П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Нижний Новгород (дата) Федеральный судья Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (...) Бондаренко В.Е., с участием представителя ОГПН по Советскому району г. Нижнего Новгорода Шигина Д.А. (по доверенности), представителя ФБУ И. по Нижегородской области Николаевой О.А. (по доверенности), при секретаре Лазебной Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, в отношении ФБУ И. РФ по Нижегородской области, У С Т А Н О В И Л: Со 02.02.2011 г. по 25.02.2011 г. в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору, проводилась плановая проверка по контролю выполнения обязательных требований пожарной безопасности в ..., принадлежащим ФБУ И. по Нижегородской области. В ходе данной проверки 25.02.2011 г. главным государственным инспектором ОГПН по Советскому району г.Нижнего Новгорода З. было выявлено 123 нарушения правил пожарной безопасности и составлен акт №.... 25.02.2011 г. в отношении ФБУ И. по Нижегородской области был составлен протокол №... об административном правонарушении. В ходе рассмотрения данного административного дела в суде представитель ОГПН Шигин Д.А., пояснив об обстоятельствах произведенной проверки, указал на наличие нарушений правил пожарной безопасности, установленных в данной организации, среди которых такие как: в главном корпусе - эксплуатация электропроводки осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике; электросветильники в коридорах и камерах не закрыты колпаками, рассеивателями; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не оборудованы кнопками дистанционного включения насосов - повысителей; не предусмотрено устройство двух вводов водопровода от городских кольцевых линий; выходы из подвального (цокольного) этажа выполнены не обособленными от общих лестничных клеток противопожарными перегородками 1-го типа; не обеспечен нормируемый предел огнестойкости несущих конструкций лестничных маршей (косоуров); не предусмотрены мероприятия по дымоудалению из коридоров, не имеющих естественного освещения; выход из лестничной клетки на чердак предусмотрен не через противопожарную дверь 2-го типа; помещение, в котором расположена центральная лестница, не отделено от примыкающего к нему коридора противопожарной перегородкой 1-го типа с устройством дверей, оборудованных приспособлениями для самозакрывания; в швейном цеху - выход на кровлю из лестничной клетки выполнен по закрепленной стальной стремянке; электропроводка и электрооборудование выполнено с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике; в ОКБ №... - из помещений 20 и 21 предусмотрено менее 2-х эвакуационных выходов; переход из ОКБ-5 в УПМ выполнен из сгораемых материалов 5-й степени огнестойкости; на третьем этаже, в торце коридора, выполнен кабинет медицинского работника отделенный деревянной перегородкой; выходы из цокольного этажа выполнены сообщающимся с общей лестничной клеткой; эксплуатация электропроводки осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике; транзитным участкам воздуховодов не обеспечен требуемый предел огнестойкости; в ОКБ №... - люминесцентные лампы не оборудованы рассеивателями; в столовой - из помещения бани-сауны не предусмотрен обособленный выход непосредственно наружу; на путях эвакуации допускается прокладка технологического оборудования (труб отопления) выступающих из плоскости стен и уменьшающих ширину лестничного марша; в административном здании (штабе) - люминесцентные лампы не оборудованы рассеивателями; вход в подвал предусмотрен не обособленным от общей лестничной клетки; отделка пола на путях эвакуации выполнена материалами, не имеющими сертификата пожарной безопасности; на окнах кабинетов установлены "глухие" металлические решетки; в общежитии - радиаторы отопления в коридорах установлены на высоте более 2,2 м, от лестничной площадки; ширина эвакуационных выходов (горизонтальных участков путей эвакуации) с этажей предусмотрена менее 1,2 м; лестница запасного эвакуационного выхода со второго этажа выполнена с уклоном более 1:1, шириной менее 0,9 м и с ограждением менее 1,2 м; покрытие пола в общих коридорах выполнено материалами, не имеющими сертификат пожарной безопасности; в УПМ - не обеспечен нормативный предел огнестойкости несущим конструкциям - колоннам R 90 и покрытию первого этажа тарного цеха, пилорамы, бункера для опилок RE 15, стройцеха, комнаты отдыха дневной смены, мастерской сантехников и электроцеха с нулевым пределом распространения огня; в помещениях комплекса автоматическая пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии; в помещениях комплекса не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания; в местах прохождения воздуховодами (в т.ч. воздуховодами воздушного отопления) противопожарных преград, не установлены огнезадерживающие клапаны; в УПМ (тарный цех) - не производится профилактический осмотр и ремонт вентиляционного оборудования согласно соответствующей технической документации по эксплуатации; допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; не разработан график и не проведена чистка вентиляционного оборудования безопасным способом; противопожарный разрыв от здания пиломатериалов до производственного корпуса составляет менее 10 метров; допускается хранение пиломатериала, тары в противопожарном расстоянии между зданиями; в деревообрабатывающем цехе УПМ - допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; электропроводка и электрооборудование выполнены с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике; подвесной потолок выполнен из сгораемых материалов; в стройцехе, кузне, столярной мастерской - электрооборудование в мастерской сантехников, кузне эксплуатируется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике; деревообрабатывающие станки в столярной мастерской не оборудованы пылеуловителями; допускается размещение временных металлических складов в противопожарном расстоянии зданий; для сушки готовых изделий применяется нагревательный прибор не заводского изготовления без устройств тепловой защиты; двери электрощитовой в электроцехе выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 ч.; на участке по ремонту автомобилей - в кладовой масел двери выполнить не противопожарными, с пределом огнестойкости; электропроводка и электрооборудование выполнено с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике; допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, используются поврежденные розетки и удлинители; допускается проведение окрасочных работ в помещениях, не соответствующих требованиям правил пожарной безопасности (не предусмотрен тамбур-шлюз отделяющий помещение окрасочной от помещений ремонтной зоны, помещение категории «А» не отделено от производственной зоны противопожарными перегородками с нормируемым пределом огнестойкости, отсутствуют легкосбрасываемые конструкции); допускается размещение конторок из горючего материала и листового металла в производственном помещении здания; допускается нарушение противопожарного режима - режима курения; эвакуационный выход из окрасочной захламлен сгораемыми материалами в областной больнице - дверь в общую лестничную клетку выполнена открывающейся не по направлению эвакуации людей из здания; двери в лестничные клетки из общих коридоров не в полном объеме оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; выход из подвала не отделен от помещений первого этажа противопожарной перегородкой 1-го типа; не обеспечен требуемый предел огнестойкости косоурам лестничных маршей; допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника в помещениях больницы; монтаж электропроводки в подвальном этаже выполнен с нарушениями требований нормативных документов электроэнергетики; радиаторы отопления, выступающие из плоскости стен, расположены на высоте более 2,2м от поверхности площадок лестниц; помещение ординаторской отделено от общего коридора деревянной перегородкой; в БПК - не предусмотрено ограждение на кровле; помещение коменданта отделено от общего коридора деревянной перегородкой; допускается использование нагревательных приборов (чайников) без устройств тепловой защиты; при прохождении транзитных коммуникаций через ограждающие конструкции образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором по роду стен; в помещениях отряда допускается отделка путей эвакуации сгораемым материалом; эвакуационные лестницы 3-го типа выполнены с нарушениями требований; в аптеке - двери в складе выполнены не противопожарными, с пределом огнестойкости; автоматическая пожарная сигнализация в подвале находится в нерабочем состоянии и не имеет защиты от механических повреждений; допускается нарушение правил хранения предусмотренных в хозяйственном дворе - аппараты отключения электроэнергии установлены в объеме склада; в дизельной не смонтирована автоматическая установка пожаротушения; дверь в мастерскую в котельной выполнена с пределом огнестойкости менее EI30; в здании приема, хранения передач и краткосрочных свиданий - не предусмотрено ограждение на кровле; на розеточной группе не установлено УЗО; покрытие пола на путях эвакуации выполнено материалами, не имеющими сертификата пожарной безопасности; расстояние между окнами в примыкании между зданием приема, хранения передач и краткосрочных свиданий и зданием общежития выполнено не менее 4 м; из противопожарного разрыва не убраны гаражи; в здании И. ... - не обеспечена возможность проезда пожарных машин и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любое помещение административного здания; у административного здания допущена стоянка автотранспорта, препятствующая проезду пожарной техники; на дверях чердачного помещения отсутствует информация о месте хранения ключей; двери, отделяющие коридоры от лестничной клетки, не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах; не проведены эксплуатационные испытания ограждения на кровле здания; не в полном объеме выполнен ремонт автоматической пожарной сигнализации (кабинетах ИТО, учебном классе, 114, 115, 108, 107, 106 отсутствуют извещатели; на 3 этаже ручной пожарный извещатель на высоте 1,7 м; эксплуатация электрических сетей и контроль за их техническим состоянием не осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки, электрощиты не расписаны по группам потребителей); приборы отопления на лестничных площадках, выступающие из плоскости стен, установлены на высоте менее 2,2 м от поверхности площадки; отделка пола в коридорах здания выполнена горючим материалом (линолеум), сертификат пожарной безопасности с показателями пожарной опасности не представлен; на лестничных клетках допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; не во всех административных и вспомогательных помещениях вывешены таблички с номером вызова пожарной охраны; шкафы пожарных кранов выполнены не в соответствии с НПБ 151-00; двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничных площадок и маршей; в цокольном этаже - двери эвакуационного выхода закрыты на запоры, исключающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа; эвакуационный выход загроможден различными материалами, оборудованиями; ширина эвакуационного выхода в свету 0,6 м; у электрощита допущено складирование горючих материалов; под лестничным маршем цокольного этажа допущено размещение раздевалки; на 1 этаже на окнах установлены глухие металлические решетки; на 2 этаже в помещении электрощитовой допущено складирование горючих материалов; дверь электрощитовой не выполнена противопожарной с пределом огнестойкости EI 30 (0,6 часа) и не имеет сертификата пожарной безопасности; на 3 этаже эвакуационный выход из медицинского отдела загроможден различным оборудованием; на 4 этаже в коридоре и кабинетах допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильника; в здании И. ... этажей здания отсутствуют вторые эвакуационные выходы; установлены перегородки в торцах коридоров правого крыла здания на 4,5 этаже (отсутствует естественное освещение коридоров); приборы отопления на лестничных площадках, выступающие из плоскости стен, установлены на высоте менее 2,2 м от поверхности площадки; покрытие пола в коридорах 3,4,5,6 этажей здания выполнено материалами с более высокой пожарной опасностью чем:В2, РП2, Д3, Т2; допущена эксплуатация распределительных коробок со снятыми крышками; шкафы пожарных кранов выполнены не в соответствии с НПБ 151-00; на 1 этаже здания допущено размещение на путях эвакуации турникета, препятствующего свободной эвакуации людей; в корпусах не предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не восстановлена молниезащита зданий; не предусмотрено автоматическое включение аварийного эвакуационного освещения; деревянные конструкции чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом; не заключен договор на регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту имеющихся автоматических установок пожарной сигнализации; не предусмотрено автоматическое отключение вентиляции при пожаре; контроль за техническим состоянием электрических сетей осуществляется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки в корпусах); не обеспечена возможность проезда пожарных машин ко всем корпусам (зданиям), в том числе со встроенно-пристроенными помещениями и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любое помещение; для всех производственных и складских помещений не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ); не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий; не подключены имеющиеся в корпусе противопожарные клапаны в соответствии с документацией завода-изготовителя и не сблокированы с АПС (механический привод); не определены и не согласованы с ОВПО и ФПС места установки открывающихся наружу (легкосъемных) решеток для обеспечения экстренной эвакуации людей в случае пожара; электропроводка в учреждении эксплуатируется с нарушениями требований документов по электроэнергетике, а именно: электрические щиты, установленные в здании и места соединения электропроводов загрязнены сгораемыми отложениями; пластмассовые части корпусов, установленных в помещениях электророзеток подвержены временной и тепловой деструкции; на большинстве розеточных групп отмечается "разбалтывание" соединений и не плотности гнездовых контактов в местах соприкосновения со штырями вилки; допускается эксплуатация нагревательных приборов без устройств тепловой защиты и подставок из негорючих материалов; допускается пристраивание к основным зданиям помещений с ненормированными пределами огнестойкости конструкций. Данные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. В связи с чем просит привлечь ФБУ И. по Нижегородской области к административной ответственности за содеянное по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ - в виде административного приостановления деятельности на 90 суток. При этом представитель ОГПН Шигин Д.А., в связи с невозможностью приостановления деятельности во всех зданиях данного учреждения, просил приостановить деятельность данного учреждения в общежитии и УПМ. Представитель ФБУ И. по Нижегородской области Николаева О.А. в судебном заседании, согласившись с выявленными нарушениями, пояснила, что органом пожарного надзора в предписании об устранении нарушений не установлен для этого соответствующий срок. Устранение вышеуказанных нарушений связано с большими финансовыми затратами, так как большинство зданий, входящих в комплекс их учреждения, было построено в начале прошлого века. В связи с тем, что их учреждение является бюджетным, мероприятия по финансированию устранений данных нарушений, должны быть включены в соответствующий бюджет. В настоящее время финансовых средств на противопожарную безопасность не выделено. Приостановление деятельности их учреждения невозможно из-за выполняемых ими функций. В связи с чем просит производство по делу прекратить. Выслушав представителей ОГПН и ФБУ И. по Нижегородской области, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему. Имеющиеся материалы дела: акт №... от 25.02.2011 г. по результатам проведения мероприятия по контролю и протокол №... от 25.02.2011 г. об административном правонарушении, - свидетельствуют о наличии в деятельности ФБУ И. по Нижегородской области правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При назначении административного наказания суд исходил из следующего. Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ) в случае угрозы жизни или здоровью людей. Выявленные органами пожарного надзора 123 нарушения правил пожарной безопасности, создающие угрозу жизни и здоровью людей, согласно заключению специалиста от 25.02.2011 г., дают суду законные основания для назначения такого вида наказания как приостановление деятельности. Однако, согласно Положению "О ФБУ И. по Нижегородской области", утвержденному приказом ФСИН России от 29.03.2005 г. № 206 с последующими изменениями, ФБУ И. по Нижегородской области является бюджетным учреждением и предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу), а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия. Одной из основных задач является создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы уклониться от отбывания наказания. Назначение административного наказания в виде приостановления деятельности в общежитии и УПМ, по мнению суда, может негативно отразиться на деятельности всего учреждения, а также иных государственных органов, взаимодействующих со следственным изолятором (судов и правоохранительных органов), повлечь необратимые для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения и общественного порядка в целом. Обеспечение баланса между охраной прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственных интересов и предупреждением административных правонарушений, в данном конкретном случае возможно, по мнению суда, путем назначения ФБУ И. по Нижегородской области наказания в виде штрафа. Суд полагает, что назначение данного вида наказания может достичь целей, указанных в ст.3.1 КоАП РФ. Тот факт, что следственный изолятор является бюджетным учреждением и у него не имеется самостоятельных средств на устранение выявленных нарушений в области противопожарной безопасности, в связи с чем производство по делу следует прекратить, на что указывает представитель ФБУ И., судом рассматривается как несостоятельный, так как данное обстоятельство не указано в ст. 24.5 КоАП РФ в качестве основания для прекращения производства по административному делу. Кроме того, как следует из представленных суду материалов, в данном бюджетном учреждении проверки по соблюдению противопожарной безопасности проводились неоднократно с выявлением одних и тех же нарушений, которые длительное время не устраняются. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Привлечь ФБУ И. по Нижегородской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Назначить наказание ФБУ И. по Нижегородской области в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей. Административный штраф необходимо перечислить на следующие реквизиты: ИНН ... КПП ... Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород БИК ... Расчетный счет ... Код дохода: ... ОКАТО ... Получатель УФК МФ РФ по Нижегородской области ОГПН по Советскому району УГПН МЧС России по Нижегородской области. Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья - В.Е. Бондаренко