Дело № 2-1667/2012 (дата) Советский районный суд города Нижнего Новгорода В составе судьи Толмачевой С.С., при секретаре Бураковой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грицкевича В.А., Грицкевич Е.И., Грицкевича А.В., Грицкевич А.В. к Администрации Советского района города Нижнего Новгорода о признании распоряжения незаконным, признании нуждающимися в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Истцы Грицкевич В.А., Грицкевич Е.И., Грицкевич А.В. и Грицкевич А.В. обратились в суд с иском к Администрации Советского района г.Н.Новгорода указывая следующее: Семья Грицкевич состоит из 4 человек: ... - Грицкевич В.А., ... - Грицкевич Е.И., ... - Грицкевич А.В. (дата) г.р. и ... - Грицкевич А.В. (дата) г.р. В период с 12 июля 1994 г. по 06 ноября 2004 г. Грицкевич В.А. проходил службу в войсковой части №.... На основании протокола №... от 11 октября 1994 года заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части №... семья Грицкевич составом 4 человека была включена в список нуждающихся в получении жилой площади с 14.08.1994 г. на общих основаниях. Истов, как и многих других военнослужащих и членов их семей, проходивших службу в войсковой части №..., поставили на регистрационный учет по адресу войсковой части №... - ... В ноябре 2003 г. Грицкевич В.А. был переведен в 46 бригаду ... военного округа в ..., где и продолжал проходить службу в городе ... до 06.09.2004 г. 06.11.2004 г. Грицкевич В.А. был уволен с военной службы в запас в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы. С 01.02.2005 г. и по настоящее время Грицкевич В.А. проходит службу в ФКУ Управление по конвоированию (ФКУ УК ГУФСИН России по Нижегородской области). Однако ни за период прохождения службы, ни после, Грицкевич В.А., а также другие члены семьи Грицкевич не были обеспечены жилой площадью. Все это время семья Грицкевич живет по договору аренды на съемной жилой площади по адресу: ..., нести бремя расходов по оплате за наем (аренду) жилого помещения (части дома) его собственнику. Никто из членов семьи Грицкевич не имеет жилого помещения для постоянного проживания, не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, также не является собственником жилых помещений и членом семьи собственника жилого помещения. Таким образом, истцы считают, что в соответствии со ст.51 ЖК РФ по всем положениям они относятся к категории нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а орган местного самоуправления обязан семью Грицкевич поставить на соответствующий учет. Согласно ст.51 ЖК РФ, а также ст.3 Закона Нижегородской области «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма» от 16 ноября 2005 года № 179-3: «1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам 02.02.2012 г. истцы обратились в адрес ответчика - администрацию Советского района г. Н.Новгорода (Отдел по учету и распределения жилья) с заявлением по вопросу постановки семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако 15.02.2012 г., по почте истцы получили ответ от 13.02.2012 г. №... от ответчика, согласно которого распоряжением администрации Советского района от 09.02.2012 г. №... в постановке на данный учет истцам отказано по двум основаниям. Так, в частности, в данном ответе со ссылкой на п.1 ч.1 ст-.54 ЖК РФ и ч.4 ст.5, ст. 8 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года N 179-3 нам было указано, что заявители не признаны в установленном законом порядке малоимущими, а также, что заявителями был предоставлен комплект документов к заявлению не в полном объеме. Истцы считают, что указанное распоряжение ответчика нарушает их жилищные права и является незаконным. Согласно п. 1 ч. 1, ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года за № 179-3, отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 3 статьи 5 настоящего Закона документы, где среди прочих предусмотрены, документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи); документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества. Из буквального толкования указанных норм следует, что гражданину можно отказать в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, если им не представлены соответствующие документы. Указанная норма не является императивной, однако и варианты исключении законом не определены. Вместе с тем, Всеобщая декларация прав человека установила: "Каждый человек имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом" (ст. 8). С этой нормой международного права перекликается ст. 46 Конституции: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Это означает признание в России верховенства судебной власти в системе государственной защиты прав граждан, подтверждение того, что предназначение судебной власти - защита прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности прав каждого на жилище, признаваемых международным сообществом в качестве элемента права на достойный уровень жизни, стабильность и гарантированность прав и свобод граждан, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства. Истцы считают, что указанные в Законе документы в полном объеме были приложены к заявлению в адрес ответчика. На основании изложенного истцы просят суд: 1. Признать распоряжение Администрации Советского района г. 2. Признать истцов - Грицкевич В.А., Грицкевич Е.И., Грицкевич А.В. и Грицкевич А.В. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 3. Поставить истцов на учет, осуществляемый отделом по учету и распределению жилья администрации Советского района г. Н.Новгорода, в В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Представитель истцов Грицкевич В.А. и Грицкевич А.В. (по доверенностям) Пузанов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель администрации Советского района г.Н.Новгорода (по доверенности) Сошкина А.В. исковые требования не признала и пояснила следующее: Распоряжением администрации Советского района от 09 февраля 2012 г. №... в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истцам Грицкевич отказано в соответствии с п.1 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ и ч.4 ст.5, ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-З «О порядке ведения органом местного самоуправления городских округов и поселения Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В соответствии с п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего кодекса документы: с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Законом области от 16.11.2005 г. № 179-З «О порядке ведения органом местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определен порядок принятия граждан на учет. В соответствии с ч.4 ст.5 Закона области № 179-З от 16.11.2005 г. граждане должны предоставить соответствующие документы, в том числе и решение о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Представители третьего лица войсковой части №... (по доверенностям) Муравьев М.И., Калинин С.В. поддержали исковые требования Грицкевич. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, приходит к следующему. Из пояснений сторон, материалов дела, судом установлено, что истец Грицкевич В.А. в период с июня 1994 года по октябрь 2003 года проходил службу в войсковой части №.... Протоколом №... от 11 октября 1994 года заседания жилищно-бытовой комиссии восковой части №... Грицкевич В.А. с составом семьи 4 человека был включен в списки нуждающихся в получении жилой площади с 14.08.1994 г. на общих основаниях. Состав семьи: ... Грицкевич Е.И., ... Грицкевич А.В., (дата) года рождения, ... Грицкевич А.В., (дата) года рождения. Как следует из материалов дела и пояснений истца, за период прохождения службы в восковой части №... Грицкевич В.А. по линии войск и МВД РФ жилой площадью не обеспечивался. С ноября 2003 года Грицкевич В.А. проходил службу в войсковой части №... внутренних войск МВД России и был уволен с военной службы в запас и исключен из списков личного состава части Приказом №... от 06.09.2004 г. по строевой части по подп. «б» п.1 ст.51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы. На момент увольнения выслуга истца составляла в календарном исчислении - 12 лет 04 месяца 21 день, в льготном исчислении - 14 лет 4 месяца. При увольнении в запас Грицкевич В.А. жилым помещением (или сертификатом на получение жилого помещения) обеспечен не был. С 01 февраля 2005 года и по настоящее время истец Грицкевич В.А. проходит службу в ФКУ «Управление по конвоированию ГУФСИН России по Нижегородской области». ФКУ «Управление по конвоированию ГУФСИН России по Нижегородской области», Грицкевичу В.А. было отказано в постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.3 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации. 02.02.2012 г. истцы обратились в адрес ответчика - администрацию Советского района г. Н.Новгорода (Отдел по учету и распределения жилья) с заявлением по вопросу постановки семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако 15.02.2012 г., по почте истцы получили ответ от 13.02.2012 г. №... от ответчика, согласно которого распоряжением администрации Советского района от 09.02.2012 г. №... в постановке на данный учет истцам отказано со ссылкой на п.1 ч.1 ст-.54 ЖК РФ и ч.4 ст.5, ст. 8 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года N 179-3. Истцы не согласны с указанным решением, считают его незаконным и необоснованным. Вместе с тем, как следует из материалов дела, на дату обращения Грицкевич с указанным заявлением действовал Жилищный Кодекс Российской Федерации, введенный в действие Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - с 01.03.2005 г. В соответствии с положениями ст.6 указанного Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 г. № 1549-О-П, положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Однако материалами дела установлено, что на 01 марта 2005 года истец Грицкевич В.А. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоял, и 02.02.2012 г. впервые обратился в полномочный орган местного самоуправления о принятии на учет для предоставления жилья по договору социального найма. В соответствии с требованиями ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно п.3 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего кодекса документы: с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Законом области от 16.11.2005 г. № 179-З «О порядке ведения органом местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определен порядок принятия граждан на учет. В соответствии с ч.4 ст.5 Закона области № 179-З от 16.11.2005 г. граждане должны предоставить соответствующие документы, в том числе и решение о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Соответствующего решения о признании заявителей малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеется. Администрацией Советского района г.Н.Новгорода в отсутствии указанного решения о признании заявителей малоимущими принято решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ч.4 ст.5, п.1 ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В числе документов, представленных Грицкевич в администрацию Советского района г.Н.Новгорода, соответствующего решения о признании заявителей малоимущими не представлялось. Не представлено соответствующего решения, либо сведений о наличии оснований для признания заявителей малоимущими и в материалы настоящего дела. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания распоряжения Администрации Советского района г.Н.Новгорода от 09.02.2012 г. №... незаконным. Нет оснований для удовлетворения исковых требований о признании истцов нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; постановке на учет, осуществляемый отделом по учету и распределению жилья администрации Советского района г.Н.Новгорода в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Доводы представителя истца о том, что истец Грицкевич А.В. состоял в очереди на получение жилья с 11 октября 1994 года, в связи с чем ответчик Администрация Советского района г.Н.Новгорода была обязана поставить его на очередь являются необоснованными. Грицкевич В.А. действительно с указанной даты состоял на очереди в войсковой части №.... Однако в связи с увольнением с воинской службы в запас, при этом учитывая, что основанием увольнения не являлись - достижение предельного возраста пребывания на военной службе, состояние здоровья или организационно-штатные мероприятия при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, он в соответствии с действующим законодательством при исключении из списков части был соответственно исключен и из списков очереди лиц нуждающихся в жилых помещениях, без предоставления жилого помещения. В ФКУ «УК ГУФСИН России по Нижегородской области», а затем в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в жилых помещениях Грицкевич В.А. до 01 марта 2005 года не обращался, что представителем истца в судебном заседании не оспаривалось. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Грицкевича В.А., Грицкевич Е.И., Грицкевича А.В., Грицкевич А.В. к Администрации Советского района г.Н.Новгорода являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Грицкевича В.А., Грицкевич Е.В., Грицкевича А.В., Грицкевич А.В. к Администрации Советского района г.Н.Новгорода о признании нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и признании распоряжения Администрации Советского района г.Н.Новгорода от 09.02.2012 г. №... незаконным - отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок через Советский районный суд города Нижнего Новгорода. Судья: Толмачева С.С.
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей
площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
жилых помещений требованиям;
социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире,
занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной,
страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой
совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими
иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или
принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих
заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Н.Новгорода от 09.02.2012 г. №... незаконным.
качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору
социального найма.