РЕШЕНИЕ
Дело №2-239/2010
Именем Российской Федерации
п. Кшенский «24» ноября 2010 года
Советский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Юрова В.В.
при секретаре Гусевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клыковой Л.А. к Клыкову М.М. о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на земельную долю в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Клыкова Л.А. обратилась в суд с иском, указав, что она является наследницей после смерти мужа К., умершего ДД.ММ.ГГГГ и проживавшего до смерти в селе <адрес>. Наследником также является их сын, ответчик по делу, не претендующий на наследственное имущество. В ДД.ММ.ГГГГ года ей стало известно о существовании наследственного имущества в виде принадлежавшего умершему на праве общей долевой собственности земельного пая площадью х га., расположенного в Сельскохозяйственном производственном кооперативе «Н.» <адрес>. Она решила распорядиться наследственным имуществом, но при оформлении документов выяснилось, что бланк свидетельства о праве на земельную долю утрачен. Также ею пропущен шестимесячный срок для принятия наследства, она пропустила его по уважительной причине, поскольку ей не было известно о существовании наследственного имущества. К. при жизни работал в СПК «Н.», имел право на получение земельной доли в указанном хозяйстве. В списках, поданных хозяйством в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> Клыков числится под №№, в книге выдачи свидетельств на право собственности на землю он числится под №№. Иного имущества, зарегистрированного за Клыковым, кроме земельного пая, на территории сельсовета не имеется.
Клыкова Л.А. требует восстановить ей срок для принятия наследства после смерти мужа К. , умершего ДД.ММ.ГГГГ, и признать за ней право собственности в порядке наследования на земельную долю в размере х га в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Н.» <адрес>.
В судебном заседании истец Клыкова Л.А. просила не рассматривать ее требование о восстановлении срока для принятия наследства, в остальной части заявленные требования поддержала, приведя доводы, изложенные в заявлении, и дополнительно пояснив, что других наследников, кроме нее и сына, после смерти мужа не имеется. Муж проживал с ней по день своей смерти, она фактически приняла оставшееся после его смерти наследство.
Ответчик Клыков М.М. исковое требование Клыковой признал, пояснив, что других наследников, кроме него и Клыковой, после смерти отца не имеется. Он не заявляет собственных требований на наследственное имущество, оставшееся после смерти отца.
Представитель третьего лица - <адрес> «С. район» <адрес> Тюленева С.Г. не возражала против иска Клыковой.
Представитель третьего лица - С. отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Голощапов С.И. против иска Клыковой не возражал, пояснив, что в составленных сельскохозяйственным предприятием списках собственников земельных долей К. числится под номером №. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано свидетельство на право собственности на землю серии №, №, регистрационная запись №. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении поступивших списков собственников земельных долей по сельскохозяйственным предприятиям района и выдаче свидетельств на право собственности на землю» были утверждены списки собственников земельных долей АОЗТ «Н.» <адрес>. Принадлежащим ему земельным паем площадью № га К. не распорядился, в аренду и в уставный капитал земельный пай не сдавался. В настоящее время свидетельство в установленном порядке выдано быть не может, так как орган, выдававший свидетельство, упразднен.
Суд считает необходимым признать право собственности Клыковой Л.А. в порядке наследования на земельную долю, принадлежавшую К., по следующим основаниям.
Доводы Клыковой Л.А. о том, что право собственности на спорную земельную долю принадлежало умершему К., подтверждаются как объяснениями истца и ответчика в суде, так и представленными Клыковой и третьим лицом - С. отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> документами. Из представленных в суд третьим лицом списков собственников земельных долей следует, что в списках, составленных сельскохозяйственным предприятием, К. числится под номером №, в списках указаныфамилия, имя и отчество собственника земельной доли - «К.М.В.», дата его рождения - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспортные данные - №, №, место жительства - <адрес>, и указанные данные совпадают с фамилией, именем, отчеством, годом рождения К.., указанными в свидетельстве о его смерти, а также с серией и номером паспорта, местом жительства лица, данные которого вписаны в заявление К. о выдаче паспорта. Выпиской из постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении поступивших списков собственников земельных долей по сельскохозяйственным предприятиям района и выдаче свидетельств на право собственности на землю» подтверждается, что данным постановлением были утверждены списки собственников земельных долей АОЗТ «Н.» <адрес> в количестве № человек. В книге учета выдачи свидетельств на право собственности на землю указано, что свидетельство на право собственности на землю серии №, №, регистрационная запись №, выдано ДД.ММ.ГГГГ К. и получено им. Из справки С. отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что размер принадлежащего К. земельного пая составляет № га. Из объяснений представителя третьего лица Голащапова С.И. следует, что принадлежащим ему земельным паем общей площадью № га К. не распорядился, в аренду и в уставный капитал земельный пай не сдавался. Из информации С. отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав К.. отсутствуют.
На основании изложенного суд считает установленным, что право собственности на земельную долю в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Н.» <адрес> принадлежало умершему К..
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Свидетельством о браке К. и И. (после заключения брака Клыковой) подтверждается, что истец Клыкова являлась женой К. (л.д.8). Факт смерти К. подтверждается свидетельством о его смерти (л.д.9). Справками Администрации О. сельсовета <адрес> подтверждается, что К. постоянно и на день смерти ДД.ММ.ГГГГ проживал в селе <адрес>, совместно с ним проживала его жена Клыкова Л.А., иного имущества, зарегистрированного за К., кроме земельного пая, не имеется (л.д.13,14). Из наследственного дела следует, что Клыкова Л.А. обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону.
На основании изложенного суд считает необходимым заявленное требование удовлетворить и признать за Клыковой Л.А. право собственности в порядке наследования по закону на земельную долю, принадлежавшую умершему К.
Истец Клыкова Л.А. отказалась от возмещения ей ответчиком в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Клыковой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой деревни <адрес> <адрес>, право собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения размером х га., находящуюся в составе общей долевой собственности в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Н.» <адрес> и принадлежавшую умершему ДД.ММ.ГГГГ К. на основании свидетельства на право собственности на землю серии №, №, регистрационная запись №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Советский районный суд в десятидневный срок.
Председательствующий: (В.В.Юров)