Дело № 2-1305/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2011 г. г. Омск
Советский районный суд г. Омска в составе
Председательствующего судьи Романовой О.Б.
при секретаре Шоль Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор САО г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, указав, что прокуратурой САО г. Омска в рамках систематических проверок исполнения федерального законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, предупреждений чрезвычайных ситуаций и пресечения возможных преступных посягательств на крупных объектах транспортной инфраструктуры г. Омска с массовым пребыванием граждан установлено, что помещения МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» эксплуатируется предприятие в условиях многочисленных нарушений правил и норм пожарной безопасности. Выполнение требований пожарной безопасности является одним из важнейших элементов от террористического акта и минимализации его последствий. Согласно справке Отдела надзорной деятельности САО г. Омска ГУ МЧС по Омской области в помещениях предприятия, расположенного по адресу: г. адрес, установлены нарушения требований правил пожарной безопасности: в административно-бытовом корпусе предприятия, в производственных и складских помещениях и гаражных боксах не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; в стояночных боксах, 2-х постов ТО и ТР, помещениях диагностирования и регулировочных работ подвижного состава не выполнен монтаж автоматической установки пожаротушения; в нарушение п. 2.11 СНиП 2.09.02-85, не выполнен тамбур-шлюз с постоянным подпором воздуха при пожаре в помещениях аккумуляторной и окрасочного отделения; лестничная клетка не отделена от коридора 1-ого этажа дверью с устройством для самозакрывания и уплотнения в притворах в административно-бытовом корпусе (п. 6.18* СНиП 21-01-97); в стояночных боксах не выполнены колесоотбойные устройства вдоль стен, не демонтирована горючая отделка стен на путях эвакуации в коридоре центральной проходной, административно-бытовом корпусе; на АЗС, расположенной на территории предприятия установлено, что расстояние от границ АЗС до маршрутов троллейбусов (контактной сети) менее 15 метров, что недопустимо в соответствии с нормами (таблица №1 НПБ 111-98); резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения; на территории предприятия отсуствует система видеонаблюдения. Выявленные нарушения в случае возникновения пожара могут повлечь гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку предприятие относится к объектам с массовым пребыванием граждан, имеющим повышенную пожарную опасность. Использование помещений и зданий МП г. Омска «ПП № 7» для осуществления своей деятельности в настоящее время создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, работников предприятия, неопределенного круга лиц – жителей г. Омска. Поэтому просит обязать МП г. Омска «ПП № 7» устранить нарушения правил пожарной безопасности в принадлежащих ему помещениях и зданиях, расположенных по адресу: г. адрес взыскать судебные расходы (л.д. 3-6).
Старший помощник прокурора Советского административного округа г. Омска Бузуртанова Л.Б. исковые требования поддержала в полном объеме за исключением требования о возложении на ответчика обязанности установить на территории предприятия систему видеонаблюдения и увеличить расстояние от границы АЗС до маршрутов троллейбуса не менее 15 метров.
Представитель ответчика Муниципального предприятия г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» Андриянов В.И., действующий на основании доверенности от 04.05.2011 г. (л.д. 40), в судебном заседании исковые требования признал частично, поддержав ранее данные пояснения, в соответствии с которыми, ответчик не оспаривает наличие нарушений требований пожарной безопасности, указанных в акте проверки и предписании, за исключением нарушения в виде отсутствия необходимого расстояния от границы АЗС до линии маршрутов троллейбусов, поскольку такое расстояние составляет более 15 метров. Кроме того, ответчик полагает, что требования прокурора по выполнению установки видеонаблюдения на территории предприятия не состоятельны, поскольку указанного нарушения не было указано в акте проверки и данное требование не относится к нарушениям пожарной безопасности. Из-за тяжелого финансового положения на предприятии несколько лет требования по устранению нарушений пожарной безопасности не могли выполнить. В настоящее время предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений, однако до настоящего времени они не устранены.
Представитель Департамента транспорта Администрации г. Омска Попов И.В., действующий на основании доверенности, позицию МП г. Омска «ПП № 7» поддержал в полном объеме.
Представитель Отдела надзорной деятельности САО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Омской области Малаховский Г.А. заявленные прокурором САО г. Омска требования поддержал, а также поддержал ранее данные пояснения, в соответствии с которыми, нарушения ответчиком требований пожарной безопасности были установлены при проведении проверки соблюдения указанных требований и зафиксированы в акте проверки, в связи с чем, МП г. Омска «ПП № 7» было выдано предписание об устранении установленных нарушений. Ранее ответчику также неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, но до настоящего времени они окончательно не устранены. Отсутствие видеонаблюдения на территории предприятия не относится к нарушениям пожарной безопасности. Кроме того, указал, что при проведении в ходе рассмотрения дела проверки был произведен замер расстояния от контактной сети до стенки 1-го резервуара. Указанный замер подтвердил, расстояние составляет 17,5 кв.м, поэтому соответствует нормам пожарной безопасности.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно положениям Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" пожарная безопасность есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1).
В соответствии со ст. 20 названного ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами. Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу ст. 34 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В свою очередь, в обязанности руководителей организаций в соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона входит соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты. Кроме того, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что 24.11.2010 г. <данные изъяты> России по Омской области проведена проверка МП г. Омска «ПП № 7» (л.д. 17-18), в ходе которой, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
-не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в административно-бытовом корпусе предприятия, в производственных и складских помещениях и гаражных боксах (НПБ 110-03 табл. 1,3; НПБ 104-03 табл. 2);
-не выполнен монтаж автоматической установки пожаротушения в стояночных боксах, 2-х постов ТО и ТР, помещениях диагностирования и регулировочных работ подвижного состава (НПБ 110-03 табл. 3);
-не выполнен тамбур-шлюз с постоянным подпором воздуха при пожаре в помещениях аккумуляторной и окрасочного отделения (п. 2.11 СНиП 2.09.02-85);
- ГПП не отделен от кузнечного цеха противопожарной перегородкой 1 типа и противопожарной дверью 2 типа (СНиП 21-01-97* п. 7.4; п. 5.14*);
-лестничная клетка не отделена от коридора 1-ого этажа дверью с устройством для самозакрывания и уплотнения в притворах в административно-бытовом корпусе (п.6.18* СНиП 21-01-97);
-в стояночных боксах не выполнены колесоотбойные устройства вдоль стен (ВСН 01-89 п.2.13);
-не демонтирована горючая отделка стен на путях эвакуации в коридоре центральной проходной, административно-бытовом корпусе (ППБ 01-03 п.53);
-резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения (НПБ 11-98 п.58).
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика не оспаривался и подтвержден факт наличия указанных нарушений требований пожарной безопасности, а также подтверждено, что установленные нарушения не устранены до настоящего времени.
Анализируя вышеуказанный акт, суд приходит к выводу о том, что нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку транспортное предприятие относится к объектам, имеющим повышенную пожарную опасность с массовым пребыванием граждан.
Таким образом, суд приходит к выводам, что поскольку здания и помещения «МП г. Омска «ПП № 7» относятся к объектам с массовым пребыванием людей, то нарушения, выявленные в ходе проверки, в случае возникновения и распространения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда их здоровью.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Анализируя вышеуказанную норму закона, суд приходит к выводу о том, что правило п. 1 ст. 1065 ГК РФ является общим и выполняет, прежде всего, превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан, организаций и государства в целом. Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК РФ - один из способов защиты гражданских прав.
Судом установлено, что при осуществлении своей деятельности МП г. Омска «ПП № 7» нарушило установленные федеральными законами РФ порядок и правила. Истцом представлено достаточно доказательств, которые в совокупности свидетельствуют о нарушении ответчиком противопожарного законодательства РФ. По мнению суда, имеется опасность причинения в будущем вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем, нарушаются интересы неопределенного круга лиц. В обеспечение принципа законности, в силу ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно положениям Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Каждый имеет право на жизнь (статья 20). Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.
Вместе с тем, поскольку прокурором САО г. Омска требований о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, не заявлено, а суд в соответствии с положениями ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным требованиям, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению установленных нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор, при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, с МП г. Омска «ПП № 7» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное предприятие г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» устранить нарушения правил пожарной безопасности в принадлежащих ему помещениях и зданиях, расположенных по адресу: г. адрес: выполнить монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в административно-бытовом корпусе предприятия, в производственных и складских помещениях и гаражных боксах; выполнить монтаж автоматической установки пожаротушения в стояночных боксах, 2-х постов ТО и ТР, помещений диагностирования и регулировочных работ подвижного состава; выполнить тамбур-шлюз с постоянным подпором воздуха при пожаре в помещениях аккумуляторной и окрасочного отделения; отделить цех ГМП от кузнечного цеха противопожарной перегородкой 1 типа и противопожарной дверью 2 типа; отделить лестничную клетку от коридора 1-го этажа дверью с устройством для самозакрывания и уплотнением в притворах в административно-бытовом корпусе; выполнить в стояночных боксах колесоотбойные устройства вдоль стен; демонтировать горючую отделку стен на путях эвакуации в коридоре центральной проходной административно-бытового корпуса; оборудовать резервуары для хранения топлива системами предотвращения их переполнения.
Взыскать с Муниципального предприятия г. Омска «Пассажирское предприятие № 7» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления в Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>