Дело № 2-3063/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Старостиной Г.Г.,
при секретаре Иванушкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 22 сентября 2011 года
гражданское дело по иску Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных,
У С Т А Н О В И Л:
Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском. В обосновании требований указывает, что Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области. В ходе проверки установлено, что требования уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных администрацией ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области соблюдаются не в полном объеме. Согласно положениям Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, на 15 осужденных должен приходиться 1 унитаз. Проверкой установлено, что по состоянию на 16.08.2011 в общежитии отряда № содержатся 104 осужденных, при этом туалет общежития оборудован 2 унитазами и 1 писсуаром. В общежитии отряда № содержится 70 осужденных, туалет в отряде оборудован 3 унитазами. В общежитии отряда № содержится 78 осужденных, туалет отряда оборудован 3 унитазами. В отряде № содержится 92 осужденных, туалет отряда оборудован 6 унитазами. В отряде № 5 содержится 101 осужденный, туалет отряда оборудован 5 унитазами и лотковым писсуаром длиной 1,7 м. Таким образом, в общежитиях указанных выше отрядов явно не хватает унитазов для осужденных в соответствии с установленными нормами положенности, тем самым нарушаются права осужденных на материально-бытовое обеспечение при размещении в общежитиях отрядов. Кроме этого, во всех общежитиях отрядов ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области, а также в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа не соблюдается необходимая приватность при пользовании осужденными туалетами. Так, в соответствии с п. 14.53 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в камерах на 2 и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в отдельных кабинах с дверьми открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м. от пола уборной. В ходе проверки также установлено, что кабины с унитазами в туалетах общежитий отрядов осужденных, а также в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа представляют собой перегородки с дверью, которые не обеспечивают надлежащей приватности при пользовании туалетом, так как с другой стороны от перегородки расположена отсекающая решетка, исключающая возможность уединения осужденного при оправлении естественных нужд.
Из ответа начальника УФСИН России по Омской области следует, что в ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области отсутствуют свободные и неиспользуемые помещения в отрядах, где содержатся осужденные, в связи с чем не представляется возможным увеличить площади санитарных узлов. Кроме этого администрации ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской предписано выполнить следующие мероприятия:
провести обследование сан. узлов отрядов с 1 по 5 на предмет установки дополнительного сантехнического оборудования согласно нормам положенности;
при невозможности доведения до норм потребности сантехнического оборудования в сан. узлах отрядов, решить вопрос строительства отдельно стоящих или пристроек к торцам общежитий отрядов туалетов общего пользования, для установки дополнительного сантехнического оборудования с соблюдением правил приватности и доведения их количества до норм положенности.
Проверкой установлено, что нарушения закона в указанной части до настоящего времени не устранены.
Таким образом, Администрацией ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской допускаются нарушения материально-бытовых прав осужденных, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству. Администрация исправительного учреждения не предпринимает необходимых мер к устранению указанных нарушений и улучшению материально-бытовых условий осужденных.
Просит обязать ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, а именно построить помещения туалетов для осужденных отрядов № из расчета 1 унитаз на 15 осужденных; Обязать ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа, а именно реконструировать туалеты с соблюдением принципа приватности в них; установить срок для выполнения указанных требований - 9 месяцев. Также просил взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании помощник Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Левченко Д.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика Яковлев В.В. и Ботин Б.Т., действующие на основании доверенностей, иск признали в полном объеме.
Судом принято признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, последствия принятия судом признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, представителям ответчика разъяснены и понятны.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Статья 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 устанавливает, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Осужденные, отбывающие уголовное наказание в ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области, находятся в зависимости от администрации учреждения, следовательно, не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В связи с этим, способом защиты прав неопределенного круга граждан, интересов РФ является устранение нарушений материально-бытовых условий при отбывании наказания осужденными в ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области.
Основу правового регулирования материально-бытового обеспечения осужденных составляет Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, нормативные акты МВД и МЮ РФ, других государственных органов.
Поскольку материально-бытовое обеспечение осужденных отбывающих наказание в исправительных колониях представляет собой одно из существенных условий отбывания наказания, в соответствии со ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Создание необходимых жилищных условий и комплекса коммунально-бытовых объектов для обслуживания осужденных в местах лишения свободы является одним из важнейших элементов материально-бытового обеспечения, так как именно он определяет наиболее рациональное размещение осужденных в исправительных учреждениях и экономную систему жизнеобеспечения, образует основу для реализации других направлений материально-бытового обеспечения осужденных.
В целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, издан Приказ Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-дсп, которым утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее Инструкция).
На основании п. 2 Приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-дсп начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ при проектировании, строительстве и оборудовании исправительных учреждений, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ надлежит руководствоваться положениями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Согласно пункту 9.11 указанной выше Инструкции (таблица 13 п. 35) на 15 осужденных должен приходиться 1 унитаз.
В судебном заседания установлено, что администрацией ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области нарушаются нормы материально-бытового обеспечения осужденных, а именно: в общежитии отряда № содержатся 104 осужденных, при этом туалет общежития оборудован 2 унитазами и 1 писсуаром. В общежитии отряда № содержится 70 осужденных, туалет в отряде оборудован 3 унитазами. В общежитии отряда № содержится 78 осужденных, туалет отряда оборудован 3 унитазами. В отряде № содержится 92 осужденных, туалет отряда оборудован 6 унитазами. В отряде № 5 содержится 101 осужденный, туалет отряда оборудован 5 унитазами и лотковым писсуаром длиной 1,7 м.
Таким образом, в общежитиях указанных выше отрядов недостаточно унитазов для осужденных в соответствии с установленными нормами положенности, тем самым нарушаются права осужденных на материально-бытовое обеспечение при размещении в общежитиях отрядов
Согласно п. 14.53 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в камерах на 2 и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в отдельных кабинах с дверьми открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м. от пола уборной.
Судом также установлено, что кабины с унитазами в туалетах общежитий отрядов осужденных, а также в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа представляют собой перегородки с дверью, которые не обеспечивают надлежащей приватности при пользовании туалетом, так как с другой стороны от перегородки расположена отсекающая решетка, исключающая возможность уединения осужденного при оправлении естественных нужд
19.05.2011 года по факту выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части несоблюдения требований о материально-бытовом обеспечении осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области, прокуратурой Омской области вносилось представление об устранении указанных выше нарушений (копия на л.д. 15 обрат сторона-19, 26-29).
Как следует из ответа начальника УФСИН России по Омской области (копия на л.д. 11-15, 30-34), в ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области отсутствуют свободные и неиспользуемые помещения в отрядах, где содержатся осужденные, в связи с чем не представляется возможным увеличить площади санитарных узлов.
Из объяснения и.о. начальника ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области Величко Д.В. (л.д. 9-10, 25-26) следует, что реконструировать туалеты, расположенные в общежитиях вышеперечисленных отрядов для осужденных, с целью установки дополнительных унитазов, невозможно, так как всевозможные площади уже заняты. С целью установки дополнительных унитазов необходимо построить отдельное помещение туалета. Также из объяснения следует, что в IV квартале 2011 года планируется реконструкция санузлов в камерах ШИЗО и ПКТ с соблюдением принципа приватности.
В судебном заседании установлено, что вышеуказанные нарушения законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных до настоящего времени не устранены.
Таким образом, администрацией ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области допускаются нарушения материально-бытовых прав осужденных, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству.
Следовательно, не принятие администрацией ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области мер по соблюдению материально-бытовых условий осужденных не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В связи с тем, что ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области осуществляет свою деятельность с явным нарушением требований законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, требование прокурора об обязании ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Применительно к ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для принятия мер, направленных на устранение вышеуказанного нарушения закона – 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что ответчиком признаны исковые требования в полном объеме, судом в порядке ст. 173 ГПК РФ принято признание иска, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор, при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с положениями НК РФ, с ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, а именно построить помещения туалетов для осужденных отрядов № из расчета 1 унитаз на 15 осужденных.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» принять меры по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа, а именно реконструировать туалеты с соблюдением принципа приватности в них.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» устранить вышеуказанные нарушения законодательства в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись Г.Г. Старостина
Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2011 года.
Судья подпись Г.Г. Старостина