Дело № 2-1722/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2011 года г. Омск
Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Лисовец И.В., при секретаре судебного заседания Ефремовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления государственной службы занятости населения Омской области к Открытому акционерному обществу «Омскнефтепроводстрой» о признании незаконным бездействий и обязании обеспечить соблюдение установленной квоты для устройства инвалидов и создания минимального количества специальных рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском Открытому акционерному обществу «Омскнефтепроводстрой» о признании незаконным бездействий и обязании обеспечить соблюдение установленной квоты для устройства инвалидов и создания минимального количества специальных рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с планом проверок субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении регионального государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, на 2010 год, утвержденным распоряжением Главного управления от .... №-р, распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, документальной проверки юридического лица от .... №-рк Главным управлением проведена плановая документальная проверка ОАО «Омскнефтепроводстрой». Период проведения проверки с .... по ..... В ходе проведения проверки установлено, что среднесписочная численность работников организации составляет 436 единиц, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 13 единиц, в организации работает 3 инвалида, специальное рабочее место не создано. По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории адрес от .... № по двум нарушениям: несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов, наблюдение обязанности по выделению (созданию) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов. В установленный срок, к .... предписание организацией не исполнено.По информации БУ адрес «Центр занятости населения САО адрес» среднесписочная численность работников организаций по состоянию на .... составляет 377 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов – 11 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты – 5 единиц. Специальное рабочее место не создано. В свою очередь ОАО «Омскнефтепроводстрой» не предпринимает никаких действий направленных на выполнение предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории адрес. Бездействие ответчика нарушает и может быть нарушено право на труд любого гражданина РФ, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов. Просил признать бездействие ОАО «Омскнефтепроводстрой, выразившиеся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьям 3,6 адрес «О квотировании рабочих мест в адрес», постановлению адрес от .... №-п «О мерах по реализации адрес «О квотировании рабочих мест в адрес». Обязать ОАО «Омскнефтепроводстрой, выполнить требования закона, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты.
Представитель истца Главного управления государственной службы занятости населения адрес, действующий на основании доверенности – Макейкин Н.А., в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представители ответчика ОАО «Омскнефтепроводстрой», действующие на основании доверенностей - Алексеева Н.А., Шекова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что со стороны ответчика сделано все возможное для приема на работу инвалидов. Указали, что средняя численность организации 377 человек, квота для инвалидов составляет 11 рабочих мест, однако выполнение квоты, которая установлена законодательством не зависит в полной мере от них. На сегодня в организацию занято 5 инвалидов, они готовы принять еще 6 человек-инвалидов. Аттестация была проведена по каждому подразделению, аттестовано 11 рабочих мест именно для инвалидов, но рабочее место инвалида не оборудовано. Находят требования ГУ на сегодняшний день преждевременными, так как инвалидов нет, служба занятости их не направляет, за последние две недели, было только две уборщицы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 46 ГПК РФ, следует, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Общий надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет прокуратура РФ. Специальным же органом в данной сфере является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" № от .... последующим изменениями.
Статьей 6 вышеуказанного закона определено, что законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, настоящего Закона, федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 7.1 ФЗ от .... № «О занятости населения в РФ» полномочия субъектов РФ в области содействия занятости населения, переданные им РФ. В их числе п.п. 6 п. 1 предусмотрены: проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.п. 6 и 7 п. 1 ст. 8 Положения о главном управлении государственной службы занятости населения адрес от .... № Главное управление осуществляет проверку, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.
Пунктом 5.9 Положения о Федеральной службе занятости, утвержденного Постановлением Правительства № от ...., Служба занятости в установленном порядке имеет право представлять в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяет Федеральный закон от .... N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Предусмотренные данным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения ряда специальных мероприятий, в число которых входит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу с ч.1 ст. 21 закона организациям, численность работниковкоторых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливаетсяквота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численностиработников (но не менее 2 и не более 4 %).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых, уже работают, граждане указанной категории.
Согласно ст. 25 Закона от .... № «О занятости населения», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
В силу п. 5 ст. 76 Конституции РФ, положениям ст. 3 Федерального закона от .... N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Статья адрес от .... № «О квотировании рабочих мест в адрес» устанавливает, что организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Кроме того, организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев.
Постановлением адрес от .... №-п «О мерах по реализации адрес «О квотировании рабочих мест в адрес» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории адрес, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
Из материалов дела усматривается, что .... ГУ ГС занятости населения адрес было вынесено распоряжение №-рк о проведении плановой проверки, документальной проверки юридического лица – ОАО «Омскнефтепроводстрой», предметом которой являлось соблюдение обязательных требований о квотировании рабочих мест, социальной защите инвалидов (л.д.9-11).
Актом проверки № от .... установлено, что в ОАО «Омскнефтепроводстрой» выявлены нарушения обязательных требований адрес от .... № «О квотировании рабочих мест в адрес», постановления адрес от .... №-п «О мерах по реализации закона адрес о квотировании рабочих мест в адрес» (л.д.12-13).
По результатам проверки организации было выдано предписание № от .... в котором ОАО «Омскнефтепроводстрой» в срок до .... рекомендовано обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с Федеральным законом от24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом РФ от .... № «О занятости населения в РФ», адрес от .... № «О квотировании рабочих мест в адрес», постановлением адрес от .... «О мерах по реализации адрес «О квотировании рабочих мест в адрес» путем приема на работу инвалидов в пределах установленных квот. Обеспечить выделение (создание) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в соответствии с Постановлением адрес от .... №-п «О мерах по реализации адрес «О квотировании рабочих мест в адрес» путем выделения (создания) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов (л.д.14-16).
Из сообщения ОАО «Омскнефтепроводстрой» № от .... (л.д.35-36) следует, что прием инвалидов в счет установленной квоты осуществляется. В октябре принято 2 инвалида. В настоящее время в данной организации работает 4 инвалида вместо 10. В полном объеме не исполняется трудоустройство из-за командировочного характера работ, так как в основном это отдаленные строительные участки «Приразломное месторождение» ХМАО адрес ЯНАО, адрес. В марте 2011 года истекают сроки срочного трудового договора у сторожей, предложат инвалидам рабу сторожами в адрес. Из четырех работающих инвалидов ни кто не нуждается в создании специального рабочего места. В 2011 году будет рассмотрен прием инвалидов для специального рабочего места.
.... ОАО «Омскнефтепроводстрой» истцу была предоставлена информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, из которой следует, что среднесписочная численность работников составляет 377 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов 11 человек, в том числе специальных рабочих мест -1, количество созданных рабочих мест в счет квоты -5, в том числе специальных рабочих мест -5, принято на работу инвалидов, в том числе на рабочие места созданные в счет квоты -1 (л.д.17).
Из списка инвалидов, по состоянию на .... следует, что в ОАО «Омскнефтепроводстрой» работают 3 инвалида, в должности сторожей, машиниста КТУ (л.д.53).
Согласно нормам вышеуказанных законодательных актов, работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела среднесписочная численность работников организации составляет 377 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов -11 человек, количество занятых рабочих мест в счет квоты – 5 человек. Специальное рабочее место не создано.
Поскольку в соответствии с ч.7 ст. адрес от .... № «О квотировании рабочих мест в адрес» обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе и специальных) и приема на работу инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.
С учетом приведенных норм закона и установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о недостаточном соблюдении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов со стороны администрации ОАО «Омскнефтепроводстрой», суд приходит к выводу о необходимости признания бездействий ответчика незаконными и возложении на него обязанности по выполнению требования закона - созданию специального рабочего места для инвалида и по обеспечению соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной для ОАО «Омскнефтепроводстрой» квотой.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие Открытого акционерного общества «Омскнефтепроводстрой, выразившиеся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьям 3,6 адрес «О квотировании рабочих мест в адрес», постановлению адрес от .... №-п «О мерах по реализации адрес «О квотировании рабочих мест в адрес».
Обязать Открытое акционерное общество «Омскнефтепроводстрой, выполнить требования закона, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Лисовец