Дело № 2-320/11
Поступило в суд: 16.11.2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011г. г.Новосибирск
Советский районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Карповой Л.В.
при секретаре Гусельниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области к Некоммерческой организации Благотворительный Фонд «Добродетель» о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области обратилось в суд с иском к Некоммерческой организации Благотворительный Фонд «Добродетель» о ликвидации некоммерческой организации.
В заявлении истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №13 по г.Новосибирску зарегистрирована и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц запись о Некоммерческой организации Благотворительный Фонд «Добродетель» за основным государственным регистрационным номером №.
Ежегодно данная некоммерческая организация, в нарушение п.3 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», не выполняет обязанность по предоставлению в ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области документов, содержащих отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области за непредставление отчетов о деятельности организации за период с 2006 – 2008 г.г. данной организаций было вынесено предупреждение об устранении имеющихся нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Однако в установленные сроки некоммерческая организация необходимую информацию за указанный период, а также за 2009г. не представила, продолжая грубо нарушать законодательство Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Однако проверкой установлено, что Организация по указанному в учредительных документах, адресу не находится, что подтверждается возвратом почтового конверта с отметкой об отсутствии адресата. Информация о смене места нахождения Организации в Главное управление в течение трех дней не представлялась, в связи, с чем ей были нарушены положения п. 1 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ. Все это свидетельствует об отсутствии фактической деятельности Организации, невозможности ее возобновления и самостоятельного прохождения процедуры самоликвидации, длительным неисполнением обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В связи с этим на основании положений п.3, п.7, п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях», п.1 ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», истец обратился в суд и просит ликвидировать Некоммерческую организацию Благотворительный фонд «Добродетель» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Некоммерческая организация Благотворительный Фонд «Добродетель» извещался судом по указанному в исковом заявлении адресу места нахождения, почтовая корреспонденция вернулась в суд с отметкой «организация по данному адресу не значится».
В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего места жительства или нахождения ответчика.
Третье лицо МИФНС России №13 по г.Новосибирску направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В письменном отзыве представитель третьего лица МИФНС России №13 по г.Новосибирску А.С. указала, что в соответствии с п. 6.3.1 Положения № 5 «Положения об Управлении ФНС по субъектам РФ», утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы», к участию в деле должно быть привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области, поскольку судебный акт, вынесенный по данному делу, будет влиять на права и обязанности Управления, в случае удовлетворения требований истца в части исключения сведений об ответчике из реестра юридических лиц, так как Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации. Задолженности перед бюджетом у ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле, Управление Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области в суд представителя не направило, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В письменном возражении на исковое заявление Управление Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области сообщает, что по данным, имеющимся в Управлении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческая организация Благотворительный Фонд «Добродетель» задолженности по налогам, пени и штрафам в бюджетную систему РФ не имеет.
Проверив материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления в части по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган (ГУ МЮ РФ по НСО) документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
За непредставление информации о деятельности за период 2006 – 2008 г.г. истцом ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предупреждение об устранении ответчиком имеющихся нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Однако, несмотря на предупреждение о необходимости предоставления отчетов о деятельности организации за период 2006–2008 г.г., а также за 20009г. Некоммерческая организация Благотворительный Фонд «Добродетель» отчеты о деятельности организации в Главное управление так и не представила, продолжая грубо нарушать действующее законодательство РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Однако Организация по указанному в учредительных документах адресу не находится, что подтверждается возвратом почтового конверта с отметкой об отсутствии адресата. Информация о смене места нахождения Организации в Главное управление в течение трех дней не представлялась, в связи, с чем ей были нарушены положения п. 1 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ. Все это свидетельствует об отсутствии фактической деятельности Организации, невозможности ее возобновления и самостоятельного прохождения процедуры самоликвидации, длительным неисполнением обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных п. 3 ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Поскольку изложенные выше нарушения, выявленные в деятельности Некоммерческой организации Благотворительный фонд «Добродетель», являются основаниями для ее ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает, что требования в части исключения сведений об ответчике из ЕГРЮЛ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных, правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в к иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников), либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Следовательно, п. 3 ст. 61 ГК РФ предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса.
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, а также п. 6 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальны предпринимателей», ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Процедура исключения организации из ЕГРЮЛ без соответствующих ликвидационных процедур может быть проведена лишь по основаниям, предусмотренным ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» и по основаниям, предусмотренным ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальны предпринимателей», которые предусматривают специальный порядок прекращения деятельности юридического лица, а, следовательно, подлежит применению, исходя из конкретной правовой ситуации при наличии совокупности установленных законом условий.
В соответствии со ст. 21.1 указанного закона исключение юридически лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведении судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Согласно Методическим указаниям для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденными приказом ФНС России от 25 апреля 2006г., государственная регистрация юридического лица, в связи с ликвидацией осуществляется путем внесения в ЕГРЮЛ кроме записи о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителями (участниками) юридического лица, либо органом, принявшим решение о ликвидации, запись о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В связи с изложенным суд считает, что исключение сведений об ответчике из ЕГРЮЛ будет ущемлять права кредиторов и иных лиц, а, следовательно, требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Исходя из письменных пояснений истца, а также поскольку доказательств предоставления ответчиком предусмотренных законом сведений в суд не представлено, ответчиком заявление не оспорено, суд приходит к выводу о том, что Некоммерческая организация Благотворительный Фонд «Добродетель» обязанности, установленные законом, не выполнила, а, следовательно, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области удовлетворить частично.
Ликвидировать Некоммерческую организацию Благотворительный Фонд «Добродетель», в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: