Решение по жалобе на постановление об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП РФ.



Дело № 12-283/10           (дата)

РЕШЕНИЕ

         Судья Советского районного суда города Нижнего Новгорода Мохова Л.И., рассмотрев жалобу ... ООО Торговый дом «Г.» Михайловой Л.А., проживающей по адресу: ... на постановление Межрегионального Управления Федеральной службы по Регулированию Алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу об административном правонарушении по ст.15.13 КоАП РФ от 02.09.2010 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Межрегионального Управления Федеральной службы по Регулированию Алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу от 02 сентября 2010 года ... ООО Торговый дом «Г.» Михайлова Л.А. была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ.

Копия указанного постановления была получена Михайловой Л.А. лично 02.09.2010 г.

15.09.2010 года Михайловой Л.А. на вышеуказанное постановление была подана жалоба в ... городской суд ... края.

Определением судьи ... городского суда ... края от (дата) жалоба Михайловой Л.А. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.13 КоАП РФ и другие материалы дела переданы по подведомственности в Советский районный суд г.Нижний Новгород для рассмотрения.

20 октября 2010 года в Советский районный суд г. Н. Новгорода поступила жалоба на указанное постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу от 02 сентября 2010 года.

          Полагает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства, не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и нарушает ее права и законные интересы:

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения       соответствующего      нарушения.       Протокол       об       административном правонарушении по указанному делу составлен 25 августа 2010 года по факту,
установленному 16 августа 2010 года, однако согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол составляется       немедленно       после       выявления       совершения       административного правонарушения. Таким образом, нарушена процедура оформления протокола об административном правонарушении.

В п. 2 постановления №... от 02.09.2010 административный орган в качестве отягчающих обстоятельств указал нарушения в заполнении графы 13 «Номер товарно- транспортного средства» в декларациях за 4 квартал 2009 года, за 1 квартал 2010 года. Данное обстоятельство не может признаваться отягчающим, т.к. ст. 4.3 КоАП РФ предусматривает исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную
ответственность. В качестве одного из обстоятельств в статье указано повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административном наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ. Она не подвергалась наказанию за составление деклараций за 4 квартал 2009 года и за 1 квартал 2010 года.

           Также в постановлении указано, что в ее действиях имеется состав и событие вменяемого административного правонарушения, установленного в ходе административного расследования. Согласно ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом в виде определения. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. Однако ей права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не разъяснялись, копия определения не вручалась. Согласно ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ; с этого момента лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Проводилось ли административное расследование, и с какого момента данное дело об административном правонарушении считается возбужденным, ей не известно. В случае, если административное расследование проводилось без участия заявителя, то все добытые при административном расследовании доказательства получены незаконным путем, а в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Таким образом, имеет место нарушение процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ.

        В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

       Согласно п. 2 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858 (далее Положение), декларированию подлежат объемы производства, закупки и поставок этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно п. 4 Положения декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года     не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

         Ею, ... ООО ТД «Г.», декларации по формам приложений № 5, 6, 7 Положения были представлены в срок до 10 числа месяца (на бумажном носителе - почтой (дата отправлению по почтовому штемпелю 08.07.2010), в электронном виде на сайте www.fsrar.ru через личный кабинет - все файлы деклараций за 1 и 2 квартал 2010г. имеют статус «принято» без указания ошибок), следующего за истекшим отчетным периодом, т.е. в установленные действующим законодательством сроки.

        При заполнении декларации за 2 квартал 2010 года по форме приложения № 6 «Декларация об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (раздел возврат продукции) в графе № 13 в сведениях об объемах возврата этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции произошел сбой программы - не проставились № ТТН возвратных накладных. Оборот по данным накладным остался без изменения, данные об обороте не искажены, что в данном случае свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Согласно Приказу Минфина РФ от 17.03.2006 N 43н "Об утверждении Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в декларации № 6 указывается в графе 13 "Номер товарно-транспортного средства" - номер ТТН: по каждому получателю продукции подводится итог по объемам поставленной продукции, а также подводится общий итог по всей поставленной продукции. При этом заполнение графы 13 не влияет на объемы поставленной продукции.

        При этом, как уже было указано, в электронном виде на сайте www. fsrar.ru через личный кабинет - все файлы деклараций за 2 квартал 2010г. имеют статус «принято» без указания ошибок.

        В диспозиции ст. 15.13 КоАП РФ указывается три способа совершения правонарушения: уклонение от подачи декларации, несвоевременная подача декларации, включение в декларацию заведомо искаженных данных.     

        Она указанных действий (бездействия) не совершала. Уклонение от подачи декларации отсутствует, т.к. декларации были представлены в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, несвоевременная подача декларации также исключается, т.к. декларации были отправлены в установленные сроки. Эти обстоятельства административным органом не отрицаются.

         В силу ст. 15.13 КоАП РФ включение в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа. Объективную сторону такого правонарушения характеризует включение в декларацию заведомо искаженных данных, влекущих искажение фактического объема произведенного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, искажение объема реализации или приобретения, неуказание или указание не соответствующего действительности объема использованного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Привлечение к административной ответственности по названной статье КоАП РФ возможно лишь при доказанности факта заведомого искажения данных, указанных в декларации. Недоказанность заведомого, умышленного характера деяния (например, искажение данных из-за опечаток, технических ошибок, неточностей, и т.д.) свидетельствует об отсутствии состава рассматриваемого правонарушения.

          Необходимо отметить, что заведомое искажение включенных в декларацию данных может быть совершено только с умышленной формой вины. Обязанность по доказыванию наличия прямого умысла в силу ст. 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе. Однако, в нарушение этой нормы ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении административного органа не описаны признаки наличия в действиях общества прямого умысла совершить вменяемое административное правонарушение.

         Таким образом, в ее действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, отсутствует.

      20 августа 2010г. (т.е. до момента составления протокола №... от 25.08.2010) были поданы уточненные декларации с заполненной графой 13 (копии имеются в материалах дела об административном правонарушении).

      Неточности, имевшие место при составлении документов сами по себе не несут угрозы охраняемым общественным отношениям, а в совокупности с иной информацией предоставляемой ею по ООО ГД «Г.», в целом дают всю полноту информации,     необходимой     для     осуществления     государственного     контроля      за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел     об     административных правонарушениях" указано, что при     квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В связи с тем, что фактически объемы производства, закупки и поставок этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, не искажены и неточности в заполнении графы 13 приложения № 6 «Декларация об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не повлияли на объемы поставленной продукции, существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует.

В судебном заседании Михайлова Л.А. свою жалобу, доводы, изложенные в ней, поддержала в полном объеме, а так же пояснила суду, что ранее декларация об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно графа 13 заполнялась, потом МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО стало принимать декларацию по старой программе, где графа 13 вообще не заполнялась, и ей пришлось вручную заполнять данную графу. Объем поставки ею в декларации указан. Считает, что это не является искажением данных, а является технической ошибкой.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной корреспонденции в их адрес, о причине неявки суду не сообщил, каких-либо заявлений, ходатайств в суд не представил.

Суд, с учетом установленных обстоятельств, мнения Михайловой Л.А., счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного органа.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Исходя из установленных в ст.24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях, по каждому делу об административном правонарушении путем доказывания необходимо установить наличие события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние, и вину этого лица (ст.26.1 КоАП РФ).

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения, т.е. противоправного, виновного действия (бездействия), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Судом установлено, что Постановлением Межрегионального Управления Федеральной службы по Регулированию Алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу от 02 сентября 2010 года ... ООО Торговый дом «Г.» Михайлова Л.А. была привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ, совершенного при следующих обстоятельствах:

16.08.2010 года в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу (г. Н.Новгород) проверен порядок представления деклараций Общества с ограниченной ответственностью торговый дом «Г.» (ИНН №... ) за 2 квартал 2010г. по формам приложений №5,6,7 Положения о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 №858.

Результаты анализа деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010 года:

Нарушены графа 13, п.п. 8.2 Порядка заполнения декларации об объемах поставки (закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение №6) согласно Приказа Министерства Финансов РФ от 17.03.2006 г. №43н «Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»:

В разделах приложений №6, отражающих в целом по организации и в 2-х обособленных подразделениях возврат алкогольной продукции, не заполнена графа 13 «Номер товарно-транспортного средства», т.е. ТТН, во всех случаях.

Ввиду установления в ходе проверки наличия подобных нарушений за 4 квартал 2009г. и 1 квартал 2010г. усматриваются отягчающие обстоятельства, а именно:

В результате анализа деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2010 года выявлены:

Во всех разделах приложений №6, отражающих в целом по организации и в 2-х обособленных подразделениях поставки и возврат алкогольной продукции, не заполнена графа 13 «Номер товарно-транспортного средства» то есть ТТН.

В результате анализа деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2009 года выявлены:

Недостоверно указаны в графах 9,10 приложений №7 сведения о лицензии и неправильно отнесена в графу 7 сводной приложения №5 закупка от предприятия - производителя - ОАО ЛВЗ «Г.» (№.../№...) по коду 410 «Вина за исключением натуральных, игристых и шампанских)» в объеме ... тыс. дал ввиду того, что поставка в адрес ООО ТД «Г.» осуществлялась по лицензии №..., выданной УФНС России по ... Республике со сроком действия от 18.08.2008 до 07.02.2011 на закупки, хранение и поставки алкогольной продукции, т.е. от предприятия - оптовика.

Во всех разделах приложений №6, отражающих в целом по организации и в 2-х обособленных подразделениях поставки и возврат алкогольной продукции, не заполнена графа 13 "Номер товарно-транспортного средства», т.е. номер ТТН.

ООО ТД «Г.» располагало возможностью (наличие первичных учетных документов на алкогольную продукцию, программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и на бумажном носителе), но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 г. №171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» по представлению надлежащим образом заполненных деклараций.

При таких обстоятельствах, в действиях ООО ТД «Г.» имеется состав и событие вменяемого административного правонарушения, что соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе проведения административного расследования, и имеющимся в деле доказательствами.

В результате чего, ООО ТД «Г.» были нарушены нижеуказанные требования Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом Минфина России от 17.03.2006 №43н, Формата представления деклараций об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом ФНС России от 18.03.2008 №ММ-3-6/101 и п.1 ст.14, п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 3171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Ответственность за искажение данных деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.

В соответствии со ст.15.13 КоАП РФ, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При вменении такого административного правонарушения как включение в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо искаженных данных необходимо исходить из того, что указанные действия, в силу слов и выражений, используемых законодателем, предполагают реализацию хозяйствующим субъектом, представляющим соответствующую декларацию, определенной цели, явно не соответствующей публичным интересам достоверности соответствующей формы отчетности.

Таким образом, включение в декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо искаженных данных, квалифицируемое по ст.15.13 КоАП РФ, предполагает совершение субъектом административного правонарушения действий, направленных на введение в заблуждение потребителей информации, отраженной в такой декларации, путем создания у них ложного представления о фактах, подлежащих отражению в декларации, целью которых является сокрытие реальных фактов, подлежащих декларированию.

Однако, представленные материалы дела об административном правонарушении в отношении Михайловой Л.А. не подтверждают фактов совершения заявителем деяний, подпадающих под понятие «заведомого искажения данных», включенных в спорные декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010г.

В силу п.8.2 Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.03.2006 №43н в декларации №6 указывается: в графе 13 «Номер товарно-транспортного средства»- номер ТТН.

Привлекая ... ООО Торговый дом «Г.» Михайлову Л.А. административный орган указал на то, что в нарушении графы 13, пп.8.2 Приказа Министерства финансов РФ от 17.03.2006 №43н, в разделах приложения 6, отражающих в целом по организации и в 2-х обособленных подразделениях возврат алкогольной продукции за 2 квартал 2010г. не заполнена графа 13 «Номер товарно-транспортного средства»-номер ТТН.

          Между тем, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, характеризует включение в декларацию заведомо искаженных данных, влекущих искажение фактического объема произведенного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, искажение объема реализации или приобретения, неуказание или указание не соответствующего действительности объема использованного этилового спирта.

         При этом заведомое искажение включенных в декларацию данных может быть совершено только с умышленной формой вины.

        В данном случае Михайловой Л.А. допущено неполное отражение в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений о номерах ТТН в разделе «Сведения об объемах возврата этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», то есть таких данных, которые не связаны с занижением объемов поставленной продукции.

          Допущенное нарушение не свидетельствует о наличии события правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, в котором установлена ответственность за включение в декларацию заведомо искаженных данных, так как последние в названную декларацию за 2 квартал 2010 г. не включались.

        Выявленные административным органом нарушения в заполнении декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010 г. были устранены путем подачи 20.08.2010 г. уточненной декларации.

Кроме того, не доказана вина ... ООО ТД «Г.» Михайловой Л.А. в совершении указанного правонарушения, так как не установлено, что неполное отражение данных в графе 13 «Номер товарно-транспортного средства" - номер ТТН, обусловлено ее умыслом.

         Обязанность по доказыванию наличия прямого умысла в силу ст. 1.5 КоАП РФ возложена на административный орган.

          В нарушение этой нормы ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не описаны признаки наличия в действиях Михайловой Л.А. прямого умысла совершить административное правонарушение.

Ссылки административного органа в постановлении от 02.09.2010 года в качестве отягчающих обстоятельств на подобные нарушения, которые были допущены в декларациях за 4 квартал 2009г., 1 квартал 2010г., отклоняются, поскольку отягчающие обстоятельства подлежали учету в случае установления в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося во включении в декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010 г. заведомо искаженных данных.

При данных обстоятельствах, постановление №... Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу об административном правонарушении от 02 сентября 2010 года о привлечении ... ООО Торговый дом «Г.» Михайловой Л.А. к административной ответственности по ст.15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Михайловой Л.А. удовлетворить.

Постановление №... Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 02 сентября 2010г. по делу об административном правонарушении о привлечении ... ООО Торговый дом «Г.» Михайловой Л.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано, либо опротестовано в Нижегородский областной суд в порядке и с соблюдением требований, установленных ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья:                                                                          Мохова Л.И.