Решение суда по иску о признании незаконной деятельности обособленного подразделения



Дело № 2-430/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2011г.

Советский федеральный районный суд общей юрисдикции г. Новосибирска

в составе:

    председательствующего                                                   Шевниной Г.И.

    при секретаре                                                                     Горбатовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора г. Ленинска-Кузнецкого к ООО «Феникс» о признании незаконной деятельности обособленного подразделения, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурором г. Ленинска-Кузнецкого в интересах неопределенного круга лиц – жителей указанного города предъявлен иск к ООО «Феникс» о признании незаконной деятельности обособленного подразделения этого предприятия, находящегося в г. Новосибирске.

Из заявления следует, что Прокуратурой города JI-Кузнецкого совместно со специалистами межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, сотрудниками УВД по г. Л-Кузнецкому ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка законности деятельности обособленного подразделения ООО «Феникс» по проведению стимулирующей лотереи.

Установлено, что ООО «Феникс» состоит на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по КО по месту нахождения обособленного подразделения по <адрес> (адрес юридического лица: <адрес>).

Обособленное подразделение ООО «Феникс» по <адрес> осуществляет деятельность по проведению негосударственной всероссийской стимулирующей лотереи (без названия). Указанная лотерея внесена в государственный реестр всероссийских лотерей (). ООО <данные изъяты> (г. <данные изъяты>) является организатором названной лотереи (период проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

На основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 1 месяц) генеральный директор ООО <данные изъяты> уполномочил ООО «Феникс» на осуществление функций оператора негосударственной всероссийской стимулирующей лотереи по <адрес>, заключен соответствующий договор. Установлено, что согласно договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Феникс» приняло и оплатило лотерейное оборудование в количестве 33 единиц от ООО «<данные изъяты>». В соответствии с договором аренды оборудования от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Феникс» предоставлено во временное пользование лотерейное оборудование в количестве 9 штук. В ходе проверки установлено, что по <адрес> находится 39 единиц лотерейного оборудования, на которые имеются акты оценки соответствия ФГУ «<данные изъяты>».

В соответствии с условиями проведения ООО <данные изъяты> стимулирующей лотереи, лотерея является тиражной, по способу формирования призового фонда - стимулирующая.

Вместе с тем, проведённой совместной проверкой установлена схема проведения стимулирующей лотереи (по мнению истца, игры) в названном обособленном подразделении.

По результатам совместной проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам прокурорской проверки, прокурором установлено, что в деятельности обособленного подразделения ООО «Феникс» по <адрес> под видом проведения стимулирующей лотереи фактически имеются признаки организации и проведения азартной игры, поскольку участник лотереи приобретает за плату продукцию «<данные изъяты>», за счёт которого участнику лотереи оператором лотерейного клуба на лотоматы ставится начальное количество призовых очков (1 рубль-1 балл). В данной ситуации действия игрока при покупке продукции с заведомо несоразмерно завышенной ценой на данную продукцию и действия оператора лотерейного клуба по информированию игрока о предстоящем переносе стоимости продукции в качестве начального количества призовых очков на лотерейное оборудование, можно расценивать как достигнутое между участниками азартной игры и её организатором соглашение, основанное на риске о выигрыше по правилам, установленным организатором азартной игры.

В дальнейшем участник лотереи с помощью имеющихся на игровом оборудовании приспособлений (клавиш, рычагов) участвует в игре, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых (выигрышных) очков. Полученные очки участник может получить в денежном эквиваленте.

Следовательно, участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на данном оборудовании, так как они в дальнейшем принимаются в расчёт (выдаются участнику в денежном выражении) и при этом определение выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников обособленного подразделения ООО «Феникс» по <адрес>.

Таким образом, управление процессом определения выигрышной комбинации производится участником лотереи, а не работником обособленного подразделения ООО «Феникс», зачисление балов в автомат, которые в последующем формируют сумму выигрыша и непосредственно влияют на его размер, а также возможность участника забрать выигрыш в любой момент, свидетельствует о наличии в ООО «Феникс» в месте нахождения обособленного подразделелния (<адрес>) признаков азартной игры.

Функцией лотерейного аппарата являются выдача лотерейного билета и считывание штрих-кода лотерейного билета.

В обособленном подразделении ООО «Феникс» по <адрес> оборудование используется заинтересованным лицом для проведения деятельности по розыгрышу денежных средств, материальный выигрыш в используемом оборудовании определяется случайно, что соответствует понятию игрового аппарата.

При этом, наличие у лотоматов сертификатов соответствия лотерейного оборудования (актов оценки соответствия) не имеет юридического значения в рамках инкриминируемого ООО «Феникс» административного правонарушения, поскольку в силу Федерального закона «О лотереях» лотерейное оборудование не подлежит сертификации как это предусмотрено для игровых автоматов, в свою очередь, наличие сертификатов подтверждает лишь соответствие лотоматов требованиям, предъявляемым к электротехнической продукции.

Кроме того, согласно ст. 16 Федерального закона «О лотереях» договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

    Однако, фактически договор организатора стимулирующей лотереи ООО «Феникс» по месту нахождения его обособленного подразделения, с одной стороны, и участника, с другой стороны, не является безвозмездным, поскольку за приобретение продукции для игры на лотомате участник лотереи передает оператору денежные средства (за открытки номиналом 100, 500,1000 р.).

Деятельность по организации и проведению азартных игр регулируется Федеральным законом № 244-ФЗ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 названного Закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном законом.

На территории Кемеровской области деятельность игорных заведений не разрешена.

Истец пришел к выводу, что под видом проведения негосударственной стимулирующей лотереи, фактически обособленным подразделением ООО «Феникс» - осуществляется деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов, то есть деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр, что на территории Кемеровской области запрещено.

Данное заявление предъявлено прокурором в защиту неопределенного круга лиц, поскольку положениями Федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Допущенные нарушения указанных ограничений, затрагивают интересы неопределённого круга лиц, проживающих, прибывающих на территорию города Л-Кузнецкого, что недопустимо.

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого не направил в суд своего представителя и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция МНС России по Кемеровской области также направила в суд заявление о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не направил в суд своего представителя, не сообщив о причинах неявки.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой города JI-Кузнецкого совместно со специалистами межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, сотрудниками УВД по г. Л-Кузнецкому ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка законности деятельности обособленного подразделения ООО «Феникс» по проведению стимулирующей лотереи.

В ходе рассмотрения дела установлено (л.д.13-32), что ООО «Феникс» состоит на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по КО по месту нахождения обособленного подразделения по <адрес> (адрес юридического лица: <адрес>), что видно из Устава юридического лица и уведомления налогового органа.

Обособленное подразделение ООО «Феникс» по <адрес> осуществляет деятельность по проведению негосударственной всероссийской стимулирующей лотереи (без названия). Указанная лотерея внесена в государственный реестр всероссийских лотерей ( на л.д.33-34). ООО <данные изъяты> (г. <данные изъяты>) является организатором названной лотереи в период проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 1 месяц) генеральный директор ООО <данные изъяты> уполномочил ООО «Феникс» на осуществление функций оператора негосударственной всероссийской стимулирующей лотереи по <адрес>, заключен соответствующий договор (лд.34-37).

По договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87-88) ООО «Феникс» приняло и оплатило лотерейное оборудование в количестве 33 единиц от ООО «<данные изъяты>». В соответствии с договором аренды оборудования от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.89-93) ООО «Феникс» предоставлено во временное пользование лотерейное оборудование в количестве 9 штук.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по <адрес> находится 39 единиц лотерейного оборудования, на которые имеются акты оценки соответствия ФГУ <данные изъяты> (л.д.38-86).

В соответствии с условиями проведения ООО <данные изъяты> стимулирующей лотереи, лотерея является тиражной, по способу формирования призового фонда – стимулирующая, что видно из выписки из Условий на л.д.102-104).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.06 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 244- ФЗ) азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организаторами азартной игры по правилам. Выигрыш - это денежные средства или иное имущество, подлежащее выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игровой автомат - это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Деятельность по организации и проведению лотереи регулируется Федеральным Законом «О лотереях».

Нормами ст. 2 Федерального закона «О лотереях» определено, что лотерея это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Лотерейное оборудование это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей (пункт 2 часть 2 статьи 3 Федерального закона «О лотереях»).

Из вышеуказанных требований законодательства следует, что основными признаками, позволяющими отличить игровое оборудование от лотерейного, является его использование для проведения азартных игр и случайное определение материального выигрыша без участия организатора азартных игр или его работников. Тогда как при проведении лотереи выигрыш определяется организаторами стимулирующей лотереи.

Схема проведения стимулирующей лотереи в названном обособленном подразделении следующая:

По <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется деятельность по проведению стимулирующей лотереи. Проведение лотереи заключается в том, что клиент покупает открытку номиналом 100, 500, 1000 р. и по желанию просит зачислить баллы на лотерейное оборудование. В случае выигрыша, клиент может забрать в соответствии с набранными баллами (1 балл-1 рубль) деньги или призы. Алгоритм игры заключается в том, что участник лотереи после зачисления баллов, выбирает количество баллов, по которым он хочет участвовать в лотерее и нажимает на старт для участия в лотерее, после чего определяется выигрыш или проигрыш участника.

Это также подтверждено имеющимися в деле объяснениями директора обособленного подразделения ООО «Феникс» (<адрес>) А.С., не опровергнутыми в ходе рассмотрения дела и подтвержденными выпиской из Условий стимулирующей лотереи.

Как видно из объяснений кассиров-операторов обособленного подразделения ООО «Феникс» Т.Ю., С.А., участники лотереи, приходящие в обособленное подразделение по <адрес> приобретают открытку со стикером, на которую нанесена информация о лотерее, а также сумма баллов. Если клиент имеет желание принять участие в лотерее, он подходит к лотерейному оборудованию, которое установлено в зале (всего 39 единиц лотоматов), оператором зачисляется сумма баллов на лотомат в эквиваленте — 1 балл - 1 рубль, после чего участник лотереи самостоятельно делает ставки на лотомате и путем нажатия кнопок, осуществляет игру. В зависимости от того, какие комбинации выпадут на лотомате, участник либо выигрывает, либо проигрывает. В случае выигрыша составляется выигрышный протокол и участник может получить деньги в эквиваленте — 1 балл - 1 рубль.

Из объяснений директора обособленного подразделения ООО «Феникс» (<адрес>) А.С. следует, что призовым фондом лотереи является (при эквиваленте 1 балл-1рубль): от 50 до 5000 баллов - канцелярский набор, от 5001 до 10000 баллов - набор для компьютера, от 20001 до 45000 электрический чайник, от 85001 до 100000 баллов - DVD плеер и другое

Представленные процессуальным истцом доказательства не оспорены и не опровергнуты ответчиком, уклонившимся от участия в деле и исполнения процессуальной обязанности, предусмотренной ст.56 ГПК РФ.

Кроме того, согласно ст. 16 Федерального закона «О лотереях» договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

    Однако, фактически договор организатора стимулирующей лотереи ООО «Феникс» по месту нахождения его обособленного подразделения, с одной стороны, и участника, с другой стороны, не является безвозмездным, поскольку за приобретение продукции для игры на лотомате участник лотереи передает оператору денежные средства (за открытки номиналом 100, 500,1000 р.).

Таким образом, судом установлено, что обособленным подразделением ООО «Феникс» по <адрес> под видом проведения стимулирующей лотереи фактически организовано и проводится азартная игра, поскольку участник лотереи приобретает за плату продукцию «<данные изъяты>», за счёт которого участнику лотереи оператором лотерейного клуба на лотоматы ставится начальное количество призовых очков (1 рубль-1 балл). В данной ситуации действия игрока при покупке продукции с заведомо несоразмерно завышенной ценой на данную продукцию и действия оператора лотерейного клуба по информированию игрока о предстоящем переносе стоимости продукции в качестве начального количества призовых очков на лотерейное оборудование, суд расценивает как достигнутое между участниками азартной игры и её организатором соглашение, основанное на риске о выигрыше по правилам, установленным организатором азартной игры.

В дальнейшем участник лотереи с помощью имеющихся на игровом оборудовании приспособлений (клавиш, рычагов) участвует в игре, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых (выигрышных) очков. Полученные очки участник может получить в денежном эквиваленте.

Следовательно, участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на данном оборудовании, так как они в дальнейшем принимаются в расчёт (выдаются участнику в денежном выражении) и при этом определение выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников обособленного подразделения ООО «Феникс» по <адрес>.

Таким образом, управление процессом определения выигрышной комбинации производится участником лотереи, а не работником обособленного подразделения ООО «Феникс», зачисление балов в автомат, которые в последующем формируют сумму выигрыша и непосредственно влияют на его размер, а также возможность участника забрать выигрыш в любой момент, свидетельствует о наличии в ООО «Феникс» в месте нахождения обособленного подразделелния (<адрес>) признаков азартной игры.

Функцией лотерейного аппарата являются выдача лотерейного билета и считывание штрих-кода лотерейного билета.

В обособленном подразделении ООО «Феникс» по <адрес> оборудование используется заинтересованным лицом для проведения деятельности по розыгрышу денежных средств, материальный выигрыш в используемом оборудовании определяется случайно, что соответствует понятию игрового аппарата.

При этом, наличие у лотоматов сертификатов соответствия лотерейного оборудования (актов оценки соответствия) не имеет юридического значения в рамках инкриминируемого ООО «Феникс» административного правонарушения, поскольку в силу Федерального закона «О лотереях» лотерейное оборудование не подлежит сертификации как это предусмотрено для игровых автоматов, в свою очередь, наличие сертификатов подтверждает лишь соответствие лотоматов требованиям, предъявляемым к электротехнической продукции.

Деятельность по организации и проведению азартных игр регулируется Федеральным законом № 244-ФЗ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 названного Закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном законом.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 244-ФЗ игорные зоны созданы на следующих территориях: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область Краснодарский край и Ростовская область.

Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до ДД.ММ.ГГГГ (ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ).

На территории Кемеровской области деятельность игорных заведений не разрешена.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.167,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать незаконной деятельность обособленного подразделения ООО «Феникс», расположенного по <адрес> по организации азартных игр, по содержанию игровых автоматов.

    Обязать ООО «Феникс» прекратить деятельность обособленного подразделения, расположенного по <адрес>

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок 10 дней.

Федеральный судья: