Дело № 2-444/11 Р ЕШ Е Н И Е Именем Российской Федерации (дата) Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе судьи Афанасьевой Т.Е., при секретаре Герасимовой Т.А., с участием адвоката Волкова И.В., истца, третьих лиц, представителей ответчиков, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оганесяна В.Г. к Администрации Советского района г. Нижнего Новгорода, Администрации г.Нижнего Новгорода, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение единовременной социальной денежной выплаты на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчикам с требованиями об обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение единовременной социальной денежной выплаты на приобретение жилья. В обоснование иска указал, что он является ветераном - участником Великой Отечественной войны (удостоверение №... от 13.10.2010г.). В соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» он имеет право на льготы в соответствии с п.п.14 и 17 указанного Закона. С 15.10.2002г. истец проживает с семьей дочери в однокомнатной квартире площадью 18 кв.м. (всего проживает 5 человек). Распоряжением Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода от 03.03.2010г. №... истец был принят на учет нуждающихся в жилом помещении как ... Великой Отечественной войны. Кроме того, он обратился с просьбой о выплате единовременной денежной компенсации на приобретение жилья, однако ему было в этом отказано, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» ему такая выплата не положена. Истец не согласен с указанным отказом, полагает, что с учетом действующего законодательства он имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку это предусмотрено также ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Истец просит обязать ответчиков включить его в списки граждан, имеющих право на получение единовременной социальной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, взыскать судебные расходы на оказание услуг представителя в сумме 18000 рублей. В судебном заседании истец, его представитель (по ордеру и по доверенности) адвокат Волков И.В. поддержали заявленные требования частично. В части требований, предъявляемых к Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода, пояснили, что указанный ответчик действительно включил истца в список граждан, имеющих право на получение указанной денежной выплаты. Однако, впоследствии, из списков он был исключен. Истец просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, определив надлежащих ответчиков по делу. Представитель Администрации г.Нижнего Новгорода (по доверенности) Мурзина О.В. с заявленными требованиями не согласна. В судебном заседании пояснила, что истец не обладает правом на получение единовременной денежной выплаты в силу ст. 17 ФЗ «О ветеранах», поскольку данные льготы предоставлены законом тем ветеранам, которые выселяются из служебных помещений. Истец же проживает не в служебном жилом помещении. Полагает требования о взыскании судебных расходов завышенными. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области (по доверенности) Марков С.А. с заявленными требованиями не согласен. Суду пояснил, что действительно, истец был включен Администрацией Советского района г.Нижнего Новгорода в указанные списки. Однако, с учетом письма прокуратуры Советского района г.Нижнего Новгорода, истец не обладает правом на льготы, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Согласно удостоверению, Оганесян В.Г. относится к ветеранам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте 3) пункта 1 ст.2 ФЗ, а именно - к военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев. Меры социальной поддержки данной категории граждан указаны в статье 17 ФЗ «О ветеранах». Данные граждане имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ. Требования о компенсации судебных расходов полагает завышенными. Представитель Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода (по доверенности) Сошкина А.В. с заявленными требованиями не согласна. Суду пояснила, что Администрация Советского района, рассмотрев заявление Оганесяна В.Г., включила в списки лиц, имеющих право на получение указанной выплаты. Однако, в дальнейшем, он был исключен из указанных списков. Администрация Советского района г.Нижнего Новгорода полагает, что является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, т.к. прав истца не нарушала. Третьи лица на стороне истца в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. Статья 14 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" содержит перечень мер социальной поддержки инвалидов войны, в том числе 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; В соответствии со статьей 17 указанного Закона определены меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;( Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ, в подпункт 4 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.) и др. льготы. Статья 23.2 N 5-ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 предусматривает: 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. 3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов; 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий. 3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. 4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. 5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. 6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. 7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 8. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. 11. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. 11.1. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. 12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Судом установлено, что в соответствии с Распоряжением Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода от 03.03.2010г. №... истец был принят на учет нуждающихся в жилом помещении как ... Великой Отечественной войны. Согласно удостоверению истец является ветераном - участником Великой Отечественной войны (удостоверение №... от 13.10.2010г.) В соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» он имеет право на льготы в соответствии с п.п.14 и 17 указанного Закона. Данное обстоятельство указано в удостоверении, выданном истцу. Доводы представителей ответчиков, что истец не обладает правами на льготы, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», суд не может принять во внимание, поскольку доказательств того, что ст. 14 ФЗ «О ветеранах» включена в удостоверение истца незаконно, в суд не представлено. Истец пользуется льготами, указанными в данной статье ФЗ, данное обстоятельство ответчиками не оспорено. Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода №... от 03.03.2010г. истец был принят на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма с 02.03.2010г. как ... Великой Отечественной войны. Кроме того, истец был включен в список граждан, имеющих право на получение единой денежной компенсации на приобретение жилья. Таким образом, нарушений прав истца со стороны Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода, не имеется. С учетом положений Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 ( в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010г.№ 30) «О мерах по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», Закона Нижегородской области № 68-З от 07.07.2006г. (в ред. от 04.02.22010г.) истец имеет право на получение единовременной социальной денежной выплаты на приобретение жилья и подлежит включению в сводный список указанных граждан. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством ( ст. 13 ФЗ «О ветеранах»). Меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 ФЗ «О ветеранах», которыми в соответствии с указанием в удостоверении пользуется истец, не предусмотрены ст. 17 ФЗ «О ветеранах». С учетом изложенного, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично, а именно, оснований для удовлетворения требований к Администрации Советского района г. Нижнего Новгорода не имеется, поскольку Администрация Советского района г.Нижнего Новгорода не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ также подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчиков Администрации г.Нижнего Новгорода, Министерства социальной политики Нижегородской области расходов на оказание услуг представителя в сумме 18000 рублей ( по 9000 рублей с каждого) с учетом степени участия представителя в подготовке искового заявления, участия в судебных заседаниях. Понесенные истцом расходы подтверждены материалами дела. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Оганесяна В.Г. удовлетворить частично. Обязать Администрацию г.Нижнего Новгорода, Министерство социальной политики Нижегородской области включить Оганесяна В.Г., (дата) г.р., в списки граждан, имеющих право на получение единовременной социальной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Взыскать с Администрации г.Нижнего Новгорода, Министерства социальной политики Нижегородской области в пользу Оганесяна В.Г. в возмещение судебных расходов на оказание услуг представителя по 9000 рублей с каждого. В удовлетворении исковых требований Оганесяна В.Г. к Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в срок 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через районный суд. Судья Т.Е.Афанасьева Решение в полном объеме изготовлено 22.02.2011г. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...