дело №12-74/2011 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Омск 11 июля 2011 года Судья Советского районного суда г. Омска Хроменок В.В., при секретаре Герлейн И.И., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Комозы Е.Т., 23.09.1949 года рождения, уроженки Шортадинского района Целиноградской области р. Казахстан, зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Омск, ул.---, работающей заведующей производством МОУ «---», на постановление № 287 начальника отдела Государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Омской области от 19 мая 2011 года, УСТАНОВИЛ: Постановлением №287 начальника отдела Государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Омской области от 19 мая 2011 года Комоза Е.Т. признана виновной в том, что она являясь лицом, обязанным в силу должностной инструкции следить за наличием сопроводительных документов, качеством пищевых продуктов и несущим ответственность за нарушение санитарно-гигиенических требований к организации хранения и реализации продуктов питания, 22.04.2011 года при проведении контрольно-надзорных мероприятий прокуратурой Советского административного округа г. Омска в отношении МОУ «---», расположенного по адресу: г. Омск, ул.---, допустила хранение на складе, в морозильной камере, продукцию животного происхождения, а именно: рыбу свежемороженую - минтай 1,2 кг без маркировки и без ветеринарных сопроводительных документов и мясо - говядина без кости в количестве 8,2 кг без маркировки (поставщик ИП К.), то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 3000 рублей. Дело об административном правонарушении возбуждено прокурором Советского административного округа г. Омска постановлением от 28.04.2011 года. Не согласившись с вынесенным постановлением, Комоза Е.Т. обжаловала его в суд, указав в жалобе, что все необходимые сопроводительные документы у нее на указанную продукцию имеются. В судебном заседании Комоза Е.Т. доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным, указав, что при проведении проверки ею представителям прокуратуры и Управления Россельхознадзора на мясо были ошибочно представлены документы, свидетельствующие о его производстве в Италии. Мясо производство Италия использовано в ноябре 2010 года. Ветеринарное свидетельство на рыбу и мясо было представлено позже. Маркировка на мясо была, но хранилась отдельно от него. Документов на рыбу надлежащего качества печати, нет. Такие были представлены поставщиком. Упаковочная тара из под рыбы, вместе с маркировкой, после использования большей части рыбы для приготовления блюд, была утилизирована, поскольку размокла. Остаток рыбы хранился без маркировки. Идентифицировать данную продукцию считает возможным по приходным документам, а остаток высчитать с учетом затрат указанных в меню для учащихся школы. Представители Управления Россельхознадзора по Омской области У. и В. в судебном заседании показали, что в ходе проведения проверки Комозой Е.Т. на хранящееся мясо было представлено два комплекта документов, изготовитель Мексика и изготовитель Италия. При этом в комплекте документов – изготовитель Италия имелось удостоверение качества, декларация о соответствии, однако, ветеринарная справка Формы№4 отсутствовала, в пакете документов – изготовитель Мексика, имелось декларация о соответствии, ветеринарная справка Формы №4, и копия маркировки на мясо, хранящаяся отдельно от продукции. На рыбу имелись сопроводительные документы, однако маркировка на продукции так же отсутствовала. Данные нарушения условий хранения продукции животного происхождения не позволили их идентифицировать. Представитель прокуратуры САО г. Омска К. счел доводы Комозы Е.Т. не состоятельными с учетом имеющихся нарушений условий хранения продукции животного происхождения, изложенных представителями Управления Россельхознадзора по Омской области, в связи с чем, просил обжалуемое постановление в отношении Комозы Е.Т. оставить без изменения, а жалобу последней без удовлетворения. Выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет все дело в полном объеме. Статьей 26.1.КоАП РФ определены обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. Согласно ч.ч.1.2. ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Должностное лицо, согласно ст. 2.4. КоАП РФ подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законом субъекта Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статья 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" устанавливает, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Согласно статье 15 Закона "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов. имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия); не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.11.2006, регистрационный № 8524, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 25.12.2006 № 52. Указанные Правила являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (пункт 1.1 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов). В соответствии с пунктом 1.2. Правил организации работы по выдаче Ветеринарное свидетельство является единственным товаросопроводительным документом, характеризующим в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами проведение ветеринарно-санитарных экспертиз сырья и продукции, наличие разрешений на вывоз продукции за пределы территории, свидетельствующим о проведении обработки транспортного средства, о ветеринарно-санитарном осмотре при погрузке, в пути следования и на месте назначения. В соответствии с пунктом 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к настоящим Правилам, в том числе мясо и мясные продукты, рыба мороженая, при перевозке грузов в пределах района (города) должны сопровождаться ветеринарными справками формы № 4, а при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации - ветеринарными свидетельствами, в частности, формы № 2, которые фактически свидетельствуют о том, что сопровождаемые партии грузов подвергнуты ветеринарно-санитарной экспертизе. В силу пункта 3.5 Правил груз без ветеринарных сопроводительных документов не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" - требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами. Требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами. Требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами. Согласно п.п. 7.5, 7.7, 7.8, 7.9, 7.17, 7.29 Санитарно-эпидемиологические правил СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г.) Транспортная тара должна маркироваться в соответствии с нормативной и технической документацией, соответствующей каждому виду продукции. Поступающие в организации продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать в том числе: - продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность; - мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; - рыбу без ветеринарного свидетельства; Продукты следует хранить в таре производителя (бочки, ящики, фляги, бидоны и др.), при необходимости - перекладывать в чистую, промаркированную в соответствии с видом продукта производственную тару. Рыбу мороженую (филе рыбное) хранят на стеллажах или подтоварниках в таре поставщика. Маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции следует сохранять до полного использования продукта. Из материалов административного дела и установленного в судебном заседании, следует, что Комоза Е.Т. в нарушение вышеуказанных требований законодательства приняла 18 апреля 2011 года от поставщика ИП К. продукцию животного происхождения: мясо – говядина в количестве 8,2 кг. изготовитель Мексика и рыбу свежемороженую – минтай, в количестве 19,6 кг. с сопроводительными документами не позволяющими идентифицировать данную продукцию, а именно: накладная и сертификат соответствия на рыбу не читаемы; ветеринарная справка выдана на общий вес рыбы и мяса, который не соответствует весу поставленной продукции. Разграничение по весу отсутствует. После этого, Комозой Е.Т. были допущены нарушения условий хранения вышеуказанной продукции, а именно: мясо хранилось без маркировки, рыба не в таре поставщика и так же без маркировки, что не позволило идентифицировать данную продукцию. Статья 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства. При таких обстоятельствах должностным лицом, рассматривавшим дело об административном правонарушении, сделан правильный вывод о наличии в действиях Комозы Е.Т. состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 10.8 КоАП РФ. Наказание Комозе Е.Т. назначено в рамках санкции данной статьи с учетом всех требований предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ и является минимальным. Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении влекущих отмену вынесенного постановления, суд не усматривает. На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, РЕШИЛ: Постановление №287 начальника отдела Государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Омской области от 19 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.8 КоАП РФ, в отношении Комозы Е.Т.– оставить без изменения, а жалобу Комозы Е.Т. – без удовлетворения. На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 суток, Комозой Е.Т. в тот же срок со дня вручения или получения копии решения. Судья (подпись) В.В. Хроменок Копия верна Судья В.В. Хроменок
ветеринарных сопроводительных документов, ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.