<данные изъяты>
Дело № 2-3956/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2011 г. г. Омск
Советский районный суд г. Омска в составе
Председательствующего судьи Романовой О.Б.,
при секретаре Шоль Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить требования закона путем установления квоты для трудоустройства инвалидов в Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор САО г. Омска обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить требования закона путем установления квоты для трудоустройства инвалидов в Российской Федерации. В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» установлено, что по состоянию на 14.10.2011 г. среднесписочная численность работников ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» составляет 166 человек. Исходя из численности ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика», квота для приема инвалидов составляет 4 человека. По состоянию на 13.10.2011 г. в ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» работает 4 инвалида. До настоящего времени ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» не обеспечено создание специального рабочего места для трудоустройства инвалидов. Просит признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика», по не обеспечению создания (выделения) минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии со ст.ст. 22, 24 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 3 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Обязать Открытое акционерное общество «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» выполнить требования законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и обеспечить создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
В судебном заседании помощник прокурора САО г. Омска Бузуртанова Л.Б. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» - Демчук Л.И., действующая на основании доверенности (л.д. 45), иск не признала и пояснила, что требования законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» выполнены, квота для приема инвалидов в количестве 4 человека для ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» выполнена, в связи с чем, создание специального рабочего места не требуется.
Представитель третьего лица – Главного управления государственной службы занятости Омской области – Тарабанов А.И., действующий на основании доверенности (л.д. 46), поддержал заявленные прокурором требования, поскольку до настоящего времени ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» не обеспечено создание специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 212 ТК РФ наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Как следует из ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.
П. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения» установлено, что работодателя содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В силу п. 3 ст. 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно ст. 22 вышеуказанного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие обязанности организации в области квотирования рабочих мест:
1. организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выполненных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест – с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
2. организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев Для проверки соответствий специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и присуждением к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании установлено, что 14 июня 2011 г. Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области ответчику выдано предписание № 130 об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, в котором указано на несоблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ» (л.д. 14-15).
Согласно пояснительной записки ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» начальнику Главного управления государственной службы занятости населения Омской области по состоянию на 03.06.2011 г. среднесписочная численность работников ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» составляет 166 человек, квота для приема инвалидов – 4 человека, специальное рабочее место не создано (л.д. 17).
Аналогичная информация предоставлена на запрос прокурора по состоянию на 08.09.2011 г. и на 13.10.2011 г. (л.д. 8, 9).
Таким образом, судом установлено, что в срок, установленный в предписании Главного управления государственной службы занятости населения Омской области - до 15 августа 2011 года, и до настоящего времени требования законодательства по обеспечению создания специального рабочего места для трудоустройства инвалидов ответчиком не исполнены.
Доводы представителя ответчика о том, что требования трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» исполнены полностью, поскольку выполнена квота для трудоустройства инвалидов, поэтому создание специального рабочего места не требуется, суд находит несостоятельными, поскольку до настоящего времени специальное рабочее место не создано, предприятия, выполнившие квоту по приему инвалидов, не освобождаются от обязанности создания специального места для трудоустройства инвалида. Данные доводы ответчика основаны на неверном толковании п. 1 постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 г. N 16-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" (с изменениями от 7 апреля, 4 августа 2010 г., 23 марта 2011 г.).
Указанным пунктом определено установить для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и образования, а также организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством квоту для приема на работу инвалидов (далее - квота) в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. Указанные положения данного акта надлежит применять в их взаимной связи, в связи с чем, суд отмечает, что специальное рабочее место для инвалида включается в квоту, установленную для приема на работу инвалидов. Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации, в ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехиматоматика» при наличии установленной для данной организации квоты – 4 инвалида, одно место должно быть специальным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействием ответчика нарушаются права на труд инвалидов имеющих право на трудоустройство в рамках квоты, установленной законом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ОАО «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика», по не обеспечению создания (выделения) минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии со ст.ст. 22, 24 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 3 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».
Обязать Открытое акционерное общество «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» выполнить требования законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и обеспечить создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Омский ОПЗ «Нефтехимавтоматика» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления в Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>