дело №2-1427/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2012 года г.Омск
Советский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Колядова Ф.А.,
при секретаре Иванушкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г.Омска в интересах неопределенного круга лиц к департаменту образования администрации г.Омска, Бюджетному дошкольному учреждению города Омска «Детский сад №241» об обязании обеспечить БДОУ «Детский сад №241» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 34 единиц.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд с иском к департаменту образования администрации г.Омска, Бюджетному дошкольному учреждению города Омска «Детский сад №241», департаменту имущественных отношений администрации г.Омска об обязании обеспечить БДОУ «Детский сад №241» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 34 единиц. В обоснование требований указывав, что прокуратурой САО г.Омска совместно со специалистом отдела надзорной деятельности САО г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в деятельности БДОУ города Омска «Детский сад № 241», в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства, а именно: в БДОУ «Детский сад № 241» отсутствуют средства индивидуальной защиты (противогазы). Согласно ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции от 23.12.2010) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Согласно пункту 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, запасы, помимо прочего включают в себя средства радиационной, химической и биологической защиты. Постановлением Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» утвержден Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, согласно которому город Омск отнесен к категорированным городам, в котором заблаговременно, должны разрабатываться и реализоваться мероприятия по гражданской обороне (численность населения превышает 1000 тыс. человек). Считает, что ненадлежащее выполнение БДОУ «Детский сад № 241», департаментом образования Администрации города Омска, департаментом имущественных отношений администрации города Омска обязанностей по выполнению требований в области гражданской обороны может повлечь человеческие жертвы в случае наступления военного времени ввиду отсутствия возможности воспользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазами). Ссылаясь на положения ФЗ «О гражданской обороне», Закона «Об образовании», ФЗ «О некоммерческих организациях» просит обязать департамент образования администрации г.Омска, департамент имущественных отношений администрации г.Омска, БДОУ г.Омска «Детский сад №241» обеспечить БДОУ «Детский сад №241» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 34 единиц.
В ходе рассмотрения дела прокурор САО г.Омска уточнил исковые требовании и просил обязать департамент образования администрации г.Омска, БДОУ г.Омска «Детский сад №241» обеспечить БДОУ «Детский сад №241» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 29 единиц.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского административного округа г. Омска Бузуртанова Л.Б. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить. Указав, что в соответствии с действующим законодательством ответчики обязаны обеспечить своих сотрудников средствами индивидуальной защиты – противогазами, до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушение устранены частично (приобретено 5 противогазов), в связи с чем считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части приобретения 29 противогазов.
Представитель ответчика департамента образования администрации г.Омска Жмотов В.А. действующий в судебном заседании на основании доверенности от 18.04.2012г., исковые требования не признал, поддержал доводы изложенные в письменном отзыве на исковое заявление в котором указал, что считает необоснованным ссылки прокурора САО г.Омска на п. 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное Приказом от 21.12.2005 г. № 993 МЧС РФ об обеспечении средствами индивидуальной защиты в военное время, так как в настоящее время в городе Омске мирное время, соответственно применение этого пункта не допустимо. Согласно 7 пункту Положения обеспечение СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах. Считает, что прокурором также не приведено доказательств, что БДОУ города Омска «Детский сад № 241» расположено в границах территорий зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах; зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах. Также не согласен с ссылкой прокурора в исковом заявлении на Постановление Правительства Российской Федерации № 379 от 27.04.2000 г. «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных», в частности на пункт 3 и 5. Согласно пункту 3 Постановления: «Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства». Считает нецелесообразным ссылку прокурора на постановление Правительства РФ № 1149 от 3.10.1998 г. «О порядке отнесения территории к группам по гражданской обороне». Кроме того, прокурором не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, указывающие на обоснованность привлечения департамента образования в качестве ответчика по делу. Так в соответствии с Положением «О департаменте образования Администрации города Омска» утвержденного Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 413 - департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и является главным распорядителем бюджетных средств в сфере образования города Омска, может, в силу своих полномочий осуществить финансирование БДОУ «Детский сад № 241». Однако считает, что в силу имеющихся полномочий, департамент образования администрации города Омска, не может являться ответчиком по данному делу. Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме и исключить департамент образования администрации города Омска из числа ответчиков и прекратить производство в отношении департамента образования.
Представитель ответчика БДОУ «Детский сад №241» - заведующая Рудаева Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать. Указала что приобретено 5 противогазов, остальные будут приобретены по плану до 2016 года.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности все доказательства по делу, приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Советского административного округа г. Омска совместно со специалистом отдела надзорной деятельности САО г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в деятельности Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 241», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, а именно: в БДОУ «Детский сад № 241» отсутствуют средства индивидуальной защиты (противогазы). По результатам проверки прокуратурой САО г.Омска был составлен акт проверки от 29.03.2012 года (л.д.7), из которого усматривается, что при проведении проверки присутствовала заведующая БДОУ «Детский сад №241» Рудаева Л.В.Из пояснений представителя БДОУ г.Омска «Детский сад №241» - заведующей Рудаевой Л.В. (л.д.9) усматривается, что учреждение осуществляет свою деятельность за счет выделенных бюджетных средств, денежные средства для приобретения индивидуальных средств защиты не поступали.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции от 23.12.2010), под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной защиты.
Статьей 9 ФЗ № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, запасы, помимо прочего включают в себя средства радиационной, химической и биологической защиты.
В соответствии с п. 5 Постановления запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Пунктом 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 предусмотрено, что обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО.
Согласно п. 8 Положения, накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения для работников организаций (кроме радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Согласно п. 4 Положения органы местного самоуправления обеспечивают средствами индивидуальной защиты работников созданных ими муниципальных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» утвержден порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.
Пунктом 2 Порядка установлено, что отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Город Омск отнесен к категорированным городам, в котором заблаговременно должны разрабатываться и реализоваться мероприятия по гражданской обороне (численность населения превышает 1000 тыс. человек).
В силу статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.
Частью 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Таким образом, органы исполнительной власти, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами, а также обеспечивать содержание зданий и учреждений в ходе осуществления образовательного процесса.
Согласно п. 1.6 Устава БДОУ «Детский сад № 241» учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, вправе в установленном порядке открывать лицевые и иные счета.
В соответствии с п. 1.3 Устава функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент образования администрации города Омска.
Таким образом, суд не согласен с доводами представителя Жмотова В.А. о том, что департамент образования администрации г.Омска является ненадлежащим ответчиком по делу.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой округа, установлено, что в БДОУ «Детский сад № 241» отсутствуют средства индивидуальной защиты (противогазы).
Из справки, предоставленной БДОУ г.Омска «Детский сад №241» усматривается, что численность постоянного состава персонала учреждения составляет 32 человека. Следовательно, с учетом требований п. 8 Положения потребность учреждения в противогазах составляет 34 единицы.
Пунктом 4.15 Устава Учреждения предусмотрено, что источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются не только бюджетные субсидии, но и иные источники. При отсутствии у Учреждения собственных финансовых средств, потребность БДОУ «Детский сад № 168» в средствах индивидуальной защиты должна быть обеспечена Учредителем.
По мнению суда, ненадлежащее выполнение БДОУ «Детский сад № 241», департаментом образования администрации города Омска обязанностей по выполнению требований в области гражданской обороны может повлечь человеческие жертвы в случае наступления военного времени ввиду отсутствия возможности воспользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазами). Кроме того, отсутствие возможности использовать средства индивидуальной защиты у персонала БДОУ «Детский сад № 241», ставит под угрозу жизнь и здоровье малолетних детей, поскольку персонал учреждения принимает первоначальные меры к спасению обучающихся.
Из материалов дела усматривается, что заведующей БДОУ г.Омска «Детский сад №241» 31.01.2012г. утвержден план накопления имущества гражданской обороны для рабочих и служащих БДОУ г.Омска «Детский сад №241» до 2016 года (л.д.35), кроме того, 13.04.2012 года БДОУ г.Омска «Детский сад №241» произведена закупка 5 единиц противогазов ГП-7ВМ (л.д.36-41).
С учетом того, что БДОУ г.Омска «Детский сад №241» была произведена закупка 5 противогазов, суд считает требования прокурора САО г.Омска подлежащими удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать департамент образования администрации г.Омска, бюджетное дошкольное учреждение города Омска «Детский сад №241», обеспечить БДОУ «Детский сад №241» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 29 единиц.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г.Омска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Ф.А. Колядов