Дело № 5-212/2010 г. ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Нижний Новгород (дата) Судья Советского районного суда г. Нижнего Новгорода Синайко Е.А., С участием защитников Крашенникова О.А. и Александровой И.В., при секретаре Наумовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, в отношении ... открытого акционерного общества «Т.» Буйлина С.В., родившегося (дата) в ..., состоящего на регистрационном учете и фактически проживающего по адресу: ..., УСТАНОВИЛ: В Советский районный суд г. Н. Новгорода в порядке ст. 23.1 КоАП РФ поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.12 ч. 2 КоАП РФ в отношении ... ОАО «Т.» Буйлина С.В. Буйлин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен лично. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии с участием его защитников Крашенникова О.А. и Александровой И.В. На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд полагает возможным и необходимым рассмотреть данное дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении с участием его защитников. Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Неявка представителя должностного лица, составившего протокол, не является препятствием для рассмотрения настоящего дела по существу. Защитник Крашенников О.А. в судебном заседании заявил о невиновности Буйлина С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.12 ч. 2 КоАП РФ. Подтвердил полномочия Буйлина С.В. как должностного лица. ОАО «Т.» располагается в ... и занимается оптовой куплей-продажей алкогольной продукции. МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что на некоторых выборочных партиях имеется ФСМ, вызывающая сомнение в подлинности. Впоследствии по результатам исследования установлено, что на некоторых бутылках ФСМ имеет признаки подделки. Общество закупает алкогольную продукцию крупными оптовыми партиями. Закон не обязывает Общество как покупателя проверять подлинность акцизных марок. Несмотря на это, сотрудники Общества, в чьи должностные обязанности входит приемка партий товара на склад, осуществляют выборочную проверку на предмет соответствия нанесенной ФСМ фактической информации о продукции, визуально проверяется на наличие защитных элементов. Проверка осуществляется в том числе, с применением технических средств. То обстоятельство, что некоторая выборочная партия алкогольной продукции имела ФСМ с признаками подделки, было установлено только в результате экспертного исследования. В свою очередь, закон не обязывает Общество, как оптового покупателя, проводить исследование ФСМ на предмет подлинности. Полагает, что в ходе административного расследования не добыто доказательств, свидетельствующих о виновности Буйлина С.В. по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Защитник Александрова И.В. в судебном заседания дала пояснения, сходные с пояснениями Крашенникова О.А., уточнив при этом, что в ходе административного расследования не обсуждался вопрос о том, возможно ли определить признаками подделки ФСМ при визуальном осмотре. Между тем данный вопрос является важным и существенным. Выслушав мнение защитников, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке (пункт 2). Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (пункт 3). За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6). В соответствии со ст. 26 указанного выше Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции, включая ее закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу без маркировки либо с маркировкой поддельными марками, запрещен. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации подлежащей маркировке алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе. В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции: 1) наименование алкогольной продукции; 2) вид алкогольной продукции; 3) содержание этилового спирта; 4) объем алкогольной продукции в потребительской таре; 5) наименование производителя алкогольной продукции; 6) местонахождение производителя алкогольной продукции; 7) страна происхождения алкогольной продукции; 8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности; 9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака; 10) иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения. Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, а также Требования к образцам федеральных специальных марок утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 863 и от 15 ноября 2006 г. N 684). Применительно к диспозиции ст. 15.12 КоАП РФ следует учитывать, что маркировка предусмотрена при выпуске и продаже лишь отдельных подакцизных товаров и продукции. Согласно ст. 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ предусмотрена обязательная маркировка федеральными специальными марками и акцизными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации. Состав данного правонарушения может иметь место лишь в том случае, когда маркировка на товарах и продукции отсутствует. Например, судебная практика свидетельствует о том, что продажа алкогольной продукции, на которую акцизные марки были нанесены способом, допускающим их отслоение, не образует состава правонарушения по ст. 15.12 КоАП РФ, поскольку последняя устанавливает ответственность за продажу немаркированной продукции. (Постановление ФАС ... по делу N ....). Как следует из протокола об административном правонарушении: В ходе проверки ОАО «Т.» (ИНН ...) установлено, что на складе алкогольной продукции по адресу: ..., следующая алкогольная продукция имеет признаки подделки федеральной специальной марки (далее ФСМ) (размытость микротекста): На основании определения о назначении экспертизы от 22.09.2010 г. из Федерального государственного унитарного предприятия «ГОЗНАК» было получено заключение о проведенной технической экспертизе №... от 22.10.2010 г. Представленные на исследования изделия «Российская Федерация. Федеральная специальная марка. Алкогольная продукция свыше 25%» наклеенные на бутылки: водка •(марка обезличена) емк. 1 л., дата розлива 02.12.2009 года - до 1 л разряд (серия) 016 № "..., ...; водка особая (марка обезличена) емк. 0,5 л разряд (серия) ... №..., ... - изготовлены предприятиями-филиалами ФГУП «Гознак» и являются подлинными. Представленные на исследование изделия «Российская Федерация. Федеральная специальная марка. Алкогольная продукция свыше 25%» наклеенных на бутылки водки: водка (марка обезличена) серебряная мягкая, емк 0,25 л, дата розлива 29.05.2010 - до 0,25 л разряд (серия) ... №..., ...; водка (марка обезличена) золотая пшеничная, емк 0,25 л., дата розлива 28.05.2010 - до 0,25 л разряд (серия) ... №..., ...; водка «(марка обезличена) платиновая классическая емк 0,25 л, дата розлива 29.05.2010 - до 0,25 л разряд (серия) 018 №..., ... - изготовлены с использование подлинных марок, изготовленных предприятиями - филиалами ФГУП «Госзнак», однако оригинальная переменная информация (литраж, разряд, номер) и оригинальная сетка под ней были удалены и нанесены другие, то есть, подделаны и являются поддельными Действия ... Буйлина С.В. квалифицированы по ст. 15.12 ч. 2 КоАП РФ. Административное дело в отношении Буйлина С.В. возбуждено 22.09.2010 года по результатам внеплановой проверки ОАО «Т.». Каких-либо документов, позволяющих дать оценку законности и обоснованности внеплановой проверки в материалах административного дела не имеется. Согласно п. 140 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки. Таким образом, ни упомянутые Правила, ни ФЗ № 173 не содержат нормы, обязывающей продавца проверить не только наличие ФСМ, но и ее подлинность. Судом достоверно установлено, что вся продукция, изъятая у ОАО «Т.» в ходе внеплановой проверки имела ФСМ. Данный вывод суд основывает как на содержании протокола об административном правонарушении, в котором указаны конкретные данные ФСМ по каждому виду продукции, так и иных доказательствах. В частности, из заключения эксперта №... от 22.10.2010 года, на всех бутылках, представленных на исследование, имелась ФСМ. Как указано в упомянутом заключении эксперта, исследование подлинности ФСМ проводилось с использованием технических средств: микроскопа, лупы, приборов «Акос», «Ультрамаг КЗ», «Ультрамаг 25ИКМ". Из смысла исследовательской части упомянутого экспертного заключения следует, что признаки подделки ФСМ установлены исключительно с использованием технических средств. Таким образом, алкогольная продукция, хранившаяся на складе ОАО «Т.» имела ФСМ, нанесенные с нарушениями установленных правил. Вместе с тем, п. 140 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 обязывают продавца проверить лишь наличие, но не подлинность ФСМ. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что ... Буйлин С.В. достоверно знал об имеющихся признаках подделки ФСМ, судом не установлено. Оценивая исследованы доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Буйлин С.В., как ... ОАО «Т.» не может нести ответственность за действия третьих лиц, так как в его действиях отсутствует вина в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава правонарушения. Следует также отметить, что ч. 2 статьи 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривает ответственность за оборот алкогольной продукции с акцизными марками, нанесенными с нарушениями установленных правил. Поскольку изъятие алкогольной продукции производилось в рамках административного расследования в отношении ОАО «Т.», а не в рамках настоящего административного производства, суд в данном конкретном случае неправомочен разрешать судьбу изъятой продукции при принятии решения по делу в отношении Буйлина С.В. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, П О С Т А Н О В И Л: Производство по административному делу в отношении ... ОАО «Т.» Буйлина С.В. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.12 ч. 2 КоАП РФ ПРЕКРАТИТЬ за отсутствием в его действиях состава правонарушения, то есть, на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ. Настоящее постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Судья Синайко Е.А.