Дело № 2-1391/2012 Р Е Ш Е Н И Е 10 мая 2012 года г. Омск Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Лисовец И.В., при секретаре судебного заседания Ефремовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к БДОУ г. Омска «Детский сад №168», департаменту образования Администрации г. Омска об обязании обеспечить средствами индивидуальной защиты, УСТАНОВИЛ: Прокурор САО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к БДОУ г. Омска «Детский сад №168», департаменту образования Администрации г. Омска об обязании обеспечить средствами индивидуальной защиты. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой САО г. Омска совместно со специалистом отдела надзорной деятельности САО г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне в деятельности БДОУ «Детский сад № 168», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, а именно - отсутствуют средства индивидуальной защиты (противогазы). Вместе с тем, численность постоянного состава персонала Учреждения составляет 51 человек. Следовательно, с учетом требований п. 8 Положения потребность Учреждения в противогазах составляет 54 единицы. Пунктом 4.15 Устава Учреждения предусмотрено, что источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются не только бюджетные субсидии, но и иные источники. При отсутствии у Учреждения собственных финансовых средств, потребность БДОУ «Детский сад № 168» в средствах индивидуальной защиты должна быть обеспечена Учредителем. Ненадлежащее выполнение БДОУ «Детский сад № 168», департаментом образования Администрации г.Омска обязанностей по выполнению требований в области гражданской обороны может повлечь человеческие жертвы в случае наступления военного времени ввиду отсутствия возможности воспользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазами). Кроме того, отсутствие возможности использовать средства индивидуальной защиты у персонала БДОУ «Детский сад № 168», ставит под угрозу жизнь и здоровье малолетних детей, поскольку персонал учреждения принимает первоначальные меры к спасению обучающихся. В связи с чем, просил обязать департамент образования Администрации города Омска, департамент имущественных отношений Администрации города Омска, бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 168» обеспечить БДОУ «Детский сад № 168» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 54 единицы. В порядке ст. 39 ГПК РФ Прокурор САО г. Омска уточнил требования, поддержав их только к ответчикам БДОУ г. Омска «Детский сад №168» и департаменту образования Администрации г. Омска. Старший помощник прокурора САО г. Омска Бузуртанова Л.Б. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Представитель ответчика БДОУ «Детский сад №168», действующая на основании приказа – Филиппова Т.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что в настоящее время стоит вопрос об обеспечении противогазами сотрудников учреждения, о детях речь не идет. Детский сад не обеспечен противогазами совсем. В 2011 году заявки в департамент образования делали, после был ответ, что с 01.01.2012 года принята целевая программа и в 2012 году сотрудники детского сада будут обеспечены противогазами. Указала, что детский сад является юридическим лицом, финансируется из федерального бюджета, личных средств не имеет, поскольку лицензии на осуществление деятельности по предоставлению платных услуг не имеют. Представитель ответчика департамента образования Администрации г. Омска, действующий на основании доверенности – Жмотов В.А., в судебном заседании исковые требование не признал, поддержал доводы письменного отзыва, указав, что согласно пункту 6 Положения, обеспечение средствами индивидуальной защиты производится в военное время. Считает, что прокурором так же не приведено доказательств того, что БДОУ г. Омска «Детский сад № 168» расположено в границах территорий зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах; зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах. Так же находит необоснованной ссылку прокурора г. Омска в исковом заявлении на Постановление Правительства РФ № 379 от 27.04.2000 г. «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных», потому что нигде не указано что противогазы являются средствами радиационной, химической и биологической защиты. Так же не понятна целесообразность ссылки прокурора на постановление Правительства РФ №1149 от 3.10.1998 г. «О порядке отнесения территории к группам по гражданской обороне». Не понятна связь между отнесением города Омска к определенной группе по гражданской обороне и требованиями к департаменту образования о необходимости приобрести противогазы. Никаких конкретных указаний в этой части в данном постановлении Правительства РФ нет. Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, указывающие на обоснованность привлечения департамента образования в качестве ответчика по делу. В связи с чем, просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, исключить департамент образования Администрации г. Омска из числа ответчиков и прекратить производство в отношении департамента образования. Представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, о слушании дела извещен надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из положений ст. 15 Конституции Российской Федерации следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из акта проверки от 29.03.2012 года следует, что в ходе проведенной проверки в БДОУ г. Омска «Детский сад №168» выявлены нарушения обязательных требований: не осуществляется своевременное накопление, освежение средств индивидуальной защиты (приказ МЧС от 21.12.2005 года №993 п. 2,3,4,6,41, Приказ МЧС России №999 от 23.12.2005 года, приложение №2); отсутствуют резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (п. «ж» ст. 14 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.19994 года, постановление Правительства РФ №794 от 30.12.2003 года п.6, п.20 Приказ Минобрнауки РФ от 26.09.2005 года №245 п.п. 5,12) (л.д.8). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции от 23.12.2010), под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с чем, доводы представителя департамента образования Администрации г. Омска о необходимости обеспечения БДОУ «Детский сад №168» противогазами исключительно в военное время не соответствуют закону. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной защиты. Пунктом 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 предусмотрено, что обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» утвержден порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне. Из п. 2 Порядка следует, что отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. В силу п.3 Порядка, отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Город Омск отнесен к категорированным городам, в котором заблаговременно должны разрабатываться и реализоваться мероприятия по гражданской обороне (численность населения превышает 1000 тыс. человек). Статьей 9 Федерального закона № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Из п. 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, следует, что запасы, помимо прочего включают в себя средства радиационной, химической и биологической защиты. При этом, сомнения представителя департамента образования Администрации г. Омска о том, что резиновые противогазы являются средствами защиты от радиационного заражения основаны на неправильном толковании норм права. В соответствии с п. 5 Постановления запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. Согласно п. 8 Положения, накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения для работников организаций (кроме радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Из расчета средств индивидуальной защиты следует, что в численность постоянного состава персонала БДОУ «Детский сад №168» составляет 51 человек. Требуемое количество СИЗ=51+ (51*5/100). Таким образом, потребность БДОУ «Детский сад №168» составляет 54 единицы противогазов (л.д.9). Численность постоянного состава на 01.04.2012 года по БДОУ «Детский сад №168» составляет 51 человек, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой, заверенной заведующей Филипповой Т.А. (л.д.10). В силу статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств. Частью 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Исходя из вышеизложенных положений закона, органы исполнительной власти, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами, а также обеспечивать содержание зданий и учреждений в ходе осуществления образовательного процесса. Из свидетельства о постановке на учет в налоговом органе следует, что БДОУ г. Омска «Детский сад №168» поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения 04.02.1999 года (л.д.15). 12.01.2012 года данное учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.16). Согласно п. 1.6 Устава БДОУ г. Омска «Детский сад № 168» Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, вправе в установленном порядке открывать лицевые и иные счета (л.д.18-36). Пунктом 1.3 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации города Омска. Из объяснения заведующей БДОУ г. Омска «Детский сад №168» - Филипповой Т.А. следует, что средств индивидуальной защиты в данном учреждении никогда не было, по причине отсутствия финансирования. СИЗ в дошкольных учреждениях стали требовать контролирующие органы в 2011 году. Учреждение финансируется из бюджета г. Омска. В смете учреждения финансов на приобретение СИЗ нет. Согласно плану накопления имущества гражданской обороны для учреждения запланировано накопить противогазы ГП-7 в 2012 году 10 штук, в 2013 году 10 штук, в 2014 году 10 штук, в 2015 году 4 штуки. Указала, что она обращалась в департамент образования о выделении дополнительных ассигнований на приобретение СИЗ (л.д.11). Согласно служебной записки, заведующая БДОУ «Детский сад №168» общалась в департамент образования Администрации г. Омска 21.07.2011 года с просьбой выделить ассигнования для приобретения средств индивидуальной защиты: детские противогазы – 240 штук; взрослые противогазы – 50 штук, на проведение обучения специалистов всех служб в области ГО и ЧС в ДОУ в количестве 5 человек (л.д.12). Из ответа департамента образования Администрации г. Омска от 18.08.2011 года следует, что в бюджетное смете на 2011 год по Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №168» бюджетные ассигнования, необходимые для приобретения средств индивидуальной защит и обучения специалистов не предусмотрены. Вопрос о выделе дополнительных ассигнований будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета г. Омска 2011 года (л.д.13). 28.03.2012 года заведующей БДОУ «Детский сад №168» вновь направлена служебная записка директору департамента образования Администрации г. Омска о выделении ассигнований на приобретение средств индивидуальной защиты согласно плана накопления имущества гражданской обороны для рабочих и служащих БДОУ «Детский сад №168» (л.д.14). Поскольку до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне БДОУ г. Омска «Детский сад №168» не устранены, в связи с чем, суд считает, требования истца подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Советского административного округа г. Омска удовлетворить. Обязать департамент образования Администрации города Омска, бюджетное учреждение города Омска «Детский сад №168» обеспечить БДОУ «Детский сад №168» средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 54 штук. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья И.В. Лисовец