Решение по иску Царенко А.Н. к ГУ УПФ РВ в САО г. Омска о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-3663/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Лебедевой О.В.

при секретаре Соколовой Е.В.,

с участием истца Царенко А.Н., представителя ответчика Кусковой Н.А.,

26.10.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Царенко Александра Николаевича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в САО г.Омска о включении периода работы в льготный трудовой стаж,

УСТАНОВИЛ:

Царенко А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в САО г. Омска о включении периода работы в льготный стаж, указал, что 22.02.2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Ответчик в назначении досрочной пенсии отказал, не включил периоды: с 01.09.1978 г. по 30.06.1979 г. работы в должности субординатора в Омской городской станции скорой медицинской помощи, с 13.07.1994 г. по 28.04.1996 г. работы в должности заведующего подстанцией скорой медицинской помощи, с 25.02.1985 г. по 17.06.1985 г., с 22.02.1993 г. по 26.02.1993 г., с 05.04.1993 г. по 09.04.1993 г., с 16.04.1993 г., по 30.05.1993 г., с 12.10.1994 г. по 02.11.1994 г., с 06.11.1995 г. по 26.12.1995 г., с 10.01.2001 г. по 07.03.2001 г., с 16.04.2001 г. по 20.04.2001 г., с 01.11.2004 г. по 27.11.2004 г., с 04.09.2006 г. по 14.10.2006 г., с 12.03.2007 г. по 16.03.2007 г., с 06.09.2010 г. по 31.10.2010 г. нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы. Просит включить указанные периоды в специальный стаж и назначить пенсию с момента обращения за ней, т.е. с 22.02.2011 г.

В судебном заседании Царенко А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в САО г. Омска по доверенности – Кускова Н.А. требования Царенко А.Н. не признала в полном объеме. Пояснила, что период работы истца в качестве субординатора в Омской городской станции скорой медицинской помощи с 01.09.1978 г. по 30.06.1979 г. не подлежит включению в специальный стаж. Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.10.2002 г. № 781, должность субординатора не предусмотрена. Из специального стажа истца также исключен период работы с 13.07.1994 г. по 28.04.1996 г. в должности заведующего подстанцией скорой медицинской помощи, поскольку согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа в должности руководителей структурных подразделений учреждений (отделов, отделений) при условии подтверждения осуществления врачебной деятельности. Из документов, представленных истцом, осуществление врачебной деятельности не прослеживается. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж также засчитывается работа в должности врача - руководителя структурного подразделения, осуществляющего врачебную деятельность. Однако, в данный период документально не подтверждается осуществление врачебной деятельности. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации также не зачтены в специальный стаж, поскольку согласно Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 г. № 29, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населениях в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом списки соответствующих работ, профессий, специальностей и учреждений утверждаются Правительством РФ.

Период работы в качестве субординатора в Омской городской станции скорой медицинской помощи с 01.09.1978 г. по 30.06.1979 г. Как следует из копии уточняющей справки № № от 25.02.2011 г. (л.д. 18), копии справки от 28.02.2011 г. (л.д. 19), копии архивной справки № № от 01.08.2011 г. (л.д. 25) Царенко А.Н. был принят в Омскую городскую станцию скорой и неотложной медицинской помощи на должность субординатора.

Согласно справке от 28.02.2011 г. Царенко А.Н. фактически занимал штатную должность фельдшера, выполняя обслуживание больных по скорой и неотложной медицинской помощи, и оплата производилась по данной должности. Должность фельдшера относиться к среднему медицинскому персоналу (л.д. 19).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 16 (наименования учреждений) поименованы станции: скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи. В перечне профессий указаны, в том числе, фельдшеры.

Из уточняющей справки № № от 25.02.2011 г., следует, что Царенко Н.А. принят на Омскую городскую подстанцию скорой медицинской помощи на должность субординатора с 01.09.1978 года (л.д. 18).

Так как период работы истца 1978-1979 годов подпадает под действие Постановления СМ от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», суд считает возможным рассмотреть право Царенко Н.А. на назначение пенсии с учетом указанного постановления. В подразделе 1 раздела 2 данного перечня указаны учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, однако в перечне должностей, работа на которых дает право на выслугу лет, должность субординатора не поименована.

Немаловажным представляется суду факт того, что на период 1978-1979 годов Царенко Н.А. не имел оконченного высшего (либо специального) образования. Как следует из трудовой книжки с 14.09.1979 г. по 20.08.1980 г. Царенко А.Н. проходил интернатуру. Согласно архивной справки от 01.08.2011 г. субординатор Царенко А.Н. переведен на должность врача скорой и неотложной медицинской помощи с 01.07.1979 г. на основании копии диплома (л.д. 25). Именно поэтому он не мог работать в должности фельдшера (в связи с отсутствием необходимого оконченного образования), а был принят субординатором. Таким образом, период работы истца в искомый период совмещался с периодом учебы.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П).

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения пенсии по старости направлено, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействиям различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Исходя их этого, законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц состоящих в соответствующих трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода времени в учреждениях здравоохранения, с соблюдением характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

В связи с отсутствием документального подтверждения выполнения работы истца в период с 01.09.1978 г. по 30.06.1979 г. в должности, поименованной в Списках, суд во включении заявленного периода в должности субординатора на Омской городской станции скорой медицинской помощи отказывает.

Из копии трудовой книжки Царенко А.Н. усматривается, что 23.04.1994 г. истец был принят на должность врача скорой помощи на Станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Омска, с 13.07.1994 г. переведен на должность заведующего подстанцией Октябрьского района скорой медицинской помощи, с 29.04.1996 г. переведен врачом скорой помощи (л.д. 11). Данные обстоятельства также подтверждаются копией уточняющей справки № № от 25.02.2011 г. (л.д. 18), копией архивной справки от 01.08.2011 г. (л.д. 25).

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работа в должности руководителей структурных подразделений учреждений (отделов, отделений и др.) засчитывается в специальный стаж при условии подтверждения осуществления врачебной деятельности.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в льготный стаж засчитываются периоды работы в должности врача-руководителя учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

Из карточки-справки и выплатных листков по заработной плате следует, что Царенко А.Н. фактически работал врачом скорой медицинской помощи и дополнительно исполнял обязанности заведующего подстанцией, за что получал соответствующую доплату.

Доказательств того, что истец в заявленный период не осуществлял врачебную деятельность, сторона ответчика суду не представила.

Таким образом, период работы Царенко А.Н. с 13.07.1994 г. по 28.04.1996 г. в должности заведующего подстанцией скорой медицинской помощи подлежит зачету в специальный стаж истца.

Курсы. В судебном заседании установлено, что Царенко А.Н. с 25.02.1985 г. по 17.06.1985 г., с 22.02.1993 г. по 26.02.1993 г., с 05.04.1993 г. по 09.04.1993 г., с 16.04.1993 г., по 30.05.1993 г., с 12.10.1994 г. по 02.11.1994 г., с 06.11.1995 г. по 26.12.1995 г., с 10.01.2001 г. по 07.03.2001 г., с 16.04.2001 г. по 20.04.2001 г., с 01.11.2004 г. по 27.11.2004 г., с 04.09.2006 г. по 14.10.2006 г., с 12.03.2007 г. по 16.03.2007 г., с 06.09.2010 г. по 31.10.2010 г. находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы (л.д. 18, 20, 21, 22, 23, 24). Эти периоды также не был включен Пенсионным фондом в специальный трудовой стаж истца (л.д. 14-16).

Суд отмечает, согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в частности, для медицинских работников.

Следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1-й квартал 2006г., вопрос № 30) в календарном исчислении.

Из отказа Пенсионного фонда в назначении пенсии истцу следует, что у Царенко А.Н. на день обращения в Пенсионный фонд за назначением льготной пенсии без учета включенных спорных периодов имелся специальный стаж 28 лет 3 месяца 07 дней (л.д. 16). При зачете периодов: работы с 13.07.1994 г. по 28.04.1996 г. в должности заведующей подстанцией скорой медицинской помощи, с 25.02.1985 г. по 17.06.1985 г., с 22.02.1993 г. по 26.02.1993 г., с 05.04.1993 г. по 09.04.1993 г., с 16.04.1993 г., по 30.05.1993 г., с 12.10.1994 г. по 02.11.1994 г., с 06.11.1995 г. по 26.12.1995 г., с 10.01.2001 г. по 07.03.2001 г., с 16.04.2001 г. по 20.04.2001 г., с 01.11.2004 г. по 27.11.2004 г., с 04.09.2006 г. по 14.10.2006 г., с 12.03.2007 г. по 16.03.2007 г., с 06.09.2010 г. по 31.10.2010 г. - нахождения на курсах повышения квалификации, истец на день обращения в Пенсионный фонд (22.02.2011г.) имел требуемый Законом 30-летний стаж лечебной деятельности, а, следовательно, имел право на назначение и получение соответствующей пенсии

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратился в Пенсионный фонд 22.02.2011 г.

Дело рассмотрено в соответствии с заявленными требованиями (ст.196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования Царенко Александра Николаевича удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО г. Омска включить в льготный трудовой стаж Царенко Александра Николаевича, дата года рождения, периоды курсов повышения квалификации с 25.02.1985 года по 17.06.1985 года, с 22.02.1993 года по 26.02.1993 года, с 05.04.1993 года по 09.04.1993 года, с 16.04.1993 года, по 30.05.1993 года, с 12.10.1994 года по 02.11.1994 года, с 06.11.1995 года по 26.12.1995 года, с 10.01.2001 года по 07.03.2001 года, с 16.04.2001 года по 20.04.2001 года, с 01.11.2004 года по 27.11.2004 года, с 04.09.2006 года по 14.10.2006 года, с 12.03.2007 года по 16.03.2007 года, с 06.09.2010 года по 31.10.2010 года, период работы с 13.07.1994 года по 28.04.1996 года в должности заведующего подстанцией скорой медицинской помощи.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в САО г. Омска назначить и выплачивать пенсию Царенко Александру Николаевичу, дата года рождения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» с 22.02.2011 года.

В удовлетворении остальной части требований Царенко Александру Николаевичу – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней с момента его изготовления в мотивированной форме

Судья: подпись. Копия верна. Судья: