Решение по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 15.23.1 ч. 7 КоАП РФ.



Р Е Ш Е Н И Е

Г. Нижний Новгород                                                  (дата)

Судья Советского районного суда г. Нижнего Новгорода Синайко Е.А.,

С участием Прошина А.П.,

Представителя РО ФС по финансовым рынкам в ПФО Даниловой И.С., представившей доверенность №... от 12.01.2011 года,

При секретаре Наумовой Т.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело         

по жалобе Прошина А.П. на постановление о назначении административного наказания от 04.02.2011 года,

У С Т А Н О В И Л :

04.02.2011 года РО ФС по финансовым рынкам в ПФО постановлено о привлечении Прошина А.П. к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ст. 15.23.1 ч. 7 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 2000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, Прошин А.П. принес жалобу, в которой просит постановление от 04.02.2011 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения.

В судебное заседание Прошин А.П. доводы и требования жалобы поддержал в полном объеме. Пояснил, что 13.12.2010 года на основании поручения ООО «Н.» присутствовал при регистрации участников общего собрания ОАО «Б.» в целях оказания юридических консультаций акционерам. Непосредственную регистрацию акционеров он не проводил. Он действительно проверял паспортные данные акционеров, но лишь для того, чтобы установить личность обратившегося к нему человека. Собрание акционеров не состоялось, так как не установлен кворум. Категорически отрицал исполнение обязанностей члена счетной комиссии.

Представитель Федеральной службы выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала в полном объеме. Пояснила, что факт исполнения Прошиным обязанностей члена счетной комиссии зафиксирован инспектором Федеральной службы и подтверждается фотосъемкой.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 21.01.2011 года, в ходе проведения РО ФСФР России в ПФО внеплановой выездной проверки в виде наблюдения на внеочередном собрании акционеров ОАО «Б.», регистрацию лиц на внеочередном собрании акционеров Общества 13.12.2010 года осуществляли С., избранный в состав счетной комиссии и Прошин А.П., не являющийся членом счетной комиссии.

Действия Прошина А.П. квалифицированы Федеральной службой по ч. 7 ст. 15.23.1 КоАП РФ.

Для участия в общем собрании лицам, имеющим право на участие в нем, необходимо зарегистрироваться. Согласно пункту 4.5 Положения ФКЦБ (приложение N 5) регистрация участников проводится по месту проведения общего собрания.

В силу ч. 4 ст. 56 ФЗ «Об АО» Счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ от 31 мая 2002 г. N 17/пс «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ ПОДГОТОВКИ, СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ» (Положении N 17/пс) вопросы регистрации участников собрания изложены в разделе, который называется "Дополнительные требования к порядку проведения общего собрания акционеров". Регистрация участников общего собрания акционеров - важнейшее корпоративное действие, предшествующее собственно проведению собрания (которое начинается с официального объявления о правомочности собрания и завершается официальной констатацией факта завершения его работы).

Основные организационно-правовые задачи, которые решаются в процессе регистрации:

- проверка полномочий (аккредитация) лиц, если определять строго, прибывших "по адресу места проведения общего собрания" (п. 4.5 Положения N 17/пс) с целью "присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование" (п. 1 ст. 50 ФЗ "Об акционерных обществах"), что обеспечивает им официальный допуск к участию в работе высшего форума акционерной компании;

- вручение бюллетеней акционерам компаний, не направлявшим или не вручавшим их под роспись лицам, указанным в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не позднее, чем за 20 дней до проведения общего собрания акционеров (в порядке п. 2 ст. 68 ФЗ "Об акционерных обществах");

- вручение материалов и документов собрания прибывшим для его участия акционерам (в случае принятия особого решения по данному вопросу совета директоров при подготовке к собранию);

- выдача в порядке п. 4.13 Положения N 17/пс бюллетеней для голосования с отметкой об их повторной выдаче по требованию лиц, регистрирующихся для участия в общем собрании, в том случае, когда направленные им в порядке п. 2 ст. 68 ФЗ "Об акционерных обществах" бюллетени не получены акционерным обществом или получены позднее чем за два дня до даты проведения собрания (так называемые на практике дубликаты бюллетеней);

- в случае получения обществом или регистратором, выполняющим функции счетной комиссии, извещения о замене (отзыве) представителя акционера в общем собрании акционеров не позднее, чем за два дня до даты его проведения выдача бюллетеней для голосования новым представителям в порядке п. 4.13 Положения N 17/пс;

- вручение участникам собрания вспомогательных инструментов для голосования по процедурным вопросам - бюллетеней, в которых нет указания на пункт повестки дня и отсутствует проект решения, либо так называемых карточек (в случае принятия особого решения по данному вопросу совета директоров при подготовке к собранию);

- разъяснение вопросов, возникающих в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, а также порядка голосования по вопросам, выносимым на голосование (в том случае, когда сценарием собрания "разъяснительная работа" может или должна начинаться именно на стадии регистрации);

- определение кворума общего собрания акционеров;

- контроль за временем начала и завершения регистрации, а также времени начала собрания;

- определение кворума по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (в том числе в ходе собрания).

Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, какие именно действия, связанные с регистрацией акционеров осуществлял Прошин А.П. 13.12.2010 года.

Обосновывая свои выводы о виновности Прошина А.П. в совершении правонарушения, Федеральная служба представила копию выписки из отчета о наблюдении на общем собрании акционеров от 16.12.2010 года (л.д.42), фотографии (л.д.46-50).

Выездная внеплановая проверка проведена на основании приказа Руководителя Федеральной службы от 09.12.2010 года (л.д. 57).

Судом достоверно установлено, что Прошин А.П. не являлся членом счетной комиссии ОАО «Б.», что подтверждается протоколом ГОСА от 28.04.2010 года (л.д.65-69).

Согласно указанного акта наблюдения, Прошин А.П. является представителем ОАО «Б.».

Вместе с тем, в материалах административного дела отсутствуют документы, на основании которых члены наблюдательной комиссии пришли к данному выводу. В частности, объяснения от акционеров и членов счетной комиссии не отбирались.

Из материалов административного дела следует, что Прошин А.П., являясь сотрудником ООО «Н.» прибыл на общее собрание ОАО «Б.» для обеспечения юридического сопровождения внеочередного общего собрания акционеров в силу договорных обязательств между ОАО «Б.» и ООО «Н.».

Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено.

На представленных фотоснимках зафиксирован факт нахождения Прошина А.П. в помещении и просмотр документов.

Вместе с тем, на основании представленных снимков невозможно сделать категоричный вывод как о времени и месте зафиксированных событий, так и о том, относятся ли действия, производимые Прошиным к регистрационным действиям, как они определены приведенными выше нормами закона.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом.

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, толкуя все неустранимые сомнения в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу, суд приходит к выводу о том, что вина Прошина А.П. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.23.1 ч. 7 КоАП РФ не доказана, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7, 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, судья

                                      Р Е Ш И Л :

Жалобу Прошина А.П. удовлетворить.

Отменить постановления о привлечении к административной ответственности Прошина А.П., вынесенное 04 февраля 2011 года РО ФС по финансовым рынкам в ПФО, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Прошина А.П. состава правонарушения, то есть, на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня объявления в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через районный суд.

Федеральный судья                                                                     Синайко Е.А.