решение по иску прокурора САО г.Омска в инт. неопределенного круга лица к Администрации г.Омска, Департамента имущественных отношений г.Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска, Суворовой А.А. о признании незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2011 года                                                                                                   г.Омск

Советский районный суд г.Омска

в составе председательствующего судьи Козловой А.С.

при секретаре Егоровой Т.В.

с участием представителя истца- прокурора Бузуртановой Л.Б., представителя ответчиков – Никитиной В.А., Суминой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Суворовой Александре Александровне о признании незаконным распоряжения первого заместителя мэра г. Омска, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Советского А.О г. Омска обратился в суд с названным иском в обосновании своих требований указав, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Жириновского В.В. в интересах инициативной группы жителей Советского административного округа г. Омска (Тетериной Н.П. и др.) по вопросу несогласия со строительством административно-торгового комплекса вблизи жилого дома адрес.

Установлено, что 27.07.2007 за муниципальным образованием город Омск зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>. м, местоположение которого установлено в центральной части кадастрового квартала , г. Омск, имеющий кадастровый номер . Разрешенное использование земельного участка установлено - земли общего пользования под улицу.

Распоряжением первого заместителя Мэра г. Омска, директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 04.07.2008 № указанный земельный участок был разделен на 3 земельных участка, один из которых- площадью кв. м, местоположение которого установлено в адрес (для размещения административно-торгового комплекса) Администрацией г. Омска был продан ответчику Суворовой А.А. на аукционе, состоявшемся 14.12.2009.

Полагает, что при формировании земельного участка, проданного ответчику Суворовой А.А. было изменено первоначальное разрешенное использование (земли общего пользования под улицу), которые не подлежат приватизации. Также считает, что директор департамента имущественных отношений не имел полномочий на принятие распоряжения об изменении границ земельного участка, т.к. такое решение должно было быть принято мэром г. Омска.

Просит признать незаконным распоряжение первого заместителя Мэра города Омска, директора департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.07.2008 № «Об утверждении проекта территориального землеустройства по образованию земельных участков по проспекту Мира в Советском административном округе города Омска» (с изм. от 04.08.2008), признать недействительным договор от 16.12.2009 г № -продажи, находящегося в муниципальной собственности – городского округа города Омска земельного участка, имеющего кадастровый номер , заключенный между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Суворовой А.А., применить последствия недействительности этого договора, обязать Суворову А.А. возвратить земельный участок в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а департамент имущественных отношений Администрации города Омска возвратить Суворовой А.А. денежные средства в размере 1 812 000 рублей.

В судебном заседании представитель прокуратуры Советского АО г. Омска Бузуртанова Л.Б., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что изменением вида разрешенного использования земельного участка, были нарушены права неопределенного круга лиц, поскольку ранее разрешенный вид использования земельного участка был общий, использовался он под улицу, исключая какие-либо застройки. Просила требования удовлетворить.

Представитель Администрации города Омска –Бессчётнова Е.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, ранее в судебных заседаниях исковые требования не признала, пояснила, что при оспаривании распоряжения директора ДИО от 04.07.2008 г прокуратурой не указано, какие права и законные интересы граждан, нарушены оспариваемым актом. Распоряжение принято директором ДИО в пределах его полномочий. считает, что правовых оснований для признания договора купли-продажи спорного участка не имеется, т.к. распоряжение Администрации города Омска «О проведении аукциона по продаже земельных участков» от 28.07.2009 № действительно и в настоящее время, не отменено и никем не оспорено. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска- Галиаскаров М.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, ранее в судебных заседаниях исковые требования не признал, пояснил, что на момент вынесения распоряжения от 04.07.2008 г Директор ДИО обладал такими полномочиями в соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденном постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 года № . Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее – Правила), которые являются документом территориального планирования были утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № ., на момент принятие оспариваемого акта не действовали, отсутствовала иная процедура образования земельных участков, кроме как в составе проекта территориального землеустройства.

При издании Распоряжения № в части указания назначения и использования земельного участка площадью <данные изъяты>м «для размещения административно-торгового комплекса» Департамент руководствовался градостроительным обоснованием на размещение объекта строительства № от 11.12.2007, утвержденным департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. Также заявил о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска Никитина В.А. исковые требования не признала, представила письменный отзыв, пояснила, что в соответствии с действующим законодательством в рамках предоставленных полномочий департаментом архитектуры была проведена работа по формированию земельного участка площадью <данные изъяты> для размещения торгово-административного комплекса, образованного из состава земельного участка с кадастровым номером , были получены все необходимые технические условия и санитарно-эпидемиологическое заключение от 04.07.2007.

Письмом № пакет документов направлен в департамент имущественных отношений для проведения аукциона.

Спорный земельный участок с кадастровым номером , образованный из состава земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с документацией территориального планирования и градостроительного зонирования изначально предусмотрен для размещения капитальной застройки. Также заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.

Ответчик Суворова А.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие через своего представителя, исковые требования не признает.

Представитель Суворовой А.А. –Сумина Н.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, полагает, что оспариваемое распоряжение было принято в соответствии с действовавшими на момент его принятия нормами закона. Считает ссылку истца на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ безосновательной, поскольку земельный участок с кадастровым номером относился на момент сделки купли-продажи к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения административно-торгового комплекса.

Еще до проведения аукциона был сформирован пакет документов: градостроительное обоснование № от 11.12.2007 г. на размещение объекта строительства, санитарно-эпидемиологическое заключение от 04.07.2007 г. на выбор земельного участка, технические условия по водоснабжению и канализации, электроснабжению и теплоснабжению. По результатам аукциона Суворова А.А. приобрела указанный земельный участок с указанными разрешительными документами. Также заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.

Представитель 3-го лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

23.06.2006    в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием – земли общего пользования под    улицу,    который    впоследствии    Мэром    г.    Омска    предоставлен департаменту недвижимости Администрации г. Омска в безвозмездное срочное пользование.(л.д.72-74)

27.07.2007    за      муниципальным      образованием      город      Омск зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью439 876 кв. м, местоположение которого установлено в центральной частикадастрового квартала , г. Омск, имеющий кадастровый номер . Разрешенное использование земельного участка установлено -земли общего пользования под улицу.(л.д.79)

Распоряжением первого заместителя Мэра г. Омска, директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 04.07.2008 № «Об утверждении проекта территориального землеустройства по образованию земельных участков по проспекту Мира в Советском административном округе города Омска» (с изм. от 04.08.2008) земельный участок с кадастровым номером был разделен на 3 земельных участка, утверждены проекты их границ, один из которых площадью <данные изъяты> кв. м, местоположение которого установлено в адрес (для размещения административно-торгового комплекса).(л.д.76-78)

В соответствии с п. 1, 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.

Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области утверждены решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201.

Оспариваемое распоряжение директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 04.07.2008 № 6115-р было принято до утверждения указанных Правил землепользования и застройки.

Принимая во внимание, что распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.07.2008 № «Об утверждении проекта территориального землеустройства по образованию земельных участков по проспекту Мира в Советском административном округе города Омска» принято до вступления в силу Правил, то суд считает, что предусмотренные Правилами градостроительные регламенты (установленные в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков) при вынесении распоряжения не подлежали применению.

В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 395-п, департамент имущественных отношений управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности города Омска способами, предусмотренными действующим законодательством, в пределах своей компетенции; в установленном действующим законодательством порядке управляет и распоряжается землями, расположенными в границах города Омска, в пределах компетенции органов местного самоуправления города Омска

Кроме того, согласно п. 20 Положения департамент имущественных отношений:

- является организатором торгов по продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск, и права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск;

-выполняет функции продавца земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск, а также прав на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции;

- заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Омск и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции;

- принимает решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, или земельных участков…. (л.д.251-259)

Директор Департамента имущественных отношений наделен полномочиями в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений. (л.д.212-220)

Согласно ст. 21 Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 ноября 2008 года, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Глава I.1 Земельного кодекса РФ «Земельные участки», предусматривающая порядок и процедуру образования земельных участков, введена в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений», вступившим в силу 24.10.2008.

Таким образом, на момент издания оспариваемого Распоряжения № 6115-р от 04.07.2008г отсутствовала иная процедура образования земельных участков, кроме как в составе проекта территориального землеустройства.

В рассматриваемый период порядок проведения землеустройства был определен постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 года № 396 «Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства» (утратило силу 30.06.2009 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 501). Так, было определено, что территориальное землеустройство объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» территориальное землеустройство - мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.

Понятие «проект границ земельного участка» дано в Методических рекомендациях по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных 17 февраля 2003 года Федеральной службой земельного кадастра России. Так, указанными Рекомендациями предусмотрено, что при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков). Проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельного участка (упорядочиваемого земельного участка) составляется в случае отсутствия сведений о границах существующего земельного участка в государственном земельном кадастре и невозможности уточнения их местоположения путем согласования границ на местности.

Таким образом, понятие проекта границ земельного участка предусмотрено только в составе проекта территориального землеустройства земельного участка.

Согласно постановлению Правительства РФ от 7 июня 2002 года № 396 «Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства» образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся с учетом таких характеристик, как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенное использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты). Образование новых земельных участков может осуществляться путем деления существующего земельного участка на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На момент принятия оспариваемого Распоряжения № от 04.07.2008г Правила приняты не были. Таким образом, отсутствовал документ зонирования территорий, в соответствии с которым могло определяться разрешенное использование образуемых земельных участков.

При издании Распоряжения № от 04.07.2008г в части указания назначения и использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м «для размещения административно-торгового комплекса» Департамент имущественных отношений правомерно руководствовался градостроительным обоснованием на размещение объекта строительства № от 11.12.2007, утвержденным департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.(л.д.80-91)

Департаментом архитектуры и градостроительства была проведена работа по формированию земельного участка площадью <данные изъяты> для размещения торгово-административного комплекса, образованного из состава земельного участка с кадастровым номером (см. проект границ). Также были получены все необходимые технические условия и санитарно-эпидемиологическое заключение от 04.07.2007. (л.д.92-124)

По вопросу изменения вида разрешенного использования части земельного участка с кадастровым номером суд отмечает следующее:

В соответствии со свидетельством о регистрации права муниципальной собственности от 27.07.2007 на земельный участок с кадастровым номером                             первоначальное разрешенное использование всего земельного участка было «земли общего пользования под улицу».

Однако в соответствии с Генеральным планом города Омска, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР № 139 от 03.03.1970, спорный земельный участок расположен в зоне капитальной застройки. (л.д.148)

В соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (далее – Генеральный план), спорный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки. При этом Генеральный план является документом градостроительного планирования, обеспечивающим устойчивое развитие территории на перспективу (25 лет) и определяющим направления и границы территориального развития города. Кроме того, Генеральным планом определяется функциональное зонирование территории.

Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в жилых зонах размещаются объекты, связанные с проживаем граждан. Кроме того, в состав жилых зон могут входить и иные виды объектов капитального строительства, предусмотренные градостроительным регламентом для территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки.

В развитие Генерального плана решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее – Правила), которые являются документом территориального планирования. В соответствии с Правилами земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 06:3037 был выделен из состава жилой зоны в зону объектов административно-делового и общественного назначения.

Согласно ст. 45 Правил зона объектов административно-делового и общественного назначения – «ОД-1» включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности.

При этом согласно ст. 49 Правил участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) должны входить в состав территориальной зоны «ИТ-2» – зоны городского наземного транспорта. Размещение указанных объектов в границах территориальной зоны «ОД-1» запрещено.

Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером , образованный из состава земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с документацией территориального планирования и градостроительного зонирования изначально предусмотрен для размещения капитальной застройки, что подтверждается картой территориального зонирования территории города Омска (л.д.148)

В соответствии с протоколом о результатах аукциона по продаже земельного участка для размещения для размещения административно-торгового комплекса, расположенного адрес, с кадастровым номером: от 14.12.2009 года Суворова А.А. признана победителем аукциона (л.д.34-35)

Информация о проведении аукциона была опубликована в газете « Третья столица» № от 12.11.2009 года.(л.д.36-37)

16 декабря 2009 года между муниципальным образованием город Омск и Суворовой А.А. заключен договор купли продажи указанного земельного участка (л.д.40-42)

04.02.2010 года право собственности на земельный участок было зарегистрировано на имя Суворовой Александры Александровны (л.д.125)

Ответчиками заявлено о пропуске истцом срока давности для обращения в суд, 3-х месячный для обжалования распоряжения от 04.07.2008 года № и один год о признании договора купли-продажи недействительным.

На основании ст.256 ГПК РФ срок для обжалования распоряжения директора Департамента имущественных отношений от 04.07.2008 года № составляет 3 месяца с момента его издания.

В соответствии с требованиями ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Доводы представителя истца о том, что о нарушениях, допущенных при формировании земельного участка с кадастровым номером , связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка с «земель общего пользования» на «для размещения административно-торгового комплекса», издании соответствующего распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, а также реализации данного земельного участка Суворовой А.А. в нарушение требований п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации органам прокуратуры стало известно в июне 2011 года в результате проверки, проведенной в рамках поступившего обращения заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Жириновского В.В. в связи с коллективным обращением жителей Советского административного округа г. Омска суд считает несостоятельными по следующим причинам:

26.07.2007 года в прокуратуру г. Омска поступило обращение Нояксовой В.И. от имени жильцов дома адрес по вопросу строительства административно-торгового здания на территории сквера, с которым они были не согласны, указывали на нарушения их прав.(л.д.154-155)

01.08.2007г прокуратурой г. Омска данное обращения было направлено для рассмотрения по существу Мэру города Омска (л.д.153). Обращение граждан администрацией города Омска было рассмотрено, дан ответ Нояксовой В.И. для объявлении остальным заявителям (л.д.313 )

    21 июня 2007 года жильцы дома адрес с таким же заявлением обращались в Омскую межрайонную природоохранную прокуратуру (л.д.308-309 ),прокурором дан ответ 28.06.2007 года.

    Указанные факты свидетельствуют о том, что истец еще 01.08.2007 года был поставлен в известность о строительстве административно-торгового здания по указанному адресу, меры прокурорского реагирования не принял.

Оспариваемый договор купли-продажи заключен на основании протокола о результатах аукциона от 14.12.2009. Информация о проведении аукциона размещена в издании «Третья столица», 12.11.2009, № ( под лотом № , где указано местоположение земельного участка, площадь, а также, что границы земельного участка утверждены распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 04.07.2008 № л.д.36-37 ), т.е. информация до истца была доведена общедоступным способом, через средства массовой информации.

В суд истец обратился только 12.07.2011 года т. е. с пропуском срока исковой давности.

Статья 199 ГК РФ устанавливает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Суд применяет срок исковой давности и в удовлетворении иска отказывает, в связи с пропуском срока и ввиду необоснованности заявленных требований.

     Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,

                                                                     РЕШИЛ:

В иске прокурору Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Суворовой Александре Александровне о признании незаконным распоряжения первого заместителя мэра г. Омска, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г.Омска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                                                                        А.С. Козлова

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 19 сентября 2011года

Судья:                                                                                           А.С.Козлова