Дело № 2- 2615/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дата) Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе
судьи Афанасьевой Т.Е., при секретаре Герасимовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вербина С.Ю. к Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, Министерству образования Нижегородской области о взыскании пособия,
УСТАНОВИЛ:
Вербин С.Ю. обратился в суд с иском к ответчику Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о взыскании пособия, причитающемуся ему, как ребенку-сироте, при окончании профессионального училища №.... После окончании данного училища, находящегося в ведении указанного ответчика, ему не было выплачено пособие в сумме 34000 рублей.
В ходе судебного рассмотрения в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство образования Нижегородской области.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. Представитель ГУФСИН России по Нижегородской области (по доверенности) Зайцев А.В. с заявленными требованиями не согласен. Суду пояснил, что ГУФСИН России по Нижегородской области финансируется из федерального бюджета. В лимитах бюджетных обязательств отсутствует статья расходов на выплату пособий осужденным, обучающимся в профессиональных училищах. В настоящее время законодательством не предусмотрен порядок выплаты пособий осужденным, обучающимся в профессиональных училищах.
Представитель Министерства образования Нижегородской области просит рассмотреть дело в их отсутствие, с заявленными требованиями не согласны. В обоснование возражений ссылаются на ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №...» не находится в ведении Министерства образования Нижегородской области, а является федеральным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования ФСИН России.
Исковые требования Вербина С.Ю. к ГУФСИН России по Нижегородской области полагают обоснованными.
Представитель ПУ №... ГУФСИН России по НО (третье лицо) в судебное заседание не явился, надлежащим образом о дне заседания уведомлен, что подтверждается почтовым уведомлением. С учетом мнения участвующих в деле лиц, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ).
В соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ является частью системы российского законодательства. Система законодательства включает в себя:
- законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ;
- правовые акты органов местного самоуправления;
- нормы международного права.
Гарантии прав детей, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма ст. 7 Конституции РФ провозглашает РФ социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Права каждого человека независимо от его возраста и иных присущих ему качеств являются равными. Таким образом, дети уравнены в своих правах со взрослыми.
Реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Это значит, что на уровне субъектов РФ разрабатываются конкретные механизмы реализации социальных гарантий в отношении детей, выделяются средства из бюджета субъекта РФ на обеспечение таких государственных гарантий, а также субсидии из федерального бюджета.
К федеральным государственным образовательным учреждениям относятся:
- образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты, санаторные школы-интернаты);
- учреждения социального обслуживания населения (детские дома, интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка);
- другие подобные учреждения.
Государство за счет собственных средств полностью обеспечивает содержание детей, находящихся в перечисленных выше учреждениях, в т.ч. обеспечивает их питанием, одеждой и обувью, книгами и игрушками, дает им воспитание и образование.
Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на предоставление жилья, на получение достойного уровня образования, на профориентацию и подбор работы обеспечиваются на основе Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 21 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей производится из источников поступления денежных средств для реализации государственной политики в интересах детей:
- федеральный бюджет;
- внебюджетные источники;
- бюджеты субъектов РФ.
В Программе антикризисных мер на 2009 г., принятой Правительством РФ, указано, что, несмотря на финансовый кризис, "публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме". Это означает, что государство не допустит снижения объемов финансирования социальных проектов по защите населения, по оказанию медицинских услуг, по обеспечению лекарственными средствами, по обеспечению занятости, а также иных социальных проектов, которые непосредственно затрагивают интересы детей.
Обеспечение социальных гарантий детям относится к предметам совместного ведения. Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения. Таким образом, за счет средств субъектов РФ обеспечиваются гарантии, которые названы в федеральном законодательстве, а также в законодательстве отдельных субъектов РФ.
За счет средств региональных бюджетов осуществляется решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ").
До 1 января 2012 года в случаях, предусмотренных нормативными актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, правовыми актами местной администрации муниципального образования, положения, установленные данным документом применительно к получателю бюджетных средств, распространяются на правоотношения, возникающие при осуществлении мероприятий, предусмотренных указанными нормативными и правовыми актами, соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями.
Статья 161"Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривает особенности правового положения бюджетных учреждений:
1. Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
3. В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Как определено в ст. 6 Кодекса, бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (об автономном учреждении см. комментарий к ст. 41 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через открытые в установленном порядке лицевые счета. Как установлено в ст. 220.1 Кодекса, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
В соответствии с п. 2 указанной статьи заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, возможны только в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно ст. 6 Кодекса, лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). В качестве общего правила исполнения бюджета по расходам в п. 3 ст. 219 Кодекса установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
2. Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.
В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения.
Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (ст. 221, "Бюджетный кодекс Российской Федерации").
Закон Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в учреждениях профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти и муниципальных образований Нижегородской области, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данных образовательных учреждениях, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений и государственных учреждений профессионального образования) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в этих учреждениях на полном государственном обеспечении, при выпуске обеспечиваются этими образовательными учреждениями одеждой и обувью по сезону согласно перечню, утвержденному Правительством Нижегородской области, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 200 рублей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся выпускниками учреждений профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти и муниципальных образований Нижегородской области, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, при выпуске из образовательных учреждений обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений единовременной денежной компенсацией для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря - в размере 25000 рублей.
При представлении документа о невозможности по медицинским показаниям продолжения обучения в учреждениях профессионального образования выпускники государственных и муниципальных образовательных учреждений (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении в данных учреждениях, обеспечиваются единовременной денежной компенсацией в размере 25000 рублей за счет средств указанных учреждений для приобретения одежды, обуви и мягкого инвентаря.
Размер единовременной денежной компенсации индексируется на коэффициент, устанавливаемый Правительством Нижегородской области с учетом индекса роста потребительских цен, по состоянию на 1 января ежегодно (действие данного абзаца приостановлено до 31.12.2010г.).
Судом установлено, что Профессиональное училище №... является федеральным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования ФСИН России (распоряжение Правительства РФ от 24.02.2009г. № 220-р). Истец является лицом, которое относится к детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, окончившим указанное Федеральное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования ФСИН России. Суд полагает, что в пользу истца подлежит взысканию указанное пособие. Суд полагает возможным обязать выплатить истцу указанное пособие ГУФСИН России по Нижегородской области как распорядителя бюджетных средств, поскольку в суд не представлено доказательств того, что в бюджетной смете бюджетного учреждения ПУ №... содержались показатели доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения для выплаты указанного пособия.
Исковые требования истца к Министерству образования Нижегородской области не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вербина С.Ю. к Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о взыскании пособия удовлетворить.
Обязать Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области как главного распорядителя бюджетных средств для федерального бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище №... выплатить Вербину С.Ю. денежную компенсацию за счет средств федерального государственного образовательного учреждения в размере 34000 рублей.
В остальной части иска отказать.
От судебных расходов в госдоход Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области освободить.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через райсуд в 10 дней.
Судья Т.Е.Афанасьева