Дело № 2-1603/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2011 г. г. Омск
Советский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Романовой О.Б.,
при секретаре Шоль Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных.
У С Т А Н О В И Л:
Омский прокурор по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФБУ «Лечебное исправительное учреждение № 2 УФСИН России по Омской области» установлено, что требования уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных соблюдаются не в полном объеме. Согласно положениям Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, на 15 осужденных должен приходиться 1 умывальник и 1 унитаз. Проверкой установлено, что по состоянию на 29.03.2011 г. в общежитии отряда № 10 содержатся 88 осужденных, в общежитии отряда № 7 - 78 осужденных, в общежитии отряда № 13- 77 осужденных. На указанные отряды имеется один туалет, установлено 10 унитазов. В общежитии отряда № 8 содержатся 93 осужденных, в общежитии отряда № 8 «а» - 87 осужденных, в общежитии отряда № 2 - 97 осужденных, где один туалет - 5 унитазов. В общежитии отряда № 5\1 содержится 101 осужденный, в общежитии отряда № 5\2 - 89 осужденных, так же один туалет, установлено 5 унитазов. В общежитии отряда № 3 содержатся 88 осужденных, в общежитии отряда № 6 - 100 осужденных. Имеется один туалет, установлено 5 унитазов. В общежитии для осужденных участка колонии-поселения содержатся 17 осужденных, установлен 1 унитаз и 1 раковина. 07.05.2010 г. по факту нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части несоблюдения требований о материально-бытовом обеспечении осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области, прокуратурой Омской области вносилось представление. Из ответа начальника <данные изъяты> следует, что в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области проводятся мероприятия по увеличению количества санитарных узлов и приведению данного показателя к нормативному значению, согласно требованиям руководящих документов, проведена инвентаризация имеющихся помещений на предмет переоборудования их в санитарные узлы с соблюдением действующих нормативов, изыскиваются материальные и вопрос о возможности пристройки к существующим зданиям дополнительных помещений под размещение санитарных узлов. Проверкой установлено, что нарушения закона в указанной части до настоящего времени не устранены. Администрацией ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области допускаются нарушения материально - бытовых прав осужденных, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству. Администрация исправительного учреждения не предпринимает необходимых мер к устранению указанных нарушений и улучшению материально-бытовых условий осужденных. Поэтому просит обязать ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, построить помещения туалетов для осужденных отрядов №№ 2, 3, 5\1, 5\2, 6, 7, 8, 8 «а», 10, 13 из расчета 1 унитаз на 15 осужденных; а также обязать ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных участка колонии - поселения, а именно установить в помещении туалета для осужденных унитаз и раковину из расчета 1 унитаз на 15 осужденных, а так же взыскать с ответчика государственную пошлину (л.д. 4-8).
В судебном заседании помощник Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Левченко Д.В. заявленные требования поддержал в полном объем по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что до настоящего времени выявленные нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части несоблюдения требований о материально-бытовом обеспечении осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области администрацией учреждения, не устранены, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФБУ «Лечебное исправительное учреждение № 2 УФСИН России по Омской области» Шмидт В.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 г. (л.д. 92), исковые требования признала в полном объеме. Указала, что непринятие администрацией учреждения мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части несоблюдения требований о материально-бытовом обеспечении осужденных обусловлено тем, что нет поступлений денежных средств в необходимом объеме. В 2011 г. исправительному учреждению были выделены бюджетные ассигнования на приобретение строительных материалов для приведения в норму санитарных узлов в общежитиях жилой зоны. Средства будут освоены в ближайшее время. В ближайшее время произойдет закупка строительных материалов и произведены ремонтно-строительные работы в пределах выделенных ассигнований.
Судом в порядке ст. 173 ГПК РФ принято признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Статья 32 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» устанавливает, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Условия содержания неопределенного круга осужденных ФБУ ЛИУ-2 в части материально-бытового обеспечения не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Осужденные, отбывающие уголовное наказание в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области, находятся в зависимости от администрации учреждения, следовательно не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В связи с этим, способом защиты прав неопределенного круга граждан, интересов РФ является устранение нарушений материально-бытовых условий при отбывании наказания осужденными в ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области.
Основу правового регулирования материально-бытового обеспечения осужденных составляет Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, нормативные акты МВД и МЮ РФ, других государственных органов.
Поскольку материально-бытовое обеспечение осужденных отбывающих наказание в исправительных колониях представляет собой одно из существенных условий отбывания наказания, в соответствии со ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Создание необходимых жилищных условий и комплекса коммунально-бытовых объектов для обслуживания осужденных в местах лишения свободы является одним из важнейших элементов материально-бытового обеспечения, так как именно он определяет наиболее рациональное размещение осужденных в исправительных учреждениях и экономную систему жизнеобеспечения, образует основу для реализации других направлений материально-бытового обеспечения осужденных.
Согласно Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003г. № 130-дсп, на 15 осужденных должно приходиться по 1 унитазу и 1 раковине.
В ходе судебного заседания установлено, что администрацией исправительного учреждения нарушаются нормы материально-бытового обеспечения осужденных, а именно: в общежитии отряда № 10 содержатся 88 осужденных, в общежитии отряда № 7 - 78 осужденных, в общежитии отряда № 13-77 осужденных. На данные отряды имеется один туалет, где установлено 10 унитазов. В общежитии отряда № 8 содержатся 93 осужденных, в общежитии отряда № 8 «а» - 87 осужденных, в общежитии отряда № 2 - 97 осужденных. На данные отряды так же предусмотрен 1 туалет, где установлено 5 унитазов. Аналогичная ситуация для общежитий отряда № 5\1, где содержится 101 осужденный, общежитии отряда № 5\2 где содержится 89 осужденных, так же имеется один туалет, где установлено 5 унитазов. В общежитии отряда № 3 содержатся 88 осужденных, в общежитии отряда № 6 - 100 осужденных. Для них один туалет, установлено 5 унитазов. В общежитии для осужденных участка колонии-поселения содержатся 17 осужденных, где установлен 1 унитаз и 1 раковина. Указанные нарушения подтверждаются материалами дела (л.д. 17) и не оспаривались стороной ответчика.
Учитывая, что ответчиком признаны исковые требования в полном объеме, судом в порядке ст. 173 ГПК РФ принято признание иска, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор, при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, с ФБУ «Лечебное исправительное учреждение № 2 УФСИН России по Омской области» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, а именно построить помещение туалетов для осужденных отрядов №№ 2, 3, 5/1, 5/2, 6, 7, 8, 8 «а», 10, 13 из расчета 1 унитаз на 15 осужденных, и принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных участка колонии-поселения и установить в помещении туалета для осужденных унитаз и раковину из расчета 1 унитаз и 1 раковина на 15 осужденных.
Взыскать с федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>