Дело № 12-72/2011 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 27 июля 2011 года г.Омск Судья Советского районного суда г. Омска Хроменок В.В., при секретаре Герлейн И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе Ратушняк Т.А. на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу № 04-02/11-52П от 28 марта 2011 года, которым, Ратушняк Т.А. года рождения, уроженка г. Омска, работающая Генеральным директором ЗАО «---», зарегистрированная и проживающая по адресу: г. Омск, пр.---, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ: 28 марта 2011 года постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу № 04-02/11-52П от 28 марта 2011 года Ратушняк Т.А. признана виновной в том, что возглавляемым ею ЗАО «---» являющимся единоличным исполнительным органом ООО «---» в нарушение статей 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не направлено в Росфинмониторинг в порядке, предусмотренном пп.4 п. 1 ст. 7 указанного закона, сведения по операции с денежными средствами, подлежащей обязательному контролю, а именно об операции по зачислению на счет юридического лица ООО «---» 30.04.2010 года девяти миллионов рублей, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ – Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а так же в части организации внутреннего контроля, и подвергнута штрафу в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей. В жалобе Ратушняк Т.А. просит отменить указанное постановление как незаконное указывая на то, что в ее действиях отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, поскольку согласно абзаца 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» представление в уполномоченный орган сведений по операциям о зачислении на валютные счета денежных средств является обязанностью банка или иного кредитного учреждения, поскольку именно банк непосредственно осуществляет списание со счета или зачисление на банковский счет организации денежных средств. В судебном заседании защитник Ратушняк Т.А. – М. доводы жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным. Представитель Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки не известил, ходатайств не представил. Выслушав защитника Ратушняк Т.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Применительно к ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом. Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст. 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Общество с ограниченной ответственностью «---» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.07.2004 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 1045501016604. Решением единственного участника ООО «---» от 28.02.2007 года полномочия исполнительного органа общества возложены на управляющую компанию закрытое акционерное общество «---», с которым заключен договор № 2/07 передачи полномочий исполнительным органом управляющей компании от 01.03.2007 года. На основании решения единственного участника ООО «---» от 27.02.2008 года данное общество сменило свое наименование на ООО «---». В ходе проведения плановой выездной проверки ООО «---» по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по СФО установлено неисполнение обществом требований действующего законодательства в части фиксирования и представления в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно в части не направления в Росфинмониторинг в срок до 04.05.2010 года сведений о подлежащей обязательному контролю операции по зачислению на счет ООО «---» 30.04.2010 года 9 млн. руб. Указанный факт был квалифицирован как административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 КоАП РФ. Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии со статьей 4 Закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 года к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе обязательные процедуры внутреннего контроля. Внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средства или иным имуществом, выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Закона № 115-ФЗ от 07.08.2001года). Статьей 5 указанного закона установлено, что организации, осуществляющие деятельность по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установлены статьей 7 Федерального закона. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операциям по банковским счетам (вкладам), в том числе, зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 15-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 этого Федерального закона. Согласно пункта 4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ сведения об операциях с денежными При этом под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3 Закона № 115-ФЗ). Исходя из смысла вышеуказанных норм, информация, предусмотренная статьей 7 Закона № 115-ФЗ должна направляться в уполномоченный орган той организацией, которая фактически осуществляет соответствующую операцию. Из содержания абзаца 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ следует, что представление в уполномоченный орган сведений по операциям о зачислении на валютные счета денежных средств является обязанностью банка или иного кредитного учреждения, поскольку именно банк непосредственно осуществляет списание со счета или зачисление на банковский счет организации денежных средств. Любая небанковская (некредитная) организация при списании денежных средств с ее расчетного счета и при зачислении денежных средств на ее счет не может контролировать данную процедуру, включая точное время осуществления данной операции. Исполнение обязательств по платежным поручениям может не состояться в день направления платежного распоряжения. Соответственно, небанковская (некредитная) организация не может точно соблюсти срок, установленный для направления сведений в Росфинмониторинг (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ), нарушение которого влечет привлечение организации к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исходя из вышеуказанного в действиях Ратушняк Т.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ. С учетом изложенного постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу № 04-02/11-52П от 28 марта 2011 года подлежит отмене, а производство по настоящему делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.24.5 KoАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Ратушняк Татьяны Александровны состава административного правонарушения. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу Ратушняк Т.А. на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу № 04-02/11-52П от 28 марта 2011 года, удовлетворить. Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу № 04-02/11-52П от 28 марта 2011 года о привлечении Ратушняк Т.А. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Ратушняк Т.А. состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения. Судья (подпись) В.В. Хроменок Копия верна Судья В.В. Хроменок
средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.