Решение по иску о признании незаконным действия государственного органа.



Дело № 2-1955/11

     РЕШЕНИЕ

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(дата) Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Толмачевой С.С.,

при секретаре Бураковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Лобанова И.А. о признании незаконным действия государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Лобанов И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия государственного органа.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что 25 октября 2010 года было вынесено Постановление Администрации ... муниципального района Нижегородской области №... от 25.10.2010 года, согласно которому было изменено разрешенное использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: ... с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». 02 декабря 2010 года в соответствии с Постановлением в государственный кадастр недвижимости было внесено изменение относительно разрешенного использования данного земельного участка, что подтверждается выданным кадастровым паспортом № ... от 02.12.2010 года. 25 декабря 2010 года, основываясь на постановлении о внесении в государственный кадастр недвижимости, заявителем в Городской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области было подано заявление о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу: ..., на что получил отказ. В изменении разрешенного использования земельного участка отказано, поскольку заявителем не представлены необходимые в данном случае документы по зонированию территории, а представленное постановление Администрации ... муниципального района Нижегородской области №... от 25.10.2010 года «О смене разрешенного использования земельного участка» не является достаточным документом для внесения изменений. С данным отказом заявитель не согласен, считает его незаконным и создающим препятствие к осуществлению его прав и свобод, как собственника.

Согласно п.2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии с п.1 ст.43 ЗК РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Согласно п.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки, и тем самым отстаивая обязательное наличие градостроительного регламента (документов по зонированию территории) при принятии ими решения о проведении государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или об ее отказе. Согласно п.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п.7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ порядок изменения разрешенного использования земельных участков, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется в соответствии с федеральными законами. На момент подачи заявления, какого-либо иного федерального закона, закрепляющего порядок изменения разрешенного использования в отношении земельных участков, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, кроме того, что предусмотрено п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не действовало. Согласно п.3 ч.1 ст. 4 Федерального закона № 191-ФЗ, до принятия в установленном в Градостроительном кодексе РФ порядке правил землепользования и застройки, не позднее, чем до 01.01.2012 г. принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и капитальных объектов строительства на другой отнесено непосредственно к компетенции главы местного самоуправления. Какую-либо необходимость обязательного изменения категории земельного участка в данном случае Федеральный закон № 191-ФЗ не устанавливает. Ранее проведение государственной регистрации внесения изменения в ЕГРП при изменении разрешенного использования участка, в том числе, в отношении участков из земель сельскохозяйственного назначения, повсеместно, осуществлялось именно на основании вышеуказанного Федерального закона. В настоящий момент данный Федеральный закон № 191-ФЗ не признан утратившим свое действие. Аналогичная позиция по применению Федерального закона № 191-ФЗ при изменении разрешенного использования отражена также и в письмах Департамента недвижимости Министерства экономического развития РФ от 30.09.2010 г. 3 Д23-3912, от 14.10.2010 г. № Д23-4159, от 18.10.2010 г. № Д23-4204.

Отказ в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП создает препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод.

Заявитель просит признать незаконным отказ ... отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу: ... с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». Обязать ... отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области внести изменения в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу: ... с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». Взыскать в пользу заявителя расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб.

В судебном заседании Лобанов И.А. заявленные требования поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (по доверенности) Григорьева О.А. требования заявителя не признала и пояснила, что 31 января 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области было отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером ..., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 122503 кв.м., расположенный по адресу: ... по следующим основаниям:

- не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации внесения изменений (не представлены документы, подтверждающие изменение категории земель сельскохозяйственного назначения).

В соответствии со ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст.1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.

В силу ст.8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, изменение вида разрешенного использования с «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства» возможно только после изменения категории земель.

Кроме того, постановление администрации ... муниципального района Нижегородской области №... от 25.10.2010 года «О смене разрешенного использования земельного участка» не является документом, подтверждающим зонирование территории.

К участию в деле по ходатайству сторон в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Нижегородской области, Администрация ... муниципального района нижегородской области.

О месте и времени рассмотрения дела заинтересованные лица извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.

Выслушав позицию Лобанова И.А., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., находя возможным рассматривать дело при данной явке, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Лобанов И.А. является собственником земельного участка, расположенного в ... Право собственности Лобанова И.А. на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП. Основанием для регистрации права собственности на земельный участок явились протокол общего собрания участников ООО «Ф.» от 15.04.2010 г. №..., акт приема-передачи земельного участка от 15.04.2010 г. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства. Общая площадь земельного участка 122503 кв.м.

Постановлением главы администрации ... муниципального района Нижегородской области от 25 октября 2010 года №... принято решение об изменении разрешенного использования указанного земельного участка с вида «для сельскохозяйственного производства» на «под дачное строительство».

Лобанов И.А. обратился в Управление Роснедвижимости по Нижегородской области для проведения государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка.

Управлением Роснедвижимости по Нижегородской области отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на земельный участок.

Лобанов И.А. считает отказ в осуществлении государственной регистрации внесений в ЕГРП незаконным.

Однако, собственник земельного участка вправе реализовать свои права собственника и обязан использовать землю в соответствии с целевым назначением предоставленного земельного участка, с разрешенным использованием земельного участка, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статьей 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 года № 101-ФЗ предусмотрено, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

В силу ст. 81 п.п. 1, 2 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться гражданам и их объединениям для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства садоводства, огородничества и дачного строительства.

Для изменения разрешенного использования земельного участка необходимо соблюдение соответствующей процедуры.

Из материалов дела следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения принадлежит Лобанову И.А. на праве собственности.

Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Лобанову И.А. с установленным разрешенным использованием земельных участков, в материалы дела не представлено.

Довод Лобанова И.А. о том, что право выбора вида разрешенного использования принадлежит собственнику земельного участка, при этом изменения категории земель не требуется, несостоятелен.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 названной нормы).

Статья 2 Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Федеральный закон "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

В соответствии с порядком, установленным статьей 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Согласно п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008г. № 35, сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Между тем, изменение разрешенного использования земельного участка с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства» приводит к формальному выводу указанного земельного участка из режима специального правового регулирования оборота сельскохозяйственных угодий. Законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, предоставленные для дачного строительства. Поэтому такое изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения тех правовых ограничений, которые установлены законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения. А в связи с тем, что государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, изменение вида разрешенного использования должно быть согласовано собственником земельного участка с высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий заявителю с установленным разрешенным использованием земельных участков, в материалы дела не представлено, соответственно Управление Роснедвижимости по Нижегородской области на законном основании отказало в государственной регистрации внесения изменений в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности Лобанову И.А. земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Следует указать, что принцип судебной защиты предполагает восстановление действительного права или законного интереса заявителя. Несуществующее право либо неправовой интерес заявителя судебной защите не подлежит.

В данном случае нарушений действительных прав и законных интересов заявителя оспариваемым им отказом регистрирующего органа не усматривается.

руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Лобанова И.А. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу: ... с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства»: обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... внести изменения в ЕГРП (изменение разрешенного использования) на земельный участок, расположенный по адресу: ... с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через данный районный суд.

Судья          С.С.Толмачева

С.С.Толмачева