Дело № 2-756\2011 (дата) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., при секретаре Черновой М.А., с участием истицы Ширяевой Е.М., представителя ответчика Бишлетовой И.Н. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширяевой Е.М. к Муниципальному учреждению культуры «Ц.» Советского района о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Истица Ширяева Е.М. обратилась в суд с иском к ответчику МУК «Ц.» Советского района о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала следующее. Согласно трудового договора №... от 2 марта 2009 года она работала по 11 разряду по ЕТС, тарифная ставка 3872 рубля, 40% выслуга лет. С 1 апреля 2009 года - новая система оплаты труда, тарифная ставка - 3658 рублей, 10% степень самостоятельности, 30% - степень сложности, напряженности. После перехода на новую систему оплаты труда оклад стал ниже на 214 рублей. Не применен весь перечень стимулирующих выплат. Оплата труда доведена до минимальной - 5121 руб. С 18 мая 2010 года перевод на оплату труда: оклад 1829 руб., зарплата 2652 руб. в месяц. Не применен коэффициент 1,5 за высшее образование, отсутствует весь перечень стимулирующих выплат. По указанным основаниям истица просит взыскать компенсацию морального вреда, недоплаты за должностной оклад 3872 - 3658 руб., то есть 214 руб. х 21 мес. = 4494 рубля; коэффициент 1,5 за высшее образование, оклад повысится 1936 руб. х 21 мес. = 40.6546 руб.; вынужденный прогул 5121 х 2 = 10.242 руб.; применение коэффициента 1,9, а не 1, базовый оклад 4353, а не 3638 руб.; проценты за стаж работы, всего 55392 рубля. В судебном заседании истица Ширяева Е.М. свои требования поддержала. Представитель ответчика Бишлетова И.Н. (по доверенности) исковые требования не признала. Ответчиком предъявлены письменные возражения на иск, а также сделано заявление о пропуске срока на обращение в суд с данными требованиями, которые приобщены к материалам дела. Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему. Контитуция РФ (статья 37) предусматривает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В соответствии со ст.57 ТК РФ, регулирующей содержание трудового договора, в трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Судом установлено, что ответчик МУК Ц. Советского района согласно его Устава - муниципальное учреждение культуры, учредителем которого является Администрация г.Нижнего Новгорода. Истица работала у ответчика в должности ... с 02 марта 2009 года по 20 октября 2010 года на основании трудового договора от 02 марта 2009 года №... и приказа о приеме на работу от 02 марта 2009 года №.... Истица была принята на указанную должность с окладом согласно приказу и штатному расписанию на 2009 год, утвержденному приказом по учреждению от 31 января 2009 года №..., в размере 3872 рубля, и установлением стимулирующей надбавки за стаж в размере 40% от должностного оклада согласно Положению о системе материального стимулирования работников МУК «Ц.» Советского района от 14 июля 2007 г. Также была установлена 40-часовая рабочая неделя, график работы - ежедневно с 10 ч. до 18 ч. С 1 апреля 2009 года произошел переход на новую систему оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры г.Нижнего Новгорода. Согласно дополнительному соглашению №... к трудовому договору от 02 марта 2009 г. №... и приказу №... от 12 мая 2009 г. Ширяевой Е.М. установлен должностной оклад в размере 5121,20 рубль. Пункт 4 Постановления главы администрации г.Нижнего Новгорода от 14 октября 2008 года № 4744 «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры города Нижнего Новгорода» предусматривает, что заработная плата работников муниципальных бюджетных учреждений культуры города Нижнего Новгорода (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения ими работ той же квалификации. Заработная плата истицы до 01 апреля 2009 г. без стимулирующих выплат и премий составляла 3872 рубля. После 01 апреля 2009 г. заработная плата истицы без стимулирующих выплат и премий составила 5121,2 рубль, что подтверждается соответствующими расчетами ответчика. Истица утверждает, что данный размер оплаты труда (5121,2 руб.) является минимальным. Однако, данные доводы истицы являются несостоятельными. В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2009 года размер минимальной оплаты труда (МРОТ) в РФ составляет 4330 рублей. 25 декабря 2008 г. в соответствии с решением Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений руководителям организаций Нижегородской области было рекомендовано обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), на уровне не ниже 4330 рублей в месяц с 1 января 2009 года. В соответствии с абз.7 ст.133 ТК РФ недопустимо установления работнику заработной платы ниже принятого, в соответствии с федеральным законом, соответствующим региональным соглашением, минимального размера оплаты труда. Таким образом, заработная плата истицы с 1 апреля 2009 года в размере 5121,2руб. была выше принятого минимального размера оплаты труда. Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст.129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (ч.2 ст.129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ). В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно указанной норме тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст.133.1 ТК РФ). С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Должностной оклад работника МУК «Ц.» Советского района согласно Положению об оплате труда МУК «Ц.» Советского района с 01 апреля 2009 г. складывается из минимального оклада и персональных повышающих надбавок. Должность инженера по охране труда относится к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» 1 квалификационного уровня согласно Приказу Минзравсоцразвития России № 247н от 29 мая 2008 г. «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих». Согласно Постановлению Главы администрации г.Нижнего Новгорода от 14 октября 2008 г. № 4743 «О минимальных размерах окладов (минимальных размерах должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, минимальных размерах ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода» профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» установлен размер минимального оклада (минимального размера должностного оклада) 3658 рублей. Согласно Постановлению Главы администрации г.Нижнего Новгорода от 31 октября 2008 г. № 5205 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры города Нижнего Новгорода» профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» 1 квалификационного уровня установлен минимальный оклад 3658 рублей и повышающий коэффициент по должности 1,0. (Приложение № 1 к Положению об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры г.Нижнего Новгорода «О порядке формирования должностных окладов, ставок заработной платы работников учреждений культуры», п.4.4.). До 01 апреля 2009 года работникам МУК «Ц.» устанавливались следующие стимулирующие надбавки за общий стаж работы: от 3 лет до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 20%, от 10 до 15 лет - 30%, свыше 15 лет - 40 % согласно Положению о системе материального стимулирования работников МУК «Ц.» Советского района от 14 июля 2007 года. С 01 апреля 2009 года после перехода на новую систему оплаты труда работникам учреждения культуры предусматриваются следующие надбавки за выслугу лет: при выслуге от 1 до 5 лет - 5%; при выслуге от 5 до 10 лет - 10%; при выслуге свыше 10 лет - 15%. Повышающая надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждения в зависимости от общего стажа работы в данном учреждении и рассчитывается, исходя из минимального оклада по профессиональной квалификационной группе согласно Постановлению Главы администрации г.Нижнего Новгорода от 31.10.2008 № 5205 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры города Нижнего Новгорода», Положению об оплате труда работников МУК «Ц.» от 01 апреля 2009 года. Со 02 марта 2010 года, при достижении годового стажа работы в МУК «Ц.» Советского района, Ширяевой Е.М. была установлена надбавка за выслугу лет в размере 5% от минимального оклада приказом от 01 марта 2010 г. №... Также судом было установлено, что приказом №... от 18 марта 2010 года работодателем в целях оптимизации рабочего процесса, уменьшения объема работы по должности истицы и необходимости введения должности главного библиотекаря с обязанностью системного администратора в пределах штатной численности работников и фонда оплаты труда было принято решение о реорганизации единицы ..., занимаемой истицей, в 0,5 ставки должности главного библиотекаря с обязанностью системного администратора и 0,5 ставки инженера по охране труда. 18 марта 2010 г. Ширяевой Е.М. было направлено уведомление об изменениях условий трудового договора. С указанным уведомлением истица была ознакомлена под роспись. 17 мая 2010 г. был издан приказ №... и было заключено дополнительное соглашение №... к трудовому договору, согласно которому Ширяевой Е.М. с 18 мая 2010 г. была установлена неполная рабочая неделя (20 часов) с рабочими днями: понедельник - с 9 до 17 часов, среда - с 9 до 17 часов, пятница - с 9 до 13 часов, оплата труда производилась пропорционально отработанному времени (2652,05 руб.). Дополнительное соглашение истицей подписано 17 мая 2010 г., с приказом она ознакомлена под роспись также 17 мая 2010 г. Согласно Положению об оплате труда работников МУК «Ц.» с 01 апреля 2009 г. работникам устанавливается повышающая надбавка за высокое профессиональное мастерство: 25% от минимального оклада по должности за наличие профильного высшего образования. По утверждению истицы, она имела право на надбавку в связи с наличием у нее высшего образования, необходимого для работы по должности .... Однако данное утверждение истицы не основано на действующем законодательстве. Профильное образование - это узкая направленность в высшем образовании. В данном случае, для того чтобы применить к работнику данную надбавку, он должен иметь образование специалиста по охране труда. Таких специалистов готовит НГТУ им.Алексеева (г.Нижний Новгород), специальность 73.280102 «Безопасность технологических процессов и производств», кафедра инженерной экологии и охраны труда в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) со специализацией в транспортной технике; в Российском государственном социальном институте (РГСУ) универсальная подготовка инженера по охране труда без специализаций. Истица имеет высшее образование, полученное в НГАСА по специальности «промышленное гражданское строительство», что следует из пояснений сторон. Данное образование не является профильным для должности инженера по охране труда. Следовательно, правовых оснований для получения истицей надбавки за профильное образование по занимаемой должности не имеется. Также судом установлено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику в соответствии с Положением о системе материального стимулирования работников МУК «Ц.» Советского района от 01 апреля 2009 г. Выплаты устанавливаются приказом директора при наличии оснований. Стимулирующие надбавки включают в себя, в том числе, надбавку за интенсивность и высокие результаты работы и надбавку за качество выполняемых работ. Однако, приказа в отношении истицы об установлении оснований для данной надбавки, работодателем издано не было. Доводы истицы о том, что объем выполняемой работы, ее важность и сложность, требуют установления данной надбавки и необоснованно была произведена реорганизация единица должности ... в 0,5 ставки суд не может принять во внимание, т.к. вопрос проведения указанной реорганизации является исключительно правом работодателя исходя из конкретных условий и задач, обеспечения выполнения уставных функций работы учреждения, а доказательств нормирования нагрузки по должности ... в МУК «Ц.» и не соответствия соотношения данной нагрузки с должностной ставкой, не представлено. В этой части исковые требования также являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Из представленных доказательств по делу следует, что начисление заработной платы истице было произведено ответчиком в соответствии с условиями трудового договора, Положением об оплате труда и другими нормативными актами, регулирующими размер оплаты труда для работников муниципального учреждения культуры, указанными выше, данная заработная плата выплачена в полном объеме и в срок, задолженности не имеется, что также по делу не оспаривалось. Также являются необоснованными требования истицы об оплате вынужденного прогула с 20 октября 2010 года. Судом в данной части установлено, что такого прогула не было. Истица была уволена 20 октября 2010 года приказом об увольнении от №... за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязательств, п.5 ст.81 ТК РФ. Истица оспаривала данное увольнение в суде. Решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от (дата) по делу №... в удовлетворении исковых требований Ширяевой Е.М. к МУК «Ц.» Советского района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда было отказано за пропуском срока обращения в суд. Таким образом, трудовые отношения сторон прекращены 20 октября 2010 года. В соответствии со ст.392 ч.1 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Ответчик заявляет о пропуске истицей трехмесячного срока на обращение в суд с данными требованиями. Суд находит, что по данному делу истицей пропущен срок на обращение в суд с данными исковыми требованиями, поскольку предметом заявленного спора является размер заработной платы истицы, измененной в связи с введением новой системы оплаты труда с 1 апреля 2009 года и изменения условий трудового договора с 18 мая 2010 года. Об указанных обстоятельствах истица была извещена ответчиком под роспись своевременно с заключением соответствующих дополнительных соглашений к трудовому договору. Таким образом, срок давности на обращение в суд по спору о размере заработной платы истицы, измененной в связи с введением новой системы оплаты труда с 1 апреля 2009 года, истек 1 июля 2009 года, а по спору об изменения условий трудового договора с 18 мая 2010 года - истек 18 августа 2010 года. В пределах срока, установленного ст.392 ч.1 ТК РФ, истица с соответствующими требованиями в суд не обращалась. При данных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению и в связи с пропуском срока на обращение в суд с данными требованиями. Поскольку судом не установлено фактов нарушения трудовых прав истицы при начислении ей заработной платы согласно заявленным исковым требованиям, то отсутствуют основания и для компенсации морального вреда в соответствии со ст.237 ТК РФ. При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш ИЛ: В удовлетворении исковых требований Ширяевой Е.М. к Муниципальному учреждению культуры «Ц.» Советского района о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в срок 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационных жалоб через районный суд. Судья Т.А.Кузина Решение принято в окончательной форме 28 марта 2011 года.