.14).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.12.2004 г. Новиков В.А. является собственником квартиры адрес и земельного участка, площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером , расположенного на землях поселений по адресу: адрес (л.д. 23, 24).

В соответствии с п. 8 договора купли-продажи от 23.09.2004 г. Новиков В.А. обязался отработать в органах внутренних дел населенного пункта, в котором приобретена квартира и земельный участок, не менее 10 лет в календарном исчислении, из них не менее 5 лет в должности участкового милиции с момента поступления в органы внутренних дел.

Также в договоре купли-продажи от 23.09.2004 г. указано, что при нарушении условий пункта 8 договора, покупатель обязан возместить в областной бюджет долю средств инвестора, затраченную на приобретение квартиры и земельного участка (пункт 9 Договора).

29.08.2005 г. Новиков В.А. был уволен по ст. 19 ч. 7 п. «а» Закона «О милиции» по собственному желанию, что подтверждается приказом № от 29.08.2005 г. (л.д. 34).

С учетом даты назначения Новикова В.А. на должность участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции общественной безопасности городского отдела внутренних дел <данные изъяты> района <данные изъяты> области до момента его увольнения, период его работы составил в календарном исчислении 2 года 1 месяц 19 дней, что менее установленного договором купли-продажи срока, при соблюдении которого сумма субсидии не подлежала бы возврату.

Установлено и не отрицалось стороной ответчика, что после увольнения из органов внутренних дел сумма предоставленной субсидии не была возвращена Новиковым В.А. в бюджет Омской области.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).

В силу положений п. 1 ст. 408 Гражданского Кодекса РФ только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Поскольку установлено, что Новиков В.А., не отработав установленного договором срока в органах внутренних дел, в том числе на должности участкового уполномоченного милиции, в нарушение принятых на себя по договору купли-продажи обязательств после увольнения из ГОВД <данные изъяты> района <данные изъяты> области не возвратил в бюджет области полученную сумму субсидии в размере 70 000 рублей, она подлежит взысканию с него в бюджет Омской области.

Что касается доводов ответчика, указанных в обоснование возражений против заявленного к нему иска, суд указывает следующее.

В силу ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Из договора купли-продажи следует, что он был заключен при непосредственном участии Новикова В.А., о чем свидетельствует его подпись в договоре, квартира и земельный участок были приобретены непосредственно на имя Новикова В.А., его право собственности на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке. Кроме того, в пунктах 4 и 5 договора купли-продажи имеется указание, что жилая квартира и земельный участок продаются за 100 000 рублей, из них доля покупателя, т.е. Новикова В.А. составляет 30 000 рублей, которые он вносит на лицевой (расчетный) блокированный счет продавца в течение двух дней со дня поступления средств инвестора. При этом цена квартиры и земельного участка по настоящему договору является твердой и пересмотру сторонами не подлежит.

Согласно положениям ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательствам. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

С учетом изложенных законоположений, суд полагает, что в договоре купли-продажи Новиков В.А. выразил согласие, как на его заключение, так и согласие с его условиями.

Относительно ссылки Новикова В.А. на то, что он не мог продолжать служить в органах внутренних дел не по собственному желанию, поскольку был осужден за совершение преступления, суд отмечает, что согласно приказу № . Новиков В.А. был уволен из органов внутренних дел именно по собственному желанию на основании его рапорта. Наличие приговора <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от 24.08.2005 г. (л.д. 25-27), которым Новиков В.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет. Кроме того, надлежит отметить, что Новиков В.А. был осужден за совершение умышленного преступления при осуществлении им должностных полномочий. Также суд полагает необходимым указать и на то обстоятельство, что увольнение Новикова В.А. из органов внутренних дел произошло до вступления приговора в законную силу, поэтому он не мог быть уволен в связи с его осуждением.

Что касается довода Новикова В.А. о том, что в его контракте не указано, что он обязан отработать в органах внутренних дел населенного пункта, в котором приобретены квартира и земельный участок не менее 10 лет в календарном исчислении, из них не менее 5 лет в качестве участкового милиции с момента поступления на работу, но что указано в пункте 8 договора купли-продажи, суд указывает, что контракт о службе в органах внутренних дел был заключен ответчиком в июле 2003 г., в то время, как договор купли-продажи был заключен лишь в 2004 г. При заключении контракта работодатель не мог исходить из того, какой возможно договор впоследствии будет заключен с Новиковым В.А. При этом, УВД <данные изъяты> области стороной договора купли-продажи не являлось.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 336.36 НК РФ, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

Поскольку Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины в силу закона, суд, исходя из цены иска, полагает необходимым взыскать с Новикова В.А. государственную пошлину в размере 2 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Новикова Владимира Анатольевича в бюджет Омской области денежные средства по договору купли-продажи от 23 сентября 2004 г. в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Новикова Владимира Анатольевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 300 (две тысячи триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                      <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>