Дело № 2-2288/10 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
(дата) Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе
председательствующего судьи Толмачевой С.С.,
при секретаре Богдан О.И.,
с участием представителя истца прокурора Чулковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... городского прокурора Нижегородской области в интересах Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «А.» о признании деятельности по проведению стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования игровых автоматов незаконной и обязании прекратить данную деятельность,
У С Т А Н О В И Л:
... городской прокурор Нижегородской области обратился в суд в интересах Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «А.» о признании деятельности по проведению стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования игровых автоматов незаконной и обязании прекратить данную деятельность.
В заявленном иске указано следующее: ... городской прокуратурой совместно с сотрудниками ОБЭП УВД по ... району, специалистами Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы №... по Нижегородской области проведена проверка законности деятельности лотерейного клуба, расположенного в нежилом помещении по адресу: ... Лотерейный клуб является обособленным подразделением Общества с ограниченной ответственностью «А.», в нем организовано проведение региональной бестиражной лотереи «Б.», а также стимулирующей лотереи «В.» с применением лотерейного оборудования.
Проверкой установлено, что в нежилом помещении обособленного подразделения ООО «А.» в г. ... Нижегородской области под видом стимулирующей лотереи «В.» осуществляется деятельность по проведению азартных игр с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов с демонтированным купюроприемником.
На момент проведения проверки лотерейного клуба в помещении обособленного подразделения ООО «А.» в г.... Нижегородской области находилось 43 лотерейных автомата, которые являются измененными игровыми автоматами, у которых демонтирован купюроприемник.
Игорная деятельность в лотерейном клубе осуществляется следующим образом. Клиент приходит в лотерейный клуб, где приобретает лотерейный билет региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.».В случае, когда лотерейный билет «Б.» оказался «без выигрыша», посетителю дополнительно выдается «бесплатный» лотерейный билетик (беспроигрышный) «В.», который он вправе использовать для проведения сеанса игры на игровом автомате. Введение в автомат бонусных баллов осуществляется работниками лотерейного клуба по соотношению 1 рубль: 1 балл, после чего определение выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников клуба. Физическое лицо после зачисления бонусных баллов лично путем неоднократного нажатия клавиш управления может выбирать определенные комбинации, сумма бонусных баллов в зависимости от расклада игры может меняться в сторону уменьшения, либо увеличения. В случае если исход игры будет в пользу игрока, то он может остановить ход игры, его приз - денежная сумма будет равняться количеству бонусных баллов, оставшихся в автомате.
Таким образом, управление процессом определения выигрышной комбинации участником лотереи, а не работником клуба, зачисление баллов в автомат, которые в последующем формируют сумму выигрыша и непосредственно влияют на его размер, а также возможность участника забрать выигрыш в любой момент, свидетельствуют о наличии признаков азартной игры..
В соответствии с Федеральным законом «О лотереях» № 138-Ф3 от 11.11.2003 г. размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием. В лотерейном клубе обособленного подразделения ООО «А.» основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.
Следовательно, лотерейное оборудование, находящееся в помещении лотерейного клуба обособленного подразделения ООО «А.» в г. ... Нижегородской области, без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, является игровым автоматом.
Именно наличие в зале игровых автоматов привлекает посетителей в данное заведение, расположенное по адресу: ..., так как расценивается лицами, как возможность поучаствовать в игровом процессе.
Помещение ответчика, правоотношения ответчика с посетителем соответствуют основным понятиям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона РФ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. за № 244-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года за № 211-ФЗ
(далее Закона):
6) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
10) участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;
11) игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которой осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);
13) зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;
16) игровое оборудование устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;
18) игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
В силу ч. ст.16 Федерального закона № 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч.ч. 1, 3-5 ст. 8, ч. 2 и 3 ст. 15 настоящего Федерального закона, ч. 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Такие зоны в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 244-ФЗ могут быть созданы в Алтайском крае, Приморском крае, Калининградской области и Ростовской области.
Следовательно, на территории Нижегородской области организация и проведение азартных игр запрещены. Территория ... района Нижегородской области в специально отведенную игровую зону не входит.
Вышеизложенное свидетельствует о незаконной деятельности ООО «А.» в форме организации и проведения азартных игр в обособленном подразделении лотерейного клуба, расположенного по адресу: ...
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Неисполнение ООО «А.» требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации свидетельствует о6 умалении авторитета Закона Обществом с ограниченной ответственностью «А.» и нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности.
Кроме того, настоящее исковое заявление подается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку категория людей, зависимых от азартных игр, не может быть определена, в целях игры данные лица будут добывать деньги любыми путями, в том числе незаконными. Вследствие азартной игры лица, страдающие игроманией, могут остаться без средств к существованию и жилья, что может привести к росту преступности и распаду семей. Также услугами данного заведения может воспользоваться неопределенный круг несовершеннолетних лиц, что пагубно сказывается на их поведении, образе жизни, воспитании, на создании несформировавшейся личности, принося существенный вред моральному облику несовершеннолетних, поскольку каких-либо ограничений для посещения несовершеннолетними лотерейного клуба не установлено.
На основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В качестве способа защиты интересов государства обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов, обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит:
Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «А.», осуществляемую в лотерейном клубе в нежилом помещении, расположенном по адресу: ..., заключающуюся в проведении стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования игровых автоматов.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «А.» прекратить деятельность, осуществляемую в лотерейном клубе, в нежилом помещении, расположенном по адресу: ..., заключающуюся в проведении стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования игровых автоматов.
В судебном заседании представитель истца Чулкова Л.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Храмова С.В. по доверенности в судебном заседании иск не признала, представила в суд отзыв на исковое заявление, где указано следующее:
Согласно Выписок из государственного реестра региональных лотерей Министерством финансов Нижегородской области включена лотерея «В.» с 03.09.09 г. по 02.09.10 г. на территории Нижегородской области, государственный регистрационный номер региональной лотереи №..., организатор лотереи - ООО «А.» пр.... дом ..., также включена в государственный реестр региональных лотерей Министерством финансов Нижегородской области лотерея «Б.» сроком на пять лет с даты выдачи разрешения на территории Нижегородской области. Государственный регистрационный номер региональной лотереи №..., сведения об организаторе - ООО «А.» пр.... дом ...
Решением министерства финансов Нижегородской области от 20 июля 2009 года №... ООО «А.» выдано разрешение на проведение лотереи «Б.» №... от 20 июля 2009 года сроком на 5 лет.
Таким образом, ООО «А.» имеет разрешение на проведение региональной лотереи «Б.» и негосударственной стимулирующей бестиражной лотереи «В.», эти лотереи включены в государственный реестр региональных лотерей Министерством финансов Нижегородской области.
Следовательно, требования Федерального закона РФ «О лотереях «138-ФЗ от 11 ноября 2003 года (в частности статьи 3,4,6,8) выполнены.
По мнению ответчика, суду не представлено доказательств, что лотерейное оборудование является игровым оборудованием, используемым для проведения азартных игр.
Условия проведения региональной негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи «В.», утвержденные ООО «А.», оформлены документально и находились в помещении по адресу: ... и содержат сведения, что розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи происходит ежедневно непосредственно в местах продажи лотерейных билетов региональной бестиражной лотереи «Б.», оборудованных лотерейным оборудованием. Розыгрыш призов проведения стимулирующей Лотереи проводится на местах проведения розыгрыша призового фонда лотереи в присутствии представителей Организатора (оператора) стимулирующей лотереи. Участник предъявивший лотерейный билет без выигрыша региональной бестиражной лотереи "Б.", становится участником стимулирующей лотереи и получает талон, являющийся аналогом лотерейного билета данной негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи с призовыми очками, равными 10% от номинальной стоимости лотерейного билета региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.» На данном талоне с лицевой стороны изображен логотип названия лотереи «В.» и шут на дереве, окно для нумерации, с обратной стороны содержится информация о названии лотереи, местах проведения, наименования организатора, размере главного приза, сроке проведения лотереи. Организатор стимулирующей лотереи использует процедуры и алгоритмы, которые позволяют предопределить результат розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи до начала такого розыгрыша.. Алгоритм определения розыгрыша: представитель организатора стимулирующей лотереи фиксирует призовые очки на лотерейном оборудовании, участники лотереи с помощью имеющихся на лотерейном оборудовании клавиш участвуют в розыгрыше, смысл которого заключается в увеличении количества очков. Полученные призовые очки участники могут обменять на лотерейные билеты «Б.» или денежный эквивалент. Максимальный приз составляет 100.000 рублей. Результат розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи публикуются в газете «Д.» в течение 10 дней со дня окончания проведения указанного розыгрыша.
Условия проведения Региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.» утверждены ООО «А.» и являются основным документом, регулирующим порядок проведения региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.».
Проведение лотерей не противоречит нормам законодательства и истцом не установлена деятельность ООО «А.» по проведению азартных игр по адресу: ..., поэтому ответчик считает, что в заявленных требованиях следует отказать за необоснованностью. Также в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что согласно заключению эксперта "Г." от 12 августа 2010 г., оборудование, принадлежащее ООО «А.», предназначено для проведения стимулирующей лотереи, установленное в нем программное обеспечение является лотерейными программами для проведения стимулирующей лотереи, соответствует действующему законодательству в области лотерей и предназначено для проведения стимулирующей лотереи.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» статьей 4 предусмотрены используемые в настоящем законе следующие основные понятия:
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
2) пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
3) ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
4) выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
5) организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
6) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
7) игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
10) участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;
11) игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);
12) казино - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;
13) зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;
14) букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;
15) тотализатор - игорное З81lедение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр;
16) игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;
17) игровой стол - игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;
18) игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;
19) касса букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;
20) касса тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;
21) касса игорного заведения - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;
22) зона обслуживания участников азартных игр - часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;
23) служебная зона игорного заведения - обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;
24) сопутствующие азартным играм услуги - гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий.
Статьей 13 данного Закона предусмотрено:
1. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
2. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
3. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны. В разрешении на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне должна быть указана дата, с которой организатор азартных игр имеет право приступить к осуществлению соответствующей деятельности, а также наименование игорной зоны, в которой такая деятельность может осуществляться.
4. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне может быть аннулировано органом управления игорной зоной в следующих случаях:
1) ликвидация в установленном порядке юридического лица, являющегося организатором азартных игр;
2) несоответствие игорного заведения требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
3) нарушение организатором азартных игр установленного настоящим Федеральным законом порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в случае осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны;
4) неоднократное нарушение организатором азартных игр установленного порядка предоставления информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, или выявление фактов недостоверности такой информации;
5) заявление организатора азартных игр.
5. В случае, если в течение трех лет с даты получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, данное разрешение аннулируется.
6. Решение об отказе в выдаче, переоформлении или об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне может быть обжаловано в установленном порядке в суд.
В силу ст.6 Федерального закона РФ от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ (ред.23.07.2008) «О лотереях» предусмотрено:
1. Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Статьей 9 этого Закона предусмотрено:
1. Условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.
2. Условия стимулирующей лотереи включают в себя:
1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
4) сроки проведения стимулирующей лотереи;
5) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
6) порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
7) порядок и сроки получения выигрышей;
8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.
Статьей 14 Закона предусмотрено:
Региональная государственная лотерея проводится на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Срок проведения региональной государственной лотереи не должен превышать пять лет.
3. Оператор региональной государственной лотереи определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и условий, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", являются следующие обязательные условия:
(В ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)
1) размер банковской гарантии, предоставляемой оператором региональной государственной лотереи;
2) расчет предполагаемой выручки от проведения лотереи.
5. Целевые отчисления от региональной государственной лотереи составляют объем выручки от проведения лотереи, за исключением призового фонда региональной государственной лотереи и выплачиваемого оператору региональной государственной лотереи вознаграждения.
Указанные целевые отчисления от региональной государственной лотереи зачисляются в доход бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в проекте закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в соответствии с частью 1 ст.11 настоящего Федерального закона в объеме, соответствующем сумме целевых отчислений от региональной государственной лотереи.
Согласно Выписок из государственного реестра региональных лотерей Министерством финансов Нижегородской области включена лотерея «В.» с 03.09.2009 г. по 02.09.2010 г. и с 03.09.2010 г. по 02.09.2011 г. на территории Нижегородской области, государственный регистрационный номер региональной лотереи №... (л.д.44), №... (л.д.208), сведения об организаторе лотереи - ООО «А.» пр. ..., д.... (л.д.44), также включена в государственный реестр региональных лотерей Министерством финансов Нижегородской области лотерея «Б.» сроком на пять лет с даты выдачи разрешения на территории Нижегородской области государственный регистрационный номер региональной лотереи №..., сведения об организаторе лотереи - ООО «А.» пр. ..., д.54 (л.д.34).
Министерством финансов Нижегородской области от 20 июля 2009 г. №... ООО «А.» выдано разрешение на проведение лотереи «Б.» №... сроком на пять лет (л.д.32).
Суду представлены на обозрение подлинники, а в дело - копии Актов оценки соответствия аппаратно-программного комплекса и программного обеспечения за номерами от №... до №..., от №... до №... на лотерейное оборудование с указанием номера сертификата и заводского номера с результатами первичной оценки соответствия, признанных положительными сроком действия до 12.02.2012 г. (л.д.162-204).
26 июля 2010 г. судом была назначена экспертиза по делу. Из заключения эксперта ООО «Г.» №... от 12.08.2010 г. следует, что 43 единицы оборудования, принадлежащего ООО «А.», находящиеся по адресу: ..., являются лотерейным оборудованием (марка обезличена), предназначено для проведения стимулирующей лотереи, установленное в нем программное обеспечение является лотерейными программами для проведения стимулирующей лотереи, соответствует действующему законодательству в области лотерей и предназначено для проведения стимулирующей лотереи (л.д. 140-158).
Доказательств того, что ответчик осуществляет незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием лотерейного оборудования, истцом суду не представлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ООО «А.» имеет разрешение на проведение региональной лотереи «Б.» и негосударственной стимулирующей бестиражной лотереи «В.», эти лотереи включены в государственный реестр региональных лотерей Министерством финансов Нижегородской области.
Следовательно, требования Федерального закона РФ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г. (в частности статьи 3,4,6,8) ответчиком выполнены.
В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 07 мая 2004 года № 111 «Об организации и проведении региональных лотерей на территории Нижегородской области» утверждено Положение об организации и проведении региональных лотерей на территории Нижегородской области п.2.1 предусмотрено, что любая деятельность по организации и проведению лотерей на территории Нижегородской области (региональные лотереи) осуществляется после получения разрешения на проведение конкретной лотереи и занесения в государственный реестр региональных лотерей. Пунктом 3 настоящего Положения предусмотрена выдача разрешения на проведение региональной лотереи на территории Нижегородской области осуществляется министерством финансов Нижегородской области с соблюдением требований Федерального закона «О лотереях» и настоящего Положения, при выдаче разрешения каждой лотерее присваивается государственный регистрационный номер (пункт 4.1 Положения).
Судом установлены соответствия деятельности ООО «А.» требованиям указанных выше нормативных актов, что следует из полученного разрешения на проведение лотерей ООО «А.», выдачи этого разрешения Министерством финансов Нижегородской области, включения лотерей в государственный реестр региональных лотерей. При этом, суду не представлены доказательства того, что лотерейное оборудование, расположенное по адресу ..., является игровым оборудованием, используемым для проведения азартных игр, имеется экспертное заключение, в соответствии с которым, оборудование и установленное в нем программное обеспечение, используемое ООО «А.» соответствует действующему законодательству в области лотерей и предназначено для проведения стимулирующей лотереи.
Термин «азартная игра» в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» № 244 от 29.12.2006 г. это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Термин «лотерея» в соответствии с ФЗ РФ № 138 от 11.11.03г «О лотереях» - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна из сторон (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (ил) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Условия про ведения региональной негосударственной бестиражной лотереи «В.», утвержденные ООО «А.», оформлены документально. Текст Условий проведения этой лотереи представлен в настоящее дело и содержит сведения, что розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи происходит ежедневно непосредственно в местах продажи лотерейных билетов региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.», оборудованных лотерейным оборудованием. Розыгрыш призов проведения стимулирующей Лотереи проводится на местах проведения розыгрыша призового фонда лотереи в присутствии представителей Организатора (Оператора) стимулирующей лотереи. Участник, предъявивший лотерейный билет без выигрыша региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.», становится участником стимулирующей лотереи и получает талон, являющийся аналогом лотерейного билета данной негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи, с призовыми очками, равными 10% от номинальной стоимости лотерейного билета региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.». На данном талоне с лицевой стороны изображен логотип названия лотереи «В.» и шут на дереве, окно для нумерации; с обратной стороны содержится информация о названии лотереи, местах проведения, наименование и адрес организатора, размере главного приза, сроки проведения лотереи. Организатор стимулирующей лотереи не использует процедуры и алгоритмы, которые позволяют предопределить результат розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи до начала такого розыгрыша. Алгоритм определения розыгрыша: Представитель Организатора (Оператора) стимулирующей лотереи фиксирует полученные призовые очки на лотерейном оборудовании, Участник лотереи с помощью имеющихся на лотерейном оборудовании клавиш участвует в розыгрыше, смысл которого заключается в увеличении количества призовых очков. Полученные призовые очки участник может обменять на лотерейные билеты «Б.» или их денежный эквивалент. Максимальный приз составляет 100 000 (Сто тысяч) рублей. Результаты розыгрыша призового Фонда стимулирующей лотереи публикуются в газете «Д.», в течение 10 дней со дня окончания проведенного указанного розыгрыша (л.д.45-50).
Условия проведения Региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.», утверждены ООО «А.» и являются основным документом, регулирующим порядок проведения региональной негосударственной бестиражной лотереи «Б.» и также представлены в материалы дела (л.д.35-42).
Поскольку проведение лотерей ответчиком не противоречит указанным выше нормам законодательства, а судом не установлена деятельность ответчика по проведению азартных игр по указанному адресу: ..., в заявленных требованиях следует отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ... городского прокурора Нижегородской области в интересах Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «А.» о признании деятельности по проведению стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования игровых автоматов незаконной и обязании прекратить данную деятельность, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в срок 10 дней со дня его принятия путем подачи кассационных жалоб сторонами через районный суд.
Судья С.С. Толмачева