Решение по иску Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в инт. РФ и неопределенного круга лиц к ФКУ `ИК-3 УФСИН по ОО` о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных.



Дело № 2-3223/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Старостиной Г.Г.,

при секретаре Иванушкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске              26 сентября 2011 года

гражданское дело по иску Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных,

У С Т А Н О В И Л:

Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование требований указывает, что Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области. В ходе проверки установлено, что требования уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области соблюдаются не в полном объеме. Согласно положениям Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, на 15 осужденных должен приходиться 1 унитаз. Проверкой установлено, что по состоянию на 18.08.2011 в отряде содержится 106 осужденных, при этом общежитие, где проживают осужденные, оборудовано 2 унитазами, в отряде содержится 176 осужденных общежитие отряда оборудовано 5 унитазами, в отряде содержится осужденных, общежитие отряда оборудовано 5 унитазами, в отряде содержится 182 осужденных, общежитие отряда оборудовано 3 унитазами, в отряде содержится 174 осужденных, общежитие отряда оборудовано 4 унитазами, в отряде содержится 102 осужденных, общежитие отряда оборудовано 5 унитазами, в отряде содержится 100 осужденных, общежитие отряда оборудовано 2 унитазами, в отряде содержится 106 осужденных, общежитие этого отряда оборудовано 2 унитазами. Кроме этого в отрядах , где содержится 104 осужденных, , где содержится 100 осужденных, , где содержится 109 осужденных, , где содержится 106 осужденных, , где содержится 100 осужденных, общежития не оборудованы унитазами. В секторах, где располагаются указанные отряды, имеется 3 общественных уборных, вместимостью 17 человек каждая, которыми пользуются осужденные других отрядов. Так, общественной уборной пользуются осужденные отрядов , а всего 416 человек, общественной уборной пользуются осужденные отрядов , а всего 519 человек, общественной уборной пользуются осужденные отрядов , а всего 532 человек. Таким образом, на осужденных отрядов (всего 416 осужденных) приходится 1 унитаз на 14,8 осужденных. На осужденных отрядов (всего 621 осужденный) приходится 1 унитаз на 28,2 осужденных. На осужденных отрядов (всего 532 осужденный) приходится 1 унитаз на 18,3 осужденных.

Следовательно, в общежитиях указанных выше отрядов явно недостаточно унитазов для осужденных в соответствии с установленными нормами положенности, тем самым администрацией ФКУ ИК-3 нарушаются права осужденных на материально-бытовое обеспечение при размещении в общежитиях отрядов.

19.05.2011 по факту выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части несоблюдения требований о материально-бытовом обеспечении осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, прокуратурой Омской области вносилось представление.

Из ответа начальника УФСИН России по Омской области на указанное представление следует, что в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области отсутствуют свободные    и неиспользуемые помещения в отрядах, где содержатся осужденные, в связи с чем не представляется возможным увеличить площади санитарных узлов.

        Кроме этого, администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области предписано рассмотреть вопрос увеличения площади туалетов общего пользования (путем пристройки к существующим помещениям) на территории локальных участков отрядов для увеличения посадочных мест, кроме этого осуществить ремонт трех существующих туалетов    общего    пользования, расположенных в локальных зонах отрядов с устройством кабинок высотой 1 м. от пола кабинки с открывающейся дверцей наружу в целях соблюдения приватности.

Проверкой установлено, что нарушения закона в указанной части до настоящего времени не устранены.

Таким образом, Администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области допускаются нарушения материально-бытовых прав осужденных, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству. Администрация исправительного учреждения не предпринимает необходимых мер к устранению указанных нарушений и улучшению материально-бытовых условий осужденных.

    Просит обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, а именно построить помещения туалетов для осужденных отрядов из расчета 1 унитаз на 15 осужденных; обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных в имеющихся на территории локальных участков отрядов для осужденных трех туалетах общего пользования, а именно реконструировать туалеты с соблюдением принципа приватности в них, обустроив кабинками высотой 1 м от пола кабинки с открывающейся наружу дверцей; установить срок для выполнения указанных требований - 9 месяцев. Также просит взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании помощник Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Левченко Денис Владимирович заявленные требования поддержал. В части установления срока для выполнения требований об обязании устранить нарушения законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных считает возможным установить 12 месяцев. Просит иск удовлетворить с учетом уточнения.

Представитель ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области Кириллов Сергей Валерьевич, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указав на отсутствие финансирования для выполнения требований законодательства. Также считает, что отсутствует целесообразность строительства помещений туалетов, так как в дальнейшем исправительная колония № 3 будет перестроена в тюрьму камерного типа. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица УФСИН России по Омской области Луговик Татьяна Викторовна, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержав доводы представителя ответчика. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица УФК по Омской области Муслимова Эльвира Равильевна, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Считает, что УФК по Омской области необоснованно привлечено к участию в деле, так как не занимается распределением средств федерального бюджета.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Статья 32 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» устанавливает, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Суд находит убедительными доводы представителя истца и считает обоснованным обращение в интересах осужденных, отбывающий уголовное наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области. Самостоятельное обращение в суд по спорному вопросу для них является затруднительным; с учетом текущих изменений в составе осужденных, находящихся в исправительном учреждении, круг лиц является неопределенным.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В связи с этим, способом защиты прав неопределенного круга граждан, интересов РФ является устранение нарушений материально-бытовых условий при отбывании наказания осужденными в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области.

Основу правового регулирования материально-бытового обеспечения осужденных составляет Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, нормативные акты МВД и МЮ РФ, других государственных органов.

Поскольку материально-бытовое обеспечение осужденных отбывающих наказание в исправительных колониях представляет собой одно из существенных условий отбывания наказания, в соответствии со ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Создание необходимых жилищных условий и комплекса коммунально-бытовых объектов для обслуживания осужденных в местах лишения свободы является одним из важнейших элементов материально-бытового обеспечения, так как именно он определяет наиболее рациональное размещение осужденных в исправительных учреждениях и экономную систему жизнеобеспечения, образует основу для реализации других направлений материально-бытового обеспечения осужденных.

В целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, издан Приказ Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-дсп, которым утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее Инструкция).

На основании п. 2 Приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-дсп начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ при проектировании, строительстве и оборудовании    исправительных    учреждений,     воспитательных    колоний, лечебных исправительных учреждений в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ надлежит руководствоваться положениями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Согласно пункту 9.11 указанной выше Инструкции (таблица 13 п. 35) на 15 осужденных должен приходиться 1 унитаз.

В судебном заседания установлено, что администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области нарушаются нормы материально-бытового обеспечения осужденных, а именно: в отряде содержится 106 осужденных, при этом общежитие, где проживают осужденные, оборудовано 2 унитазами, в отряде содержится 176 осужденных общежитие отряда оборудовано 5 унитазами, в отряде содержится осужденных, общежитие отряда оборудовано 5 унитазами, в отряде содержится 182 осужденных, общежитие отряда оборудовано 3 унитазами, в отряде содержится 174 осужденных, общежитие отряда оборудовано 4 унитазами, в отряде содержится 102 осужденных, общежитие отряда оборудовано 5 унитазами, в отряде содержится 100 осужденных, общежитие отряда оборудовано 2 унитазами, в отряде содержится 106 осужденных, общежитие этого отряда оборудовано 2 унитазами. Кроме этого в отрядах , где содержится 104 осужденных, , где содержится 100 осужденных, , где содержится 109 осужденных, , где содержится 106 осужденных, , где содержится 100 осужденных, общежития не оборудованы унитазами. В секторах, где располагаются указанные отряды, имеется 3 общественных уборных, вместимостью 17 человек каждая, которыми пользуются осужденные других отрядов. Помимо этого, общественной уборной пользуются осужденные отрядов , а всего 416 человек, общественной уборной пользуются осужденные отрядов , а всего 519 человек, общественной уборной пользуются осужденные отрядов , а всего 532 человек. Следовательно, на осужденных отрядов (всего 416 осужденных) приходится 1 унитаз на 14,8 осужденных. На осужденных отрядов (всего 621 осужденный) приходится 1 унитаз на 28,2 осужденных. На осужденных отрядов (всего 532 осужденный) приходится 1 унитаз на 18,3 осужденных.

Таким образом, в общежитиях указанных выше отрядов явно количество унитазов для осужденных в соответствии не соответствует нормам положенности, тем самым нарушаются права осужденных на материально-бытовое обеспечение при размещении в общежитиях отрядов.

19.05.2011 по факту выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части несоблюдения требований о материально-бытовом обеспечении осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, прокуратурой Омской области вносилось представление об устранении указанных выше нарушений (копия на л.д. 11-14).

Из ответа и.о. начальника УФСИН России по Омской области на указанное представление следует, что в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области отсутствуют свободные    и неиспользуемые помещения в отрядах, где содержатся осужденные, в связи с чем не представляется возможным увеличить площади санитарных узлов (л.д. 15-19).

Установлено, что администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области предписано истцом рассмотреть вопрос увеличения площади туалетов общего пользования (путем пристройки к существующим помещениям) на территории локальных участков отрядов для увеличения посадочных мест, кроме этого осуществить ремонт трех существующих та туалетов    общего    пользования, расположенных в локальных зонах отрядов с устройством кабинок высотой 1 м. от пола кабинки с открывающейся дверцей наружу в целях соблюдения приватности.

Согласно п. 14.53 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в камерах на 2 и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в отдельных кабинах с дверьми открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м. от пола уборной.

Из объяснения начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области Гончукова С.И. (л.д. 10) следует, что имеющиеся в ФКУ ИК-3 площади общежитий отрядов для осужденных не позволяют установить дополнительное количество унитазов, необходимых по нормам положенности. Реконструкция туалетов, расположенных в общежитиях отрядов для осужденных, с целью установки дополнительных унитазов, невозможна, так как всевозможные площади уже заняты. С целью установки дополнительных унитазов необходимо построить отдельное помещения для туалетов, но в учреждении для этого нет достаточных денежных средств, которые из федерального бюджета в текущем году на указанные цели (строительство и реконструкция туалетов) не выделялись.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанные нарушения законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных до настоящего времени не устранены, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству.

Доводы ответчика об отсутствии финансирования суд находит неубедительными, так как нормы положенности унитазов для осужденных установлены в 2003 году, стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующий о принимаемых ответчикам мерах для выполнения требований законодательства, в том числе решения вопроса о выделении финансирования.

Вопрос о нецелесообразности строительства туалетов не может быть принят во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку нарушения закона установлены и должны быть устранены.

Следовательно, не принятие администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области по Омской области мер по соблюдению материально-бытовых условий осужденных не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

В связи с тем, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области осуществляет свою деятельность с явным нарушением требований законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, требование прокурора об обязании ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Применительно к ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для принятия мер, направленных на устранение вышеуказанного нарушения закона – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Применительно к ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, исходя из положений НК РФ и БК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, а именно построить помещения для туалетов для осужденным отрядов <данные изъяты> из расчета 1 унитаз на 15 осужденных.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных в имеющихся на территории локальных участков отрядов для осужденных трех туалетах общего пользования с соблюдением принципа приватности в них, обустроив кабинками высотой 1 м от пола кабинки с открывающейся наружу дверцей.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» устранить вышеуказанные нарушения законодательства в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Омской области» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                      подпись                                                     Г.Г. Старостина

Решение в окончательной форме изготовлено 03 октября 2011 года.

Судья                                       подпись                                                Г.Г. Старостина