Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ.



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Нижний Новгород (дата)

Федеральный судья Советского районного суда г.Нижнего Новгорода Синайко Е.А.,

С участием старшего дознавателя Отдела государственного пожарного надзора по Советскому району г. Н. Новгорода Шигина Д.А.

Законных представителей ОАО «В.» Шкадовой Е.Н. и Журавлева Д.Б.,

При секретаре Наумовой Т.В.,

Рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ в отношении

Открытого акционерного общества «В.», свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии №..., №..., выданное ..., расположенного по адресу: ...,

У С Т А Н О В И Л:

ОГПН по г.Н. Новгорода ГУ МЧС России направило по подведомственности административное дело в отношении ОАО «В.» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ и применении административного наказания в виде приостановления административной деятельности, поскольку при проведении внеплановых мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством, проводимых в период с 22.11.10 по 01.12.10 года в соответствии с распоряжением заместителя главного государственного инспектора г. Н. Новгорода по пожарному надзору №... от 19.11.10 года установлено, что ОАО «В.» в здании, расположенном в ..., нарушило требования Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03 а именно:

1. Допущено использование первичных средств пожаротушения (огнетушители ОХП-10), с истекшим сроком годности, помещения не в полном объеме укомплектованы первичными средствами пожаротушения п. 108, прил. 3 ППБ 01-03.

2. Отсутствует естественное освещение путей эвакуации (коридоров), не предусмотрены мероприятия по дымоудалению (п. 4.3). Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП1-01-97*, п.8..2 Строительные нормы и правила «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (СНиП 41-01-03).

Отсутствие естественного освещения эвакуационных путей и мероприятий по дымоудалению создает условия для накопления опасных продуктов сгорания в объеме эвакуационного пути и слабой видимости при эвакуации, что приведет к ограничению скорости движения потока эвакуирующихся и как следствие к травмированию и гибели людей.

3. Отсутствует второй ввод внутреннего противопожарного водопровода п.9.1 Строительные нормы и правила «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85*). Не обеспечено исправное состояние пожарных насосов (п.93ППБ-01-03). Электродвигатели пожарных насосов не обеспечены бесперебойным питанием (п. 89 ППБ-01-03). Не обеспечено включение насосов-повысителей с кнопок дистанционного пуска, установленных в шкафах внутренних пожарных кранов (п. 92 ППБ-01-03, п. 12.22 СНиП 2.04.01-85*).

Недостаточность обеспечения водой здания для целей пожаротушения, а также неисправность систем обеспечения создает ограничение возможностей в организации грамотной тактики тушения пожара с применением имеющихся систем внутреннего противопожарного водопровода, что приведет к травмированию и гибели людей.

4. На окнах помещений 2-го этажа, кафе на 1-ом этаже установлены «глухие» металлические решетки (п. 40 ППБ-01-03).

Установка средств ограничения доступа («глухих» металлических решеток) создает препятствия для использования оконных проемов в качестве аварийных выходов, что создает угрозу жизни и здоровью людей при невозможности использования основных эвакуационных выходов.

5. Не выполнен замер сопротивления изоляции электропроводки (п. 57 ППБ-01-03). На вводе электросети и на розеточных группах отсутствуют устройства защитного отключения (УЗО) (п. 57 ППБ-01-03; гл.7ПУЭ2002). Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складских помещений не вынесены за пределы складского помещения (п. 507 ППБ-01-03).

Отсутствие регламентного контроля за состоянием систем электроснабжения, а также не применение специализированных устройств или установка их в объеме пожароопасных помещений создают риск возникновения пожара по электротехнической причине, что приведет к созданию угрозы жизни и здоровью людей.

6. Допущено размещение воздушных линий электропередачи и рядовая посадку деревьев (п. 2* прил.1 Строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СНиП 2.07.01-89*).

Отсутствие возможности доступа пожарных подразделений во все помещения здания ограничивает возможные варианты спасения людей в случае возникновения пожара, что создает угрозу жизни и здоровью.

7. Дверям технических, складских, подвальных и других пожароопасных помещений не обеспечен нормированный предел огнестойкости (п.5.14*СНиП21-01-97*). В помещении гаража и бойлерной в местах пересечения противопожарных стен
различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими не горючими
материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости дымогазонепроницаемости, п. 37 ППБ 01-03. При пересечении воздуховодами противопожарных преград не предусмотрена установка огнезадерживающих клапанов (п. 7.11.1 СНиП 41-01-2003).

Невыполнение данного комплекса мероприятий позволит продуктам сгорания и лучистой энергии пламени распространяться на эвакуационные пути и в смежные помещения, что приведет к угрозе жизни и здоровью людей.

8. В каждом отсеке подвального этажа не выполнено не менее двух люков или окон шириной 0,9 м и высотой 1,2 м. (п. 1.12 СНиП 2.08.02-89*).

Отсутствие окон для удаления дыма из объема подвального помещения будет способствовать накоплению продуктов сгорания в подвале и, как следствие, нагреванию несущих конструкций здания, а также распространению пожара на первый этаж и задымлению основных эвакуационных путей, что приведет к гибели людей.

9. По периметру кровли здания не выполнено ограждение (п. 8.11 СНиП 21-01-97*).

Невыполнение данного мероприятия создает угрозу жизни и здоровью личного состава подразделений участвующих в тушении пожара.

10. Отделка стен (левое крыло 2-го этажа) выполнена горючими материалами (п.53 ППБ 01-03).

В случае применения на путях эвакуации горючих материалов создается дополнительная возможность распространения продуктов сгорания и пламени непосредственно по эвакуационному пути, что приведет к гибели людей.

11. Вестибюль 1-го этажа не отделен от общего коридора (левое крыло) перегородкой, (п.6.94 СНиП 21-01-97*).

Наличие горючей отделки на путях эвакуации способствует быстрому распространению огня в случае пожара, что уменьшает время, необходимое для эвакуации людей. При этом выделяются опасные для жизни и здоровья продукты горения (дым, токсичные вещества).

12. Отсутствует обособленный выход из подвала, имеющийся выход совмещен с общей лестничной клеткой (п. 6.9 СНиП 21-01-97*).

Невыполнение данного мероприятия будет способствовать распространению продуктов сгорания непосредственно в фойе здания, отрезая тем самым все основные эвакуационные пути, что приведет к гибели и травмированию людей.

13. Каркас подвесного потолка в коридоре 1-го этажа выполнен из горючего материала (п. 7.8 СНиП 21-01-97*).

Невыполнение данного мероприятия приведет к возможности скрытого распространения пожара и продуктов сгорания в межпотолочном пространстве, что создает угрозу жизни и здоровью людей при эвакуации.

14. Помещение охраны (пожарного поста) в вестибюле 1-го этажа выполнено из горючих материалов (п.5.14 СНиП 21-01-97*).

Размещение помещений выполненных из сгораемых материалов в объеме центрального фойе является дополнительным источником пожарной нагрузки, что создает угрозу жизни и здоровью людей.

15. Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей в правом крыле здания не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм, п. 8.9 СНиП 21-01-97*.

Наличие данного нарушения создает препятствия в применении основных средств тушения пожара (пожарных рукавов), что создает угрозу жизни и здоровья людей.

16. На третьем этаже в конце коридора установлены дополнительные двери, препятствующие свободной эвакуации людей, п. 40,53 ППБ 01-03. Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания, п. 6.17 СНиП 21-01-97*. В лестничных клетках не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц, п. 6.32* СНиП 21-01-97*. На путях эвакуации установлены вращающиеся турникеты, п. 53 ППБ 01-03. Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9м, п.6.16 СНиП21-01-97*.
Невыполнение данного комплекса мероприятий приведет к созданию дополнительных препятствий при движении потока эвакуирующихся и образованию заторов, что увеличит время эвакуации и создаст угрозу жизни и здоровью людей.

17. Двери эвакуационных выходов из поэтажных выходов должны быть глухими или с армированным стеклом, п. 6.18* СНиП 21-01-97*.

Наличие обычного стекла, применяемого в качестве светопрозрачного заполнения дверей, будет способствовать быстрому распространению продуктов сгорания в объем основной лестничной клетки, что приведет к созданию угрозы жизни и здоровью людей.

18. Нарушен нормируемый предел огнестойкости (REI 90) ограждающей конструкции лестничной клетки; п. 5.18* СНиП 21-01-97*. Расстояние по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах, административного здания от пристроенного здания кафе менее 4 м., п. 4.1.9 МДС 21-1.98.

Невыполнение данных мероприятий будет способствовать распространению пожара в смежное здание, что приведет к угрозе жизни и здоровью людей.

19. На стенах здания отсутствуют указатели пожарных гидрантов, п. 90 ППБ 01-03.

Отсутствие указателей увеличит время, затрачиваемое личным составом подразделений пожарной охраны на поиск и установку техники на водоисточник, что увеличит время на организацию тушения пожара и создаст угрозу жизни и здоровья людей.

20. Из помещения насосной отсутствует отдельный выход наружу, п. 12.4 СНиП 2.04.01-85*.

Данное нарушение приведет к ограничению доступа в помещение управления коммуникациями, обеспечивающими подачу огнетушащих средств на тушение пожара в случае возникновения пожара, что приведет к созданию угрозы жизни и здоровью людей.

Представитель ГУ МЧС России по Нижегородской области Шигин Д.А. в судебном заседании поддержал выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил заключение специалиста №... от 01.12.10 года о нарушении требований пожарной безопасности, установленные нормами и правилами, представляющую угрозу жизни и здоровью людей, допущенные юридическим лицом при эксплуатации здания, расположенного в ... Просит привлечь юридическое лицо к административной ответственности. Несоблюдение требований пожарной безопасности, установленных правил пожарной безопасности при эксплуатации указанного помещения, в случае возникновения пожара может привести к физическому вреду, влекущему за собой гибель (смерть) людей, увечье и иное повреждение здоровья, постоянную или временную утрату трудоспособности. Пояснил, что в ходе рассмотрения дела юридическим лицом устранено нарушение, изложенное в п. 1.

Законные представители ОАО «В.», признавая допущенные нарушения, категорически возражали против применения наказания в виде приостановления административной деятельности. Пояснили, что ОАО "В." является собственником помещений подвального, 1 и 2 этажей указанного здания. В настоящее время организация не располагает финансовыми средствами для устранения выявленных нарушений. Кроме того, устранение ряда нарушений требует реконструкции здания, следовательно, значительных материальных вложений.

Выслушав объяснения представителя ОГПН, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.20.4 ч.1 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.3.12 ч.1 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Под угрозой жизни или здоровью людей понимается, в том числе, и несоблюдение требований пожарной безопасности, строительных норм и правил, а также эксплуатации зданий и сооружений, осуществление определенных видов деятельности, влекущее за собой смерть, увечье либо иное повреждение здоровья, постоянную или временную утрату трудоспособности.

Общие вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями и организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Судом достоверно установлено, что ОАО «В.» является собственником нежилого помещения общей площадью 3226 кв. м, этажи: 1,2,3, подвал, расположенного в ...

Приведенные выше данные позволяют суду сделать вывод о том, что именно ОАО «В.» на основании ч. 1 ст. 28 ФЗ «О пожарной безопасности» является ответственным за соблюдением норм и правил пожарной безопасности в здании ...

Оснований для иного вывода у суда не имеется.

01.12.2010 года в отношении ОАО «В.» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.

При рассмотрении административного дела в отношении ОАО «В.» установлено, что в помещениях ... имеются нарушения требований Правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, которые создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В данном конкретном случае дальнейшая эксплуатация указанного нежилого помещения без устранения выявленных нарушений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Данный вывод суд основывает, в частности, и на заключении специалиста №... от 01.12.2010 года, не доверять которому, у суда нет оснований.

При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с мнением должностного лица, квалифицирует действия ОАО «В.» по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.6 КоАП РФ и считает виновным ОАО «В.» в совершении данного правонарушения.

При назначении наказания суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, а также иные обстоятельства, указанные в норме ст. 4.1 КоАП РФ.

Так судом установлено, что на протяжении длительного периода времени - с 2008 года ОАО «В.» не исполняет предписания компетентного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

С учетом приведенных выше обстоятельств, суд назначает наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток нежилого помещения, занимаемого ОАО «В.».

Суд принимает доводы представителей юридического лица об отсутствии финансовых средств у предприятия. Вместе с тем, указанное обстоятельство не предусмотрено законом как основание для невозможности применения такого вида наказания как приостановление административной деятельности.

Применяя данный вид наказания, суд, исходит из того, что менее строгий вид административного наказания не обеспечит цели его назначения, а также с учетом того, что выполнение противопожарных мероприятий в указанных помещениях требует значительного времени, определенных ремонтных работ, без проведения которых использование данных помещений невозможно.

Временное запрещение деятельности в указанных помещениях не применялось.

При этом суд считает необходимым разъяснить ОАО «В.» право юридического лица в соответствии со ст.32.12 ч.3 КоАП РФ ходатайствовать о досрочном прекращении административного приостановления деятельности, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

Руководствуясь ст.3.12, 20.4 ч.1, 29.6, 29.7 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Открытое Акционерное Общество «В.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.

Приостановить административную деятельность на срок до 90 суток ОАО «В.» в нежилом помещении: подвале, 1, 2, 3 этажах, расположенных в ...

Срок наказания исчислять с (дата).

Разъяснить ОАО «В.» порядок досрочного исполнения административного наказания, предусмотренный ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ.

Постановление об административном приостановлении деятельности исполняется в соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня объявления.

Федеральный судья Синайко Е.А.