О признании сделки по продаже жилого помещения и земельного участка недействительной



РЕШЕНИЕ

Дело №2-204/2011                                                        

Именем Российской Федерации

п. Кшенский                                                                                                       «14» декабря 2011 года

Советский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Юрова В.В.

с участием представителя истца Ц.,

ответчика С.,

представителя третьего лица - Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> П.,

третьего лица Р.,

при секретаре Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н. к С. о признании сделки по продаже жилого помещения недействительной,

УСТАНОВИЛ:

      Н. обратился в суд с иском к С. о признании сделки по продаже жилого помещения недействительной. В обоснование заявленного требования истец указывает, что он уполномочил своего представителя по доверенности Р. приобрести ему жилье в собственность согласно полученного им свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям решения <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Его представитель Р. заключил договор купли-продажи жилого дома и хозяйственных построек от ДД.ММ.ГГГГ со С., проживающей в поселке <адрес>-а. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован на основании свидетельства о государственной регистрации права за №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. В соответствии с письмом ОКУ «<данные изъяты>» выяснилось, что его представитель Р. приобрел для него жилое помещение, не пригодное для проживания и не отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.         

      Н. требует признать сделку по продаже жилого помещения по адресу: <адрес>-<адрес>, заключенную между его представителем Р. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ со С. недействительной, никчемной.

      Истец Н. в судебное заседание не явился.

      В судебном заседании представитель истца Ц. поддержала исковое требование Н., уточнив, что просит признать недействительной, ничтожной, сделку по купле-продаже жилого дома с хозяйственными строениями. В дополнение заявленного требования Ц. просила признать недействительной также сделку по купле-продаже земельного участка к дому по <адрес> <адрес>, и применить последствия недействительности сделок. Приведя в обоснование иска доводы, изложенные в заявлении, Цуканова дополнительно пояснила, что ветерану Великой Отечественной войны Н. ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на территории <адрес> в размере х рублей. Н. доверил представлять его интересы при приобретении жилого помещения представителю по доверенности Р. ДД.ММ.ГГГГ Р. в интересах Н. заключил договор купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений и договор купли-продажи земельного участка, на котором расположен жилой дом, со С., являющейся дочерью Н.. Как договор купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями, так и договор купли-продажи земельного участка были заключены без намерения создать соответствующие им правовые последствия и не имели целью реальную передачу Н. правомочий собственника на дом с хозяйственными строениями и земельный участок. Сделки были заключены с целью получения возможности распорядиться единовременной денежной выплатой, предоставленной Н. на строительство или приобретение жилого помещения, наиболее удобным для участников сделок способом. Каких-либо действий, направленных на реальное исполнение сделок ни Н., ни С. не совершали. Н. и С., как ранее проживали, так и в настоящее время проживают вдвоем в <адрес>-а по <адрес>. С. фактически не передавала Н. жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок, не снялась с регистрационного учета, как это предусмотрено договором купли-продажи жилого дома. Н. не передавал С. денежные средства по договорам купли-продажи. Как при заключении договора купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, так и при заключении договора купли-продажи земельного участка передаточные акты были составлены сторонами без реального исполнения обязательств по договорам. Она требует применить последствия недействительности сделок, и передать в собственность С. жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок площадью кв.м, расположенные в поселке <адрес>, <адрес>.

      Ответчик С. в судебном заседании исковые требования с внесенными уточнениями и дополнениями признала в полном объеме и пояснила, что как договор купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями, так и договор купли-продажи земельного участка были заключены без намерения создать соответствующие им правовые последствия и не имели целью реальную передачу Н. правомочий собственника на дом с хозяйственными строениями и земельный участок. Сделки были заключены с целью получения возможности распорядиться единовременной денежной выплатой, предоставленной Н. на строительство или приобретение жилого помещения, наиболее удобным для участников сделок способом. Каких-либо действий по реальному исполнению сделок она не предпринимала, жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок фактически не Н. передавала, не снялась с регистрационного учета, как это предусмотрено договором купли-продажи жилого дома. Она и ее отец Н., как ранее проживали, так и в настоящее время проживают вдвоем в <адрес> по <адрес>. Н. также не передавал ей денежные средства по договорам купли-продажи. Как при заключении договора купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, так и при заключении договора купли-продажи земельного участка передаточные акты были составлены сторонами без реального исполнения обязательств по договорам.

      Третье лицо Р. не возражал против заявленных требований с внесенными уточнениями и дополнениями, пояснив, что как договор купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями, так и договор купли-продажи земельного участка были заключены им в интересах Н., с одной стороны, и С. с другой стороны без намерения создать соответствующие им правовые последствия и не имели целью реальную передачу Н. правомочий собственника на дом с хозяйственными строениями и земельный участок. Сделки были заключены с целью получения возможности распорядиться единовременной денежной выплатой, предоставленной Н. на строительство или приобретение жилого помещения, наиболее удобным для участников сделок способом. Каких-либо действий по реальному исполнению сделок ни Н., ни С. не предпринимали, С. фактически не передавала Н. жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок, ей не были перечислены денежные средства по договорам купли-продажи, С. не снялась с регистрационного учета. Как при заключении договора купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, так и при заключении договора купли-продажи земельного участка передаточные акты были составлены сторонами без реального исполнения обязательств по договорам.

      Представитель третьего лица - Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> П. в судебном заседании не возражала против заявленных требований, пояснив, что при заключении сделок и их юридическом оформлении каких-либо нарушений не имелось, сторонами договоров были представлены все необходимые документы, поэтому как сами договоры купли-продажи, так и последующий переход права собственности на жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок были зарегистрированы в <адрес> межрайонном отделе Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Н. были выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок по адресу: <адрес>-а.

     Суд считает исковые требования Н. с уточнениями и дополнениями, внесенными его представителем Ц. в судебном заседании, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии со ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
     В соответствии со ст.170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

     В соответствии с п.1 ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
     В соответствии с п.2 ст.167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

     В судебном заседании установлено, что решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Н. признано право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств Федерального Бюджета в соответствии с Федеральным Законом РФ «О ветеранах» в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. На Комитет строительства и архитектуры <адрес> возложена обязанность предоставить Н. денежные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в установленном порядке.

     ДД.ММ.ГГГГ Н. было выдано свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на территории <адрес> в размере х рублей (л.д.14).

     ДД.ММ.ГГГГ между С. и Н. был заключен договор купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, расположенных по адресу: <адрес>-а (кадастровый номер ) (л.д.10-11), которые были переданы согласно передаточному акту ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). ДД.ММ.ГГГГ между С. и Н. был заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>- (кадастровый номер ) (л.д.21), который был передан согласно передаточному акту ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22). Как при заключении договора купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, так и при заключении договора купли-продажи земельного участка в интересах Н. действовал его представитель по доверенности Р. (л.д.20).
     ДД.ММ.ГГГГ право собственности Н. на жилой дом и хозяйственные строения, расположенные по адресу: <адрес>-, было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.12). ДД.ММ.ГГГГ право собственности Н. на земельных участок из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>-, было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.17).
     Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлено, что назначенная распоряжением главы администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия провела обследование жилого дома С., в котором проживает Н. по <адрес>-а поселка <адрес>, признав непригодным домовладение для проживания. Решение межведомственной комиссии суд признал обоснованным.

     ДД.ММ.ГГГГ Областным казенным учреждением «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» Р. направлено письмо, в котором указано, что в ходе проверки представленных Р. документов на имя Н., необходимых для перечисления единовременной денежной выплаты, установлено, что Н. приобретено жилое помещение, не пригодное для проживания и не отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в связи с чем рекомендовано признать сделку по продаже жилого помещения недействительной (л.д.15-16).

     В судебном заседании представитель истца Ц., а также ответчик С. и третье лицо Р., непосредственно заключавшие договоры купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями и купли-продажи земельного участка, пояснили, что как договор купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями, так и договор купли-продажи земельного участка были заключены без намерения создать соответствующие им правовые последствия и не имели целью реальную передачу Н. правомочий собственника на дом с хозяйственными строениями и земельный участок. Сделки были заключены с целью получения возможности распорядиться единовременной денежной выплатой, предоставленной Н. на строительство или приобретение жилого помещения, наиболее удобным для участников сделок способом. Из этих объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что как при заключении договора купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, так и при заключении договора купли-продажи земельного участка сторонами были совершены мнимые сделки.

     О мнимом характере совершенных сделок свидетельствует и то обстоятельство, что каких-либо действий, направленных на реальное исполнение обязательств по договорам после их заключения ни Н., ни С. не совершали. Н. и С., как ранее, до заключения договоров, так и в настоящее время, проживают в <адрес> по <адрес>. С. фактически не передавала Н. жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок, не снялась с регистрационного учета до ДД.ММ.ГГГГ, как это предусмотрено п.5 договора купли-продажи жилого дома. Н. не передавал С. денежные средства по договорам купли-продажи. Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, паспортными данными С. о регистрации по месту жительства. Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что как при заключении договора купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, так и при заключении договора купли-продажи земельного участка передаточные акты были составлены сторонами без реального исполнения обязательств по договорам.

     На основании изложенного суд считает установленным, что как при заключении договора купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, так и при заключении договора купли-продажи земельного участка сторонами были совершены недействительные, мнимые сделки. Эти сделки являются ничтожными, не влекут юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью, и недействительны с момента их совершения.

     В соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ суд считает необходимым удовлетворить требование о применении последствий недействительности сделок, прекратить зарегистрированное за Н. право собственности на жилой дом и хозяйственные строения, расположенные по адресу: <адрес>-а, и земельный участок площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>-а. Указанные жилой дом и хозяйственные строения, а также земельный участок площадью кв.м. передать в собственность С.

     На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

     В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в бюджет <адрес> «<адрес>» <адрес> государственную пошлину в размере х рублей.

     Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования Н. удовлетворить.

     Признать недействительным договор купли-продажи жилого дома и хозяйственных строений, расположенных по адресу: <адрес> (кадастровый номер ), заключенный ДД.ММ.ГГГГ между С. и Н..

     Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>- (кадастровый номер ), заключенный ДД.ММ.ГГГГ между С. и Н..

     Прекратить зарегистрированное за Н. право собственности на жилой дом и хозяйственные строения, расположенные по адресу: <адрес>-, и земельный участок площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>-а.

     Жилой дом и хозяйственные строения, расположенные по адресу: <адрес>-, и земельный участок площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>-а, передать в собственность С..

     Взыскать со С. в бюджет <адрес> «<адрес>» <адрес> государственную пошлину в размере х рублей.

     Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Советский районный суд в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    

    

                                                                            Председательствующий:                    (В.В. Юров)