Дело №2-1885/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2011 г г.Новосибирск
Федеральный суд Советского района г.Новосибирска, в составе:
Председательствующего судьи- Протопоповой Е.Р.
При секретаре- Косых Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Аптека на Иванова» о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
Установил:
Прокурор Советского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Аптека на Иванова», указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ г прокуратурой Советского района г.Новосибирска была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в ЗАО «Аптека на Иванова», расположенного по <адрес>. В ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами, а лестничный мар, ведущий в помещение аптеки не оборудован специальным приспособлением для беспрепятственного доступа в аптеку лиц с ограниченными возможностями -инвалидов (настилами, пандусами, рельсами). Таким образом, ответчик не исполняет обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к аптеке, предусмотренную положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.1.1995 года №181-ФЗ. Просит суд обязать ЗАО «Аптека на Иванова» оборудовать лестничный марш аптеки по <адрес> специальными приспособлениями (настил, пандус, рельс) для беспрепятственного доступа в неё лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
В судебном заседании прокурор Семенова Е.С., поддержав заявленные требования уточнила предмет исковых требований и просила суд обязать ответчика в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу оборудовать лестничный марш аптеки по <адрес>, специальными приспособлениями (настил, пандус, рельс) для беспрепятственного доступа в неё лиц с ограниченными возможностями (инвалидов),а также иными средствами доступа, в том числе кнопкой вызова администратора аптеки в месте, доступном для инвалидов.
Представитель ответчика ЗАО «Аптека на Иванова « в судебном заседании пояснил, что аптечный пункт расположен не в отдельном здании «аптека», а на 1 этаже жилого дома. Под крыльцом-входом находится трубопровод тепловых сетей, около крыльца 2 колодца связи и канализационный колодец, земельный участок ограничен с одной стороны дорогой, а с двух сторон тротуарами и его площадь не позволяет установить отвечающий требований строительных нормативов пандус. В соответствии с СП 35-101-2001 максимальная высота одного подъема пандуса не должна превышать 80 см при уклоне не более 8%, а при перепаде высот более 80 см необходимо делать промежуточные площадки, ширина пандуса должна быть не менее 1 метра и площадка вначале и в конце пандуса должна быть не менее 1.5м х 1.5 м. Земельный участок, на котором просит прокурор установить пандус аптеке не принадлежит В тоже время ответчик уже осуществляет меры по обеспечению доступа инвалидов к лекарственным средством, а именно по телефонным звонкам осуществляет бесплатную доставку лекарств по месту жительства инвалидов. Представитель ответчика пояснил, что при наличии технической возможности они добровольно установили бы настил или пандус. Ранее они сами обращались с таким вопросом к собственнику жилого дома, но им размещение пандуса не согласовали. В данной обстановке единственным возможном средством они считают установку кнопки вызова, с чем согласны.
Представитель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов в судебном заседании в целом с иском прокурора в целом согласна, но считает, что при установке пандуса должны быть соблюдены требования СНиП 35-01-2001, а требования прокурора с учетом требований указанного СНИП не конкретизированы.
Третье лицо- Министерство социального развития Новосибирской области в судебное заседание не представителя не направили, представили отзыв, в котором с иском согласны, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя (л.д.54)
Третье лицо-Администрация Советского района г.Новосибирска представителя не направили, представили отзыв, в котором просят дело рассматривать в отсутствие их представителя, с иском прокурора согласны (л.д.57-58)
Третьи лицо- ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» представили отзыв просят дело рассматривать в отсутствие их представителя (л.д.60).
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, огласив представленные отзывы, пояснения специалистов Отдела земельных и имущественных отношений <данные изъяты>, ГУП «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. При этом максимальная высота одного подъема пандуса не должна превышать 80 см при уклоне не более 8%, а при перепаде высот более 80 см необходимо делать промежуточные площадки, ширина пандуса должна быть не менее 1 метра и площадка вначале и в конце пандуса должна быть не менее 1.5м х 1.5 м.
Согласно ст.15 Закона Новосибирской области от 2006.05 №304-ОЗ, исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления утверждают перечень объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, подлежащих оборудованию и оснащению специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов, и организуют на этих объектах контроль за выполнением работ по обеспечению свободного передвижения и доступа инвалидов.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что нежилое помещение- аптечный пункт, принадлежащий ответчику находится на 1 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, вход в аптечный пункт осуществляется по лестнице, расположенной в торце дома.
Данный вход не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами или иными приспособлениями, позволяющими обеспечить доступ инвалида ).
Между тем, в ходе судебного разбирательства доказательств того, что данный аптечный пункт включен в перечень объектов, подлежащих оборудованию специальными приспособлениями, истцом в суд не представлено.
Из представленных ответчиком фотографий, топографической основы земельного участка, видно, что земельный участок входа в аптеку ограничен с 2-х сторон тротуарами и с одной стороны автомобильной дорогой - <адрес>.
Из схем расположения на данном земельном участке линий связи, смотровых колодцев, пояснений специалиста ОАО «<данные изъяты>» следует, что на территории прилегающей к дому <адрес> со стороны входа в аптеку имеется телефонная линия и смотровые колодцы расположенные в 2.5 метров от крыльца. Перекрывать смотровые колодцы нельзя, для установки пандуса или настила необходимо их согласие.
Исходя из пояснений специалиста ГУП «<данные изъяты>» и представленной схемы расположения теплотрассы и канализационных колодцев следует, что к дому <адрес> со стороны входа в аптеку подведена теплотрасса и канализация, устанавливать какие-либо капитальные строения нельзя. При их наличии в случае аварии на теплотрассе все строения будут снесены и подойти к аптеке будет нельзя. При наличии проекта и согласования с ними возможна установка съемных конструкций, но скорее всего исходя из требований СНИП на данном участке установить какую-либо конструкцию невозможно, так как она по длине будет перекрывать не только теплотрассу, но и будет выходить на проезжую часть дороги или тротуар.
Также из материалов дела видно, что земельный участок, прилежащий ко входу в аптеку является федеральной собственностью, участок не размежёван, дом находится на балансе ГУП ЖКХ ННЦ СО РАН. (л.д.82, 93)
Какого-либо технического заключения о возможности установки пандуса или настила, при наличии вышеуказанных ограничений, с учетом требований СНИП35-01-2001, истцом суду не представлено..
При таких обстоятельствах суд считает, что требований истца об обязанности установить пандус или настил является не обоснованным.
Однако положениями ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена возможность обеспечения доступа иными способами, в том числе путем установки домофонов, таксофонов, кнопок вызова или иных переговорных устройств, а также доставки товаров на дом.
С учетом того, что наличие у ответчика технической возможности по установке пандуса или настила не установлено, в целях обеспечения прав инвалидов, суд считает целесообразным , обязать ответчика установить на лестничном марше входа в аптеку, кнопку вызова администратора в месте, доступном для инвалида.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Обязать ЗАО «Аптека на Иванова», в срок 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в аптеку по <адрес> специальным приспособлением- «кнопка вызова администратора» для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок 10 дней.
Председательствующий- (подпись) Е.Р.Протопопова.
Копия верна: судья- Е.Р.Протопопова