Дело №2-195/2011 (дата) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе судьи Моховой Л. И., при секретаре Шабуниной А.А., с участием Ковалева А.Б.(истца), его представителя Ковалевой А.А., Сивковой М.В.(представителя Правительства Нижегородской области), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева А.Б. к администрации Советского района города Нижнего Новгорода, о признании недействительными действий по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании к восстановлению на учет, к Правительству Нижегородской области, об обязании к выдаче Жилищного сертификата, У С Т А Н О В И Л: Ковалев А.Б. обратился в суд с иском к администрации Советского района города Нижнего Новгорода, о признании недействительными действий администрации Советского района города Нижнего Новгорода по снятию его и его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании к восстановлению на учет; к Правительству Нижегородской области, об обязании к выдаче Жилищного сертификата, ссылаясь на то, что он и его семья: ... О., ... А., ... Ф., ... Н. и ... М., в настоящее время проживают по адресу: ..., в однокомнатной квартире, которую получила его ... О. по наследству. В судебное заседание не явился представитель администрации Советского района города Нижнего Новгорода. О дате и времени рассмотрения дела, представитель ответчика была извещена лично, с получением судебной повестки, под расписку. Объяснений причин неявки суду не было представлено. Не поступало от ответчика и заявлений, ходатайств. Суд, с учетом мнения истца, его представителя, представителя Правительства Нижегородской области, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика- администрации Советского района города Нижнего Новгорода. В судебном заседании Ковалев А.Б. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что он, будучи военнослужащим, был зарегистрирован и проживал в .... В 2002году данная жилая площадь была им сдана, он и его члены семьи, с данной жилой площади были выписаны. При принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, им была представлена справка №..., выданная домоуправлением №... ... квартирно-эксплуатационной части от 01.11.2002года, о сдаче жилого помещения в ..., а также выписка из лицевого счета №..., согласно которой, ему и его семье по ордеру №... от 26.05.1992г. была передана в пользование указанная квартира. В 1999году он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в списки военнослужащих, уволенных в запас с составом семьи пять человек. На день постановки на учет очередность его на получение жилья была 670. Однако в 2007году подлинность данных документов у администрации Советского района г. Н.Новгорода вызвала сомнение, был сделан запрос в К. о подтверждении факта сдачи им ранее занимаемого жилого помещения и выдаче ему справки №... от 01.11.2002года о сдаче жилого помещения, а также предоставление документа, подтверждающего законность и основания пользования им и его семьей указанной выше квартирой. На запрос администрации был получен ответ №... от 25.04.2007г. о том, что К. справка №... от 01.11.2002г. не выдавалась. На повторный запрос в К. был получен ответ №... от 07.08.2007г. о том, что он- Ковалев А.Б. проживал в доме №... без ордера, без оформления договора найма жилого помещения, что и послужило основанием к снятию его с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ошибка администрации Советского района г. Н. Новгорода при подготовке запросов заключается в том, что он фактически сдавал квартиру ... в домоуправление №..., а не в К., которая находится по адресу: .... Выписку из лицевого счета №... ему также предоставляло домоуправление №..., а не К. По этой причине администрация Советского района г.Н.Новгорода и получила отрицательный ответ. Также пояснил, что он никогда не принимал участия в приватизации жилья и не оформлял жилищный сертификат. На сегодняшний день факт сдачи им жилья подтвержден. Просит иск удовлетворить. В судебном заседании Сивкова М.В.- представитель Правительства Нижегородской области (ответчика по делу), исковые требования, предъявленные Ковалевым А.Б. к Правительству Нижегородской области, об обязании к выдаче жилищного сертификата, не признала. Представила письменные возражения на иск истца, которые после их оглашения представителем ответчика, по его ходатайству, были приобщены к материалам дела. Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, доводы его представителя, доводы представителя ответчика суд приходит к следующему: Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ей. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности. В силу пункта 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью. Согласно ст. 11 указанного закона, центральные органы военного управления, в том числе Главное финансово-экономическое управление МО РФ, входят в общий состав Вооруженных Сил РФ. Пунктом 1 ст. 26 указанного закона предусмотрено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны. Согласно пункту 1 ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжениям им. Постановлением №1054 Правительства РФ от 06.09.1998года «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 14.11.2007 N 778), в целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации, были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В настоящих Правилах, устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. В настоящих Правилах, под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы. 2. Настоящие Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. 3. Учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности. Контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного), за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Вопросы постановки на очередь и предоставления жилья, рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Общественную комиссию по жилищным вопросам возглавляет заместитель главы муниципального образования. В состав указанной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов. 5. Должностные лица, виновные в нарушении порядка постановки, на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, необоснованном отказе от получения жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, а также несоблюдении установленных сроков выдачи государственных жилищных сертификатов и ордеров и заселения жилых домов и жилых помещений, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации. 6. Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу, по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших), после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении; в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии. 7. Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства, в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. 8. Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ. Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию. 9. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. 10. Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам); в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.); г) если они или один из членов семьи, проживающий, совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778) д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья. 11. Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную, жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. 12. Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся, в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям N N 2 и 3 в следующем порядке: в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов; в отношении лиц, имеющих воинские звания офицеров, прапорщиков (мичманов), - Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"; в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 13. Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года, до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации. 14. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. 15. В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, по форме согласно приложению N 4. 16. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих. 17. Военнослужащие при исключении из списков личного состава части, в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из приказа об увольнении; выписка из приказа об исключении из списков личного состава части; справка об отсутствии забронированной жилой площади; справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья; справка финансовых органов части о неполучении социальных выплат; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации. Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами. 18. В случае если военнослужащий, в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, в военный комиссариат направляется, кроме указанных в пункте 17 настоящих Правил документов, также ходатайство командира (начальника) воинской части перед соответствующим органом местного самоуправления о включении этого военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Командир (начальник) воинской части извещает об этом военный комиссариат по избранному военнослужащим ранее постоянному месту жительства для снятия данного лица с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. 19. Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления. Органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы. 20. На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы, и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления. 21. Орган местного самоуправления, на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы. 22. В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства, после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства. 23. Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления. 24. Из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. 25. Не могут быть сняты с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий вдовы (вдовцы) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, при условии, что они по-прежнему признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и не вступили в другой брак. 26. Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения. Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания. 27. Данные о военнослужащих, которые прибывают с семьями на территорию Российской Федерации, а также сведения о количестве жилья, необходимого для их обеспечения по действующим нормам жилой площади, представляются командирами (начальниками) воинских частей ежегодно, к 1 апреля, в органы местного самоуправления через военные комиссариаты. 28. Жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди. 29. Граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. В случае получения финансовой помощи (социальной выплаты) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. 30. Администрации субъектов Российской Федерации распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы. Не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы. Как установлено материалами дела, установлено судом, приказом Главнокомандующего военно-воздушными силами за №... от 30.12.1998года капитан Ковалев А.Б. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по п.п. «А» п.2 ст.51(в связи с организационно-штатными мероприятиями), 31.12.1998года Ковалеву А.Б. было выдано Удостоверение, в связи с его увольнением в запас. (л.д.34,34об.-35). 21.09.1999г. Ковалев А.Б. обратился с заявлением на имя Военного комиссара Советского района г. Н. Новгорода с просьбой о ходатайстве перед администрацией Советского района г. Н. Новгорода о постановке его в очередь для получения жилой площади в г. Нижнем Новгороде, с указанием состава семьи: жена, трое детей. В данном заявлении Ковалевым А.Б. сообщалось, что для получения жилья он будет проживать по адресу: ... (л.д.36 об). В адрес заместителя Главы администрации Советского района г. Н.Новгорода, Военным комиссариатом Советского района г. Н. Новгорода, был выслан список граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку), представивших документы в военный комиссариат Советского района г. Н. Новгорода, пользующихся льготами ст. 15 п.14 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. №76-ФЗ, для постановки в очередь для получения жилплощади, в том числе на Ковалева А.Б., с составом семьи -пять человек, проживающих ранее по адресу: ....(Л.Д.49). Основанием к включению в список Ковалева А.Б. послужило: заявление Ковалева А.Б.(л.д.50), справка о составе семьи(Л.Д.54), выписка из домовой книги(л.д.60-61), лицевой счет №... (л.д.62), две выписки из приказа(Л.Д.52-53), льготное удостоверение(л.д.51), обязательство по сдаче жилой площади(л.д.59), справки о том, что Ковалев А.Б. не имеет приватизированной, забронированной жилой площади, индивидуального дома и не состоит в жилищно-строительном кооперативе (л.д.55), о том, что по реестру частных владельцев в ... инвентаризации приватизированной квартиры за Ковалевым А.Б., О., Ф., Н., по адресу: ...-не значится(л.д.58). Постановлением Главы администрации Советского района г. Н. Новгорода от 30сентября 1999года №... Ковалев А.Б. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в списки военнослужащих, уволенных в запас(отставку) 28.09.1999г. Состав семьи- пять человек. Номер очередности на день постановки на учет-670. (л.д.37). В связи с проверкой наличия всех необходимых документов, и их подлинности, согласно Постановления Правительства от 06.09.1998г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в избранном постоянном месте жительства», 11марта 2004года администрацией Советского района г. Н. Новгорода, в отношении Ковалева А.Б. был направлен запрос, в адрес начальника К. ..., о получении сведений на предмет получения субсидии или жилья за счет средств федерального бюджета по государственным жилищным сертификатам, по факту сдачи квартиры ..., сообщения нового места жительств, при выбытии (л.д.64). В апреле 2004года К. ... был дан ответ на запрос администрации, о том, что государственный жилищный сертификат на капитана запаса Ковалева А.Б. через К. не оформлялся. Квартира по адресу: ... им сдана (л.д.65). 29марта 2007года в жилищный отдел администрации Советского района г. Н.Новгорода О. была представлена справка №... от 01.11.2002г., выданная домоуправлением №... К. о сдаче Ковалевым А.Б. жилой площади по адресу: ... (л.д.26, 26об.). 05.04.2007г. администрацией Советского района г. Н. Новгорода был направлен повторный запрос в К. ... о подтверждении факта сдачи Ковалевым А.Б. ранее занимаемого жилого помещения по адресу: ...(л.д.23). 25.04.ФИО82 за №... начальником К. ... был дан ответ, о том, что справка о сдаче жилого помещения №... от 01.11.02г. К. не выдавалась(л.д.23об.). 05.07.2007г. администрацией Советского района г. Н. Новгорода был направлен повторный запрос в К. ... о получении сведений: кто является балансодержателем дома №... ..., основание предоставления жилой площади (кому, когда), о получении субсидии или жилья за счет средств федерального бюджета(по государственным жилищным сертификатам), факт сдачи квартиры семьей Ковалева А.Б. по вышеуказанному адресу (л.д.24). 07.08.2007г. ответом за №... за подписью ... К. -И. сообщалось, что дом ... внесен в реестр Федерального имущества и закреплен за К. района на праве оперативного управления. Ковалев А.Б. проживал в ... без ордера, без оформления договора найма жилого помещения. Фактически квартира в настоящее время свободна. Государственный жилищный сертификат через К. района Ковалев А.Б. не получал(л.д.24об.). Распоряжением администрации Советского района г. Н. Новгорода №... от 16ноября 2007года «Об утверждении протоколов заседаний комиссии по жилищным вопросам» был утвержден прилагаемый протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации района от 13.11.2007года №.... На заседании комиссии по жилищным вопросам 13.11.2007года, по рассмотрению вопроса о снятии с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Ковалев А.Б. был снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 26 п «е» «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и ст. 6ч.2 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». По запросу администрации Советского района г. Н. Новгорода также было установлено, что квартира, расположенная по адресу: ... находится в собственности Х.... Ковалева А.Б.) (л.д.10-11,л.д.67-70). Согласно Сообщения ГУЮНО от 05.07.2004г №... право собственности на жилые помещения, на земельные участки в г. Н. Новгороде, в Нижегородской области за Ковалевым А.Б. не зарегистрированы. (л.д.71). Однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ..., принадлежит О...., согласно Свидетельства о праве на наследство по завещанию (л.д.5-8,л.д.72-73). Судом по ходатайству истца, в целях устранения сомнений в подлинности справки №... от 01.11.2002года и выписки из лицевого счета, в адрес домоуправления №... К.... был направлен запрос (л.д.98). 24.01.2011г. за подписью ... №... К. П., судом был получен ответ от 18.01.2011года, из которого следует, что Ковалев А.Б. действительно был зарегистрирован и проживал по адресу: ... в период с 01.12.1992года по 01.12.1999г. Жилая площадь по указанному адресу была сдана Ковалевым А.Б. по акту в домоуправление №..., он и члены его семьи с данной жилой площади выписаны, выдана справка №... от 01.11.2002года. Выписку из лицевого счета предоставить нет возможности, в связи с тем, что лицевой счет на Ковалева А.Б. был закрыт и данные по истечению срока давности не сохранились. В приватизации жилья на территории военного городка ..., Ковалев А.Б. участия не принимал. Справка о сдаче жилья, выданная домоуправлением №..., обменивается на основную справку в К. района по адресу4: ..., ФГКЭУ К. района (л.д.100). С учетом всех установленных судом обстоятельств, в их совокупности, суд считает требования истца Ковалева А.Б., предъявленные к администрации Советского района города Нижнего Новгорода, о признании недействительными действий администрации по снятию семьи Ковалева А.Б. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании к восстановлению на учет, законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению. Истцом предъявлены исковые требований к Правительству Нижегородской области, по обязанию ответчика к выдаче жилищного сертификата. Данные требования истца, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Государственные жилищные сертификаты до 31.12.2010года выдавались гражданам на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27мая 1998года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в порядке установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21марта 2006года №153. Федеральным законом от 08.12.2010года №342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» вышеуказанная норма закона признана утратившей силу и установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10лет и более и которые до 1 января 2005года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: -жилого помещения в собственность бесплатно; -жилого помещения по договору социального найма; -единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, следует что с 01.01.2011года(с момента вступления в законную силу данного Федерального закона) форма обеспечения граждан жильем, как выдача государственных жилищных сертификатов, не применяется. п.1 ст.4 Федерального закона №342-ФЗ гласит: гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жильем в порядке и на условиях, которые предусмотрены п.2.1 ст.15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27мая 1998года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона). Также необходимо отметить и то обстоятельство, что Правительство Нижегородской области является высшим исполнительным органом Нижегородской области, и не наделено полномочиями по обеспечению граждан жильем. Таким образом, удовлетворению подлежат требования истца Ковалева А.Б., предъявленные к администрации Советского района города Нижнего Новгорода, о признании недействительными действий по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании к восстановлению на учет. В исковых требованиях истцу, предъявленных к Правительству Нижегородской области, об обязании к выдаче Жилищного сертификата следует отказать. Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ковалева А.Б. к администрации Советского района города Нижнего Новгорода удовлетворить. Признать незаконными действия администрации Советского района города Нижнего Новгорода о снятии Ковалева А.Б., его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Советского района города Нижнего Новгорода восстановить Ковалева А.Б., его семью в списках учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В исковых требованиях Ковалева А.Б. к Правительству Нижегородской области, об обязании к выдаче Жилищного сертификата- отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через данный районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: Мохова Л. И. Решение в окончательной форме принято 01февраля 2011г.