о взыскании денежных средств в пользу федерального бюджета



<данные изъяты>

Дело № 2-3787/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года                                          г. Омск

Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Фарафоновой Е.Н., при секретаре судебного заседания Глушко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН России) к Клишин О.Н., Клишина А.И., Клишину А.О., Клишину А.О. о взыскании денежных средств в пользу федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба исполнения наказаний (далее ФСИН России) обратилась в суд с иском к Клишин О.Н., Клишина А.И., Клишину А.О., Клишину А.О. о взыскании денежных средств в пользу федерального бюджета. В обосновании своих исковых требований истец указал, что .... Клишин О.Н. получил государственный жилищный сертификат на сумму <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения на территории Омской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153, приказом ФСИН России от .... , выпиской из протокола заседания ЖБК от ....

Жилищный сертификат был выдан Клишину О.Н. из расчета 3-х совместно проживающих с ним членов семьи: супруги Клишиной А.И., дочери Клишиной А.О., сына Клишина А.О..

Участие в подпрограмме является добровольным, ознакомление и согласие с условиями программы, условиями получения и использования государственного жилищного сертификата подтверждается заявлением от .... о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», и так же заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата от ...., подписанным Клишиным О.Н., Клишиной А.И., Клишиным А.О..

В связи с представлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Омской области Клишин О.Н. и проживающие совместно с ним члены его семьи: супруга Клишина А.И., дочь Клишина А.О., сын Клишин А.О. на основании пп. «Ж» п. 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 пп. 7 п. 21 раздела III Приказа ФСИН России от .... г. предоставили .... обязательство о сдаче квартиры, принадлежащей на праве общей долевой собственности Клишину О.Н., Клишиной А.И. и Клишину А.О., расположенной по адресу: адрес, общей площадью <данные изъяты> кв.м., тем самым ответчики, согласившись с условиями участия в Подпрограмме, обязались после реализации государственного жилищного сертификата передать имеющееся у них жилое помещение в государственную собственность.

Клишин О.Н. приобрел в совместную с членами его семьи собственность жилье ...., за счет средств, предоставленной ему субсидии, что подтверждается выпиской из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов. В соответствии с п. 45 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153, п. 22 раздела III Приказа ФСИН России от 04.06.2007 г. №287 исполнение обязательства о передаче принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности жилого помещения в федеральную собственность должно быть осуществлено в 2-месячный срок после приобретения жилья по жилищному сертификату.

Клишин О.Н., Клишина А.И., Клишина А.О., Клишин А.О. данное обязательство не исполнили. В настоящее время сведений о принадлежности квартиры по адресу: адрес истец не имеет.

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 сертификат на вышеуказанную сумму был выдан исходя из норматива общей площади жилого помещения <данные изъяты> на 1 человека на семью из 4-х человек, стоимости 1 кв.м. общей площади жилья <данные изъяты> рублей, коэффициента для Западно-Сибирского экономического района 1,1. Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья и коэффициент при расчете суммы сертификата применены в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 10.06.2009 №210 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на второй и третий кварталы 2009 г.».

В соответствии с п. 16.1 Правил вышеуказанный норматив применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, применяется обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с п. 16.2 Правил, в случае отчуждения гражданином – участником подпрограммы жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

Таким образом, в связи с неисполнением в установленный срок ответчиками принятого в соответствии с законом обязательства о передаче в государственную собственность квартиры по адресу: адрес, оставлением указанной квартиры для дальнейшего проживания Клишину А.О. и членам его семьи размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты подлежит определению в соответствии с п. 16.2 Правил как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 Правил – <данные изъяты> и площадью оставленного для проживания жилого помещения – <данные изъяты>

Размер субсидии исходя из общей площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м., стоимости 1 кв.м. общей площади жилья <данные изъяты> рублей и коэффициента для Западно-Сибирского экономического района 1,1 составит <данные изъяты> рублей. Соответственно разница между предоставленной Клишину О.н. субсидией в размере <данные изъяты> и причитающейся ему и членам его семьи, в связи с оставлением для проживания в жилом помещении, субсидией в размере <данные изъяты>, является неосновательным обогащением Клишина О.Н. и членов его семьи, являющихся ответчиками по делу.

Просит взыскать солидарно с Клишин О.Н., Клишина А.И., Клишину А.О. в доход федерального бюджета <данные изъяты>

Представитель истца Луговик Т.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Ответчики Клишин А.О., Клишин О.Н., Клишина А.И., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетней Клишиной А.И., в судебном заседании частично признали заявленные требования, просили снизить размер суммы подлежащей взысканию до <данные изъяты>, на основании наличия прав у Клишина О.Н., предусмотренных ст. 54 «Положения о службе в органах внутренних дел» и прав на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м., предусмотренных п. «л», п. 1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» (членами союза писателей России).

Представитель ответчика Клишина О.Н., действующий на основании ордера – Эстерлейн О.Ю., поддержал позицию своего доверителя, просил уменьшить размер взыскиваемой суммы в связи с имеющимся у ответчика Клишина О.Н. права на основании ст. 220 НК РФ получения имущественного налогового вычета в размере 13 % в связи с приобретением спорного жилого помещения в собственность ответчиком.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Клишин О.Н. проходил службу в УФСИН России по Омской области, в настоящее время является членом Союза писателей России.

В 1994 году поставлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека (он, жена и сын), что подтверждается выпиской из протокола заседания профсоюзного комитета и жилищно – бытовой комиссии учреждения УХ/3 от .... (л.д. 16).

.... Клишин О.Н. обратился с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 11).

Кроме того, .... он написал заявление о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Омской области на состав семьи: супруга Клишина А.И., сын Клишин А.О., дочь Клишина А.О. (л.д. 12).

В указанном заявлении, удостоверенном нотариусом ФИО9, имеется запись о том, что Клишин О.Н. с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата ознакомлен и обязуется их выполнять. Совершеннолетние члены семьи – Клишина А.И. и Клишин А.О. с заявлением согласились, поставили свои подписи.

Из обязательства от .... следует, что все совершеннолетние члены семьи и он сам обязались в двух месячный срок со дня приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими членами его семьи жилое помещение по адресу: адрес сдать его в установленном законодательством порядке, о чем поставили свои подписи (л.д. 17).

.... <данные изъяты> государственный жилищный сертификат, которым удостоверялось, что Клишин О.Н. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы. В соответствии с условиями подпрограммы ему предоставляется за счет средств федерального бюджета субсидия в размере <данные изъяты> для приобретения жилого помещения на территории Омской области, рассчитанная с учетом 3 совместно проживающих с ним членов его семьи (л.д. 9).

Согласно расписки от .... Клишин О.Н. при получении государственного жилищного сертификата УВ , выданного .... ФСИН России, проинформирован о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату. Кроме того, ему разъяснены и понятны условия участия в подпрограмме, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи в государственную (муниципальную) собственность (л.д. 10).

Согласно выписке из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов УФСИН России по Омской области, сумма предоставленной субсидии в размере <данные изъяты> перечислена Клишину О.Н. .... по сертификату , выдана .... в счет приобретения права собственности на жилое помещение площадью <данные изъяты>. (л.д. 19).

Таким образом, денежные средства ответчиками были использованы. ФСИН России выполнил взятые на себя обязательства по обеспечению ответчиков жильем.

Согласно копии свидетельств о праве собственности (л.д. 13,14,15) адрес до настоящего времени находится в собственности у ответчиков Клишиной А.И., Клишина А.О., Клишина О.Н., Клишиной А.О..

Таким образом, ответчики не выполнили взятые на себя обязательства по передаче квартиры в оперативное управление УФСИН России по Омской области.

Истец направлял на имя Клишина О.Н. письмо м просьбой прибыть для решения о передаче жилого помещения в оперативное управление УФСИН России по Омской области (л.д. 20), но действий не последовало.

Согласно п. 16, 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных

сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных

обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным

законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы,

утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ....

153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной

выплаты устанавливается в размере по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности

семьи 3 человека и более. При этом, указанный норматив применяется при расчете

размера социальной выплаты, если гражданином - участником, подпрограммы и членами

его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимается обязательство о

безвозмездном    отчуждении    этого    жилого    помещения    в    государственную    или

муниципальную собственность.

П. 16.2 выше названных Правил устанавливает, что в случае принятия гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи решения не отчуждать жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

Как следует из материалов дела (л.д. 9) сертификат на вышеуказанную сумму был выдан исходя из норматива общей площади жилого помещения <данные изъяты> на 1 человека на семью из 4-х человек, стоимости 1 кв.м. общей площади жилья <данные изъяты>, коэффициента для Западно-Сибирского экономического района 1,1. Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья и коэффициент при расчете суммы сертификата применены в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 10.06.2009 №210 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на второй и третий кварталы 2009 г.».

Квартира по адресу: адрес, имеет общую площадь <данные изъяты> (л.д. 13).

Размер субсидии рассчитывался следующим образом: <данные изъяты>.

Соответственно, размер субсидии, уменьшенной на площадь не переданной квартиры составил 1 <данные изъяты>

В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что квартира по адресу: адрес до настоящего времени не передана в оперативное управление УФСИН России по Омской области. Ответчиками не принято мер по передачи принадлежащего им жилого помещения и после получения уведомления (л.д.20). В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчики приняли решение оставить указанную квартиру за собой, соответственно требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Исходя из положений ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В данном случае исключений в судебном заседании не установлено.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Ответчики обязались передать занимаемую ими квартиру, поэтому им была выделена субсидия в большем размере. Поскольку они не исполнили своего обязательства, то разница в денежной сумме выделенной субсидии является неосновательным обогащением. В судебном заседании установлено, что субсидия выделялась на состав семьи Клишина О.Н.. Как следует из пояснений представителя истца, подтверждается выпиской из ЕГР прав на недвижимое имущество, на средства государственного жилищного сертификата ответчиками была приобретена адрес

Сумма неосновательного обогащения подлежит возврату.

Указанный вывод подкрепляется позицией, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 30.08.2006 г. №ВКПИ06-48.

В этой связи, суд считает обоснованными требования истца о взыскании с ответчиков в солидарном порядке 1 <данные изъяты>

Доводы ответчиков об уменьшении взыскиваемой суммы на основании наличия прав у Клишина О.Н., предусмотренных ст. 54 «Положения о службе в органах внутренних дел» и прав на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м., предусмотренных п. «л», п. 1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» (членами союза писателей России) и об уменьшении размера взыскиваемой суммы в связи с имеющимся у ответчика Клишина О.Н. права на основании ст. 220 НК РФ получения имущественного налогового вычета в размере 13 % в связи с приобретением спорного жилого помещения в собственность ответчиком, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.

При покупке жилья с использованием ГЖС гражданин получает субсидию в размере пропорциональном средней рыночной стоимости жилья в субъекте федерации и на указанную в сертификате сумму может рассчитывать как при покупке более дорогого жилья, находящегося в областном центре, так и более дешевого в районном центре, но входящем в состав одного субъекта федерации. Соглашаясь на участие в Подпрограмме, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления права на субсидию, удостоверенного государственным жилищным сертификатом. Поскольку гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета. Гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке: с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств. В случае предоставления жилья от органов государственной власти или органа местного самоуправления, т.е. также как и при получении ГЖС за счет бюджетных средств, вопрос обеспеченности жильем разрешается исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ), а также содержащими указание о том, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч. 7 ст. 57 ЖК РФ). Ответчики с условиями получения государственного жилищного сертификата были ознакомлены, выразили свое согласие. В случае если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить свою жилищную проблему и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, как очередник на получение жилья на условиях социального найма. Таким образом, закрепив за гражданами - участниками Подпрограммы, право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, путем получения ГЖС, Подпрограмма не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст. 54 «Положения о службе в органах внутренних дел» и прав на дополнительную жилую площадь, предусмотренных п. «л», п. 1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» (членами союза писателей России), то есть улучшения жилищных условий как очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма.

Ст. 220 НК РФ определено, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет на основании уведомления по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@. Право на получение имущественного налогового вычета у налогового агента должно быть подтверждено инспекцией в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета. В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, на сумму предоставляемого вычета. Таким образом, ответчик не лишен права обращения, в порядке предусмотренном законодательством, за получением налогового вычета, его получением, при условии подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФСИН России в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>, с <данные изъяты>

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать солидарно с Клишин О.Н., Клишина А.И., Клишину А.О. в доход федерального бюджета <данные изъяты>

Клишин О.Н., Клишина А.И. несут солидарную ответственность за себя и за несовершеннолетнюю Клишину А.О.

Взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета с Клишин О.Н. <данные изъяты> Клишина А.И. <данные изъяты>., Клишину А.О. <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья    подпись                                                                       Е.Н. Фарафонова

Решение в окончательной форме принято 21.11.2011.

«ВЕРНО»

Судья

Секретарь