Постановление суда по материалам об административном правонарушении по ст. 9.1 ч.3 КоАП РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«24» мая 2011 года                                                                        г.Новосибирск

Судья Советского районного суда г.Новосибирска                 Гущин Г.М.,

с участием: государственного инспектора

Западно-Сибирского управления Ростехнадзора                         Разумова А.И.,

представителей ИГиЛ СО РАН                   Челпановской А.Ф., Клебанюка В.Е.,

при секретаре                                                                                 Коплик Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1 ч.3 КоАП РФ в отношении Учреждения Российской академии наук Института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения Российской Академии наук, расположенного по адресу: г.Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, д.15,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении Российской академии наук Институте гидродинамики имени М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН (ИГиЛ СО РАН) по распоряжению Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка выполнения общих требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах и лицензионных требований и условий, в ходе которой обнаружены грубые нарушения институтом лицензионных требований и условий при хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения, а именно:

- в нарушение пунктов 5 г) и 6 «Положения о лицензировании хранения взрывчатых материалов промышленного назначения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2008 года №279, а также пункта 10 Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2009 года №886 «О внесении изменений в приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года №587, порядок учета и хранения взрывчатых материалов в ИГиЛ СО РАН, а также режимно-охранные мероприятия по физической и технической защите используемых помещений(сооружений) и складских объектов, организация их вооруженной охраны не соответствуют требованиям лицензий на осуществление институтом указанных видов деятельности;

- в нарушение главы 3 Инструкции о порядке хранения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов «Единых правил безопасности при взрывных работах» (ПБ 13-01-92), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 24 марта 1992 года №6, учет взрывчатых материалов в ИГиЛ СО РАН ведется не в соответствии с Книгой учета прихода и расхода взрывчатых материалов (форма 1),

- в нарушение пункта 7.1 Инструкции о порядке хранения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов «Единых правил безопасности при взрывных работах» (ПБ 13-01-92), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 24 марта 1992 года №6, в ИГиЛ СО РАН отсутствует разрешение органов внутренних дел на право хранения взрывчатых материалов в сейфах Блока «<данные изъяты>».

Выше указанные грубые нарушения ИГиЛ СО РАН лицензионных требований и условий хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения создают угрозу их хищения и утраты, а также угрожают жизни и здоровью людей, то есть являются административным правонарушением, предусмотренным ч.3 ст.9.1 КоАП РФ.

В судебном заседании государственный инспектор Западно-Сибирского управления Ростехнадзора Разумов А.И. факт совершения ИГиЛ СО РАН правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.3 КоАП РФ, считал установленным и просил приостановить деятельность выданных институту лицензий по применению и хранению взрывчатых материалов промышленного назначения до устранения допущенных нарушений на срок 90 суток.

Представители института гидродинамики Челпановская А.Ф. и Клебанюк В.Е. возражали против привлечения ИГиЛ СО РАН к административной ответственности по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ.

При этом указали, что, по их мнению, МВД России нарушило антимонопольное законодательство, закрепив в уставе подведомственного ему ФГУП «<данные изъяты>» право на защиту объектов, подлежащих государственной охране. Проверка Ростехнадзором проведена с нарушениями действующего законодательства, а именно, нарушены принципы и порядок проведения проверки, закрепленные в распоряжении, а также административный регламент. Внеплановая выездная проверка проведена за рамками вопросов, обозначенных в жалобе ЦОУ ОВО при УВД по г.Новосибирску, а указанная в жалобе информация не проверялась, в связи с чем в ходе проверки были нарушены требования по ограничению при ее проведении. В нарушение закона проверка проводилась несколькими органами государственного контроля. В ходе проверки незаконно были привлечены в качестве экспертов лица, которые состоят в гражданско-правовых отношениях с институтом, а именно сотрудники ЦОУ ОВО при УВД по г.Новосибирску. В нарушение закона проверка проводилась лицами, которые не указаны в распоряжении, а именно сотрудниками полиции, в связи с чем результаты проверки являются незаконными и не могут являться доказательствами нарушения институтом требований законодательства по применению и хранению взрывчатых материалов. В нарушение ст.28 ч.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не отражено, в чем состоит вина ИГиЛ СО РАН и не указано, какие конкретно нарушения допущены институтом, в связи с чем считают, что нарушено право ИГиЛ СО РАН на защиту.

Исследовав представленный материал, а также выслушав стороны, суд считает Учреждение Российской академии наук Институт гидродинамики имени М.А.Лаврентьева Сибирского отделения Российской Академии наук виновным в грубом нарушении лицензионных требований и условий по хранению и применению взрывчатых материалов промышленного назначения.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами выездной внеплановой проверки, которые являются допустимыми и достоверными доказательствами, полученными в соответствии с действующим законодательством, надлежащим должностным лицом, в пределах полномочий, предоставленных ему распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д.5-12), в том числе:

-актом проверки Ростехнадзора (л.д.27-30), согласно которому Институт гидродинамики имеет лицензии на осуществление деятельности по применению взрывчатых материалов промышленного назначения сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а также лицензию на осуществление деятельности по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране объекта радиопультом централизованного наблюдения» ИГиЛ СО РАН с ООО «ЧОП «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на охрану Блока , расположенного по <адрес>(л.д.17-24).

Как следует из акта испытания взрывчатых материалов(л.д.35), а также наряд-путевке о получении взрывчатых материалов от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.36), взрывник В.П. ДД.ММ.ГГГГ получил и ДД.ММ.ГГГГ произвел в Блоке испытания путем взрывания взрывчатых материалов: ЭДВ-1 в количестве 30 штук.

Указанные материалы свидетельствуют о том, что на данном объекте(Блок ) институт гидродинамики хранит и проводит испытания с применением взрывчатых материалов промышленного назначения.

Согласно акту обследования помещения Блока «<данные изъяты>»(л.д.33), оно не соответствует требованиям безопасности при хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения, что подтвердили в судебном заседании и сами представители института гидродинамики, предоставив суду ответ и.о.заместителя руководителя МТУ Ростехнадзора по СФО от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в выдаче свидетельства на эксплуатацию в указанном помещении складов-сейфов.

Установленный ИГиЛ СО РАН порядок применения и хранения взрывчатых материалов в Блоке противоречит требованиям п.10 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года №587, согласно которому объекты по производству, хранению, распространению и утилизации взрывчатых веществ(средств взрывания, порохов) промышленного назначения подлежат государственной охране и не могут охраняться частыми охранными предприятиями, в том числе - ООО «<данные изъяты>».

В нарушение пункта 7.1 Инструкции о порядке хранения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов «Единых правил безопасности при взрывных работах»(ПБ 13-01-92), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 24 марта 1992 года №6, в Институте гидродинамики отсутствует разрешение органов внутренних дел на право хранения взрывчатых материалов в сейфах Блока «<данные изъяты>» и их учет ведется не в соответствии с Книгой учета прихода и расхода взрывчатых материалов(форма 1), который установлен главой 3 Инструкции о порядке хранения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов, поскольку ни в ходе выездной проверки, ни в судебном заседании Институтом гидродинамики указанная книга для проверки и обозрения не предоставлялась.

Выше изложенные доказательства суд находит достоверными и допустимыми, и в своей совокупности достаточными для установления факта совершения Учреждением Российской академии наук Институтом гидродинамики имени М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ, а именно - грубого нарушения условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, поскольку выше указанные нарушения по применению и хранению взрывчатых материалов создают реальную угрозу их хищения и утраты, а также представляют реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

Проверив доводы представителей ИГиЛ СО РАН об отсутствии в действиях института состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.3 КоАП РФ, суд считает их несостоятельными.

Так, утверждение представителей института о нарушении МВД России антимонопольного законодательства не свидетельствует об отсутствии в действиях ИГиЛ СО РАН состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.3 КоАП РФ, поскольку перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране, в том числе связанных с применением и хранением взрывчатых материалов, установлен не МВД РФ, а Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года №587(в редакции от 02 ноября 2009 года №886).

В ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения утверждения представителей института о том, что проверка Ростехнадзором деятельности ИГиЛ СО РАН проведена с нарушениями действующего законодательства.

Как следует из распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.5-12), проверка проводилась в соответствии с принципами и порядком ее проведения, закрепленными в распоряжении и административном регламенте, согласно которым задачами проверки являлись выполнение институтом требований нормативно-технических документов по соблюдению требований промышленной безопасности, по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах и соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий.

Утверждения представителей ИГиЛ СО РАН о проведении проверки за рамками вопросов, обозначенных в жалобе ЦОУ ОВО при УВД по г.Новосибирску, являются несостоятельными, поскольку основанием для проверки стала изложенная в ней информация об отсутствии государственной охраны в местах производства взрывных работ - Блоке «<данные изъяты>», что нашло свое полное подтверждение в ходе внеплановой проверки и судебного разбирательства.

Не нашли своего подтверждения и утверждения представителей ИГиЛ СО РАН о проведении проверки несколькими органами государственного контроля, а также о привлечении в качестве экспертов лиц, которые состоят в гражданско-правовых отношениях с институтом, поскольку из распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки, акта проверки и протокола об административном правонарушении следует, что проверку проводил единственный орган государственного контроля – Ростехнадзор, в ходе ее проведения эксперты не привлекались и их заключения в административном материале отсутствуют.

То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельности ОМ , главным специалистом и инженером <данные изъяты> обследовалось помещение Блока «<данные изъяты>» на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства РФ, не свидетельствует о привлечении их в качестве экспертов, поскольку рассмотрение указанного вопроса находилась в их служебной компетенции - как органов государственного контроля за общественной безопасностью.

Также суд не может согласиться с утверждением ИГиЛ СО РАН о том, что в нарушение закона проверка проводилась лицами, которые не указаны в распоряжении, поскольку из представленного в суд материала следует, что проверка проводилась государственным инспектором Ростехнадзора Разумовым А.И., который и указан в распоряжении о ее проведении.

При указанных обстоятельствах, все доказательства вины ИГиЛ СО РАН получены в соответствии с действующим законодательством, являются допустимыми и достоверными и, по убеждению суда, могут быть использованы в качестве доказательств вины института в совершенном административном правонарушении, предусмотренным ст.9.1 ч.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28 ч.2 КоАП РФ, в нем указано в чем состоит вина ИГиЛ СО РАН и допущенные институтом нарушения, в связи с чем утверждения представителей института о нарушении их права на защиту являются несостоятельными.

Также суд считает необоснованными утверждения представителей ИГиЛ СО РАН о том, что ООО ЧОП «<данные изъяты>» согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на охрану объектов, на которых производиться применение и хранение взрывчатых материалов промышленного назначения, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года №587(с последующими изменениями и дополнениями)указанные объекты подлежат исключительно государственной охране, к которым ООО ЧОП «<данные изъяты>» не относится и полномочий на ее осуществление не имеет.

Суд также считает несостоятельными и направленными на уклонение от административной ответственности утверждения представителей ИГиЛ СО РАН о том, что в Блоке «<данные изъяты>» они взрывных работ не производят и взрывчатые материалы в нем не хранят, поскольку они опровергаются выше изложенными материалами проверки, из которых следует, что в указанном помещении институт ДД.ММ.ГГГГ производил взрывные работы и до их проведения в течение суток хранил в нем взрывчатые материалы.

Согласно ч.3 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении наказания суд учитывает, что данное правонарушение не только представляет реальную опасность для хищения и утраты взрывчатых материалов, но также создает угрозу жизни и здоровью окружающих людей, в связи с чем суд считает необходимым применить к юридическому лицу - Учреждению Российской академии наук Институту гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН наказание в виде приостановления его деятельности по применению и хранению взрывчатых материалов промышленного назначения на срок 90 суток, то есть по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Руководствуясь ст.ст.29.9., 29.10., 29.11.КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Учреждение Российской академии наук Институт гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН(ИГиЛ СО РАН), расположенное по адресу: г.Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, д.15, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ, на основании которой назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности по применению и хранению взрывчатых материалов промышленного назначения(лицензия от ДД.ММ.ГГГГ и лицензия от ДД.ММ.ГГГГ) на срок 90(девяносто) суток, то есть по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Западно-Сибирскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору совместно с отделением службы судебных приставов по Советскому району г.Новосибирска произвести мероприятия по приостановлению деятельности Учреждения Российской академии наук Институт гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН(ИГиЛ СО РАН) по применению и хранению взрывчатых материалов промышленного назначения путем наложения пломб и опечатывания соответствующих объектов и помещений института, связанных с применением и хранением взрывчатых материалов промышленного назначения.

Разъяснить руководителю Учреждения Российской академии наук Института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН(ИГиЛ СО РАН), что в соответствии с п.3 ст.3.12. КоАП РФ, судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч.1 ст.3.12. КоАП РФ, послужившие основанием для назначения административного наказания.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Председательствующий судья                                                           подпись

КОПИЯ ВЕРНА: Судья                                                                       Гущин Г.М.