Решение о нарушении пенсионных прав



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГг.Советск

Советский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Сагий Л.А., при секретаре Кочетковой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой <данные изъяты> к ГУ - УПФР в г.Советске Калининградской области (межрайонное), военному комиссариату Калининградской области о нарушении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Васильева Н.В. обратилась в суд с иском ГУ - УПФР в г.Советске Калининградской области (межрайонное), третьему лицу на стороне ответчика военному комиссариату Калининградской области о нарушении пенсионных прав. В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии на своего малолетнего сына ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по случаю потери кормильца, своего мужа – ФИО4, который погиб при исполнении служебных обязанностей. С 01 января 2005 года она получает от МО РФ пенсию по потере кормильца, как достигшая возраста 50 лет. Пенсия ей выплачивается в соответствии со ст.30 Закона РФ №4468-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Полагала, что в соответствии со ст.7 названного Закона РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года ( в редакции от 21 декабря 2006 года), как супруга лица, указанного в ст.1 данного Закона, погибшего вследствие причин, перечисленных в п.а ст.21 Закона, не вступившая в новый брак, имеет право получать две пенсии - пенсию по случаю потери кормильца и трудовую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С целью реализации права на вторую пенсию, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел ПФР в г.Советске с заявлением о назначении второй пенсии – трудовой пенсии по старости. Ответом, полученным в ноябре 2010 года, в назначении второй пенсии ей было отказано и предложено представить справку установленного образца, подтверждающую право на назначение второй пенсии и причину гибели (смерти) супруга. Полагала, что ответчик не вправе требовать предоставление указанной справки при решении вопроса о назначении второй пенсии – трудовой пенсии по старости. Полагала действия ответчика, отказавшего в назначении ей второй пенсии, незаконными, в связи с чем, просила признать за ней право на получение второй пенсии – трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», произвести перерасчет пенсии, начиная с наступления ей возраста 55 лет.

В судебное заседание истица Васильева Н.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности, направила суду заявление, в котором, уточнив и дополнив исковые требования, просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истицы по доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Суду пояснил, что супруг ФИО1 – капитан ФИО4 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. В ноябре 1984 года он был исключен из списков офицерского состава Вооруженных Сил СССР и в октябре 1984 года из списков личного состава войсковой части <данные изъяты> в связи гибелью в автокатастрофе, связанной с исполнением обязанностей военной службы, что заключением ВВК признано военной травмой. Дополнительно пояснил, что Васильевой Н.В. военным комиссариатом Калининградской области в выдаче справки, которая требуется для представления в ГУ - УПФР в г.Советске Калининградской области (межрайонное) для решения вопроса о назначении второй пенсии, было отказано по тем основаниям, что, по мнению военного комиссариата Калининградской области, ссылавшегося на постановление о прекращении уголовного дела, гибель капитана ФИО3 произошла в результате его личных неосторожных действий в аварийной ситуации, то есть его действия, в результате которых наступила смерть, признаны противоправными, в связи с чем, права на вторую пенсию она не имеет. Настаивал на том, что доводы военного комиссариата Калининградской области противоречат материалам пенсионного дела, в котором имеется заключение ВВК, которой установлено, что травма, ставшая причиной смерти, является военной травмой. Кроме того, настаивал, что нормами федерального законодательства, регулирующими вопросы назначения и выплаты пенсий, не предусмотрено обязанности лица, претендующего на получение второй пенсии, предоставлять требуемую ГУ-УПФР справку. Обладая полномочиями, предоставленными доверенностью, просил суд признать за Васильевой Н.В. право на получение второй пенсии и обязать ГУ-УПФР назначить ей вторую пенсию - трудовую пенсию по старости, как лицу, достигшему возраста 55 лет, с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель военного комиссариата Калининградской области, привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика, по доверенности Ткачук В.Н., возражал против удовлетворения иска. Полагал, что Васильева Н.В. права на получение второй пенсии не имеет. Настаивал на том, что смерть капитана ФИО3 наступила в результате его противоправных действий, что с достоверностью усматривается из постановления о прекращении уголовного дела, которым установлено, что гибель капитана ФИО3 произошла в результате его личных неосторожных действий в аварийной ситуации.

Представитель ответчика ГУ-УПФР по доверенности Ганага Ю.Н., возражая против исковых требований, указала, что отсутствие справки установленного образца, подтверждающей право Васильевой Н.В. на назначение второй пенсии, исключает возможность назначения ей трудовой пенсии по старости при изложенных в иске обстоятельствах. Настаивала на том, что оценка пенсионных прав граждан, являющихся получателями пенсии по Закону №4468-1, не относится к компетенции территориальных органов Пенсионного фонда РФ. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также организация пенсионного обеспечения военных пенсионеров и членов их семей отнесены к непосредственным полномочиям МО РФ. Пояснила, что отсутствие справки установленного образца является единственным препятствием к назначению Васильевой Н.В. трудовой пенсии по старости.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и оценив их в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №167 ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Согласно ст.7 Федерального закона №173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии у них не менее пяти лет страхового стажа.

Как следует из ст.19 данного закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что Васильева Н.В. является вдовой капитана, командира батареи артиллерийского дивизиона артиллерийского полка (сокращенного состава) ФИО4 и получателем пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ.

Данная пенсия Васильевой Н.В. была назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

Васильева Н.В. застрахована в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается свидетельством государственного пенсионного страхования №, имеет более 20 лет трудового стажа и более 5 лет страхового стажа.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.В., получающая пенсию по потере кормильца, как вдова военнослужащего, погибшего вследствие военной травмы, обратилась в отдел назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ -УПФР в г.Советске Калининградской области (межрайонное) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста. Как следует из ответа, направленного истице ДД.ММ.ГГГГ, в назначении второй пенсии по старости Васильевой Н.В. было отказано по тем основаниям, что не была представлена справка установленного образца, которая выдается органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по нормам ФЗ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.1 ст. 30 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная настоящим Законом.

Согласно указанным нормам, для получения права на две пенсии, одной из которых является пенсия по потере кормильца, необходимо наличие причинной связи между гибелью кормильца и причинами, приведшими к смерти, перечисленными в п.а ст.21 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Из толкования п.а ст.21 данного Закона следует, что такими причинами смерти является военная травма, вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного при защите Родины, в том числе, полученного в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Согласно п.3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года №123 (в редакции от 28 июля 2008 года), на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих.

В соответствии с п.41 Положения о военно-врачебной экспертизе, в случае, если увечье получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма».

Из свидетельства о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 28 лет. Причина смерти: острая сердечно-сосудистая недостаточность, артериальная кровопотеря, перелом грудины, второго, третьего ребра справа грудной клетки.

Как следует из материалов пенсионного дела, представленного военным комиссариатом Калининградской области, капитан ФИО4, состоявший в должности командира батареи артиллерийского дивизиона артиллерийского полка (сокращенного состава) погиб ДД.ММ.ГГГГ от причин, связанных с исполнением обязанностей воинской службы.

Согласно выписке из приказа № командира в/ч <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, гибель капитана ФИО4, призванного ДД.ММ.ГГГГ в Советскую Армию Лужским ОВК, погибшего в автокатастрофе, связана с исполнением обязанностей военной службы. Согласно выписке из приказа командующего 36 общевойсковой Армии по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ, капитан ФИО4 исключен из списков офицерского состава Вооруженных Сил СССР в связи со смертью, связанной с исполнением обязанностей военной службы.

Как следует из заключения 9 военно-врачебной комиссии Ленинградского военного округа (протокол заседания № от ДД.ММ.ГГГГ), травма, полученная капитаном ФИО4: «политравма, осложненная шоком 11-111 степени», от которой ДД.ММ.ГГГГ наступила его смерть, является военной травмой.

Таким образом, военно-врачебной комиссией в пределах предоставленных ей полномочий установлено, что полученная ФИО4ф. травма, приведшая к смерти, является военной травмой, то есть установлено наличие причинной связи между травмой, приведшей к смерти и исполнением обязанностей военной службы. Данное заключение ВВК никем не оспорено и недействительным не признано. Более того, принято во внимание, как следует из материалов пенсионного дела, при назначении пенсии Васильевой Н.В. по потере кормильца.

Доводы ответчика – военного комиссариата Калининградской области о том, что супруг истицы ФИО4 погиб в результате допущенных им противоправных действий, суд находит неубедительными.

В ходе расследования уголовного дела было установлено, что гибель капитана ФИО4 произошла в результате его личных неосторожных действий в аварийной ситуации. Ссылка представителя ответчика на постановление о прекращении уголовного дела, которое, по его мнению, указывает на противоправность действий погибшего при исполнении обязанностей военной службы, несостоятельна, поскольку данный факт в рамках уголовного дела, возбужденного по факту гибели капитана ФИО4, не установлен.

Доказательств того, что ФИО4 погиб в результате его противоправных действий, отвечающих требованиям закона об их относимости и допустимости, ответчиком суду не представлено.

Напротив, из постановления о прекращении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уголовное дело было прекращено на основании ст.5 п.2 УПК РСФСР - за отсутствием в действиях рядового ФИО7 состава преступления, преступления, предусмотренного ст.252 УК РСФСР, - нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия.

Поскольку в установленном законом порядке признано, что увечье ФИО4, приведшее к его смерти, является военной травмой, оснований считать, что смерть ФИО4, с учетом приведенных выше обстоятельств, наступила в результате его противоправных действий, не имеется.

Основанием для получения вдовой двух пенсий является гибель военнослужащего вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы (вследствие военной травмы).

Обращаясь ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении второй пенсии, Васильева Н.В. представила необходимые для оценки ее пенсионных прав документы, включая заключение ВВК, которым установлено, что смерть ее супруга наступила вследствие военной травмы.

Реализация права Васильевой Н.В. на пенсию по старости необоснованно поставлена ответчиком ГУ-УПФР в зависимость от предоставления выдаваемой военным комиссариатом Калининградской области справки по форме, установленной совместным письмом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГБ-25-26/4730 «О форме справки, выдаваемой гражданам, имеющим право на одновременное получение двух пенсий, предусмотренных Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1», которое нормативным правовым актом не является, в установленном порядке опубликовано не было.

С учетом установленного, а также того, что Васильева Н.В. на ДД.ММ.ГГГГ достигла возраста 55 лет, в новый брак не вступила, получает пенсию по потере кормильца, имеет право на получение пенсии по старости, суд считает отказ ГУ - УПФР в назначении Васильевой Н.В. второй пенсии по старости, а также отказ военного комиссариата Калининградской области в выдаче необходимой Васильевой Н.В. справки необоснованными, нарушающими ее право на пенсионное обеспечение.

Следовательно исковые требования Васильевой Н.В. о назначении ей второй пенсии по страсти подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.192-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Васильевой <данные изъяты> удовлетворить.

Признать за Васильевой <данные изъяты> право на получение второй пенсии – трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать ГУ - УПФР в г.Советске Калининградской области (межрайонное) назначить Васильевой Наталье Владимировне вторую пенсию - трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста.

СудьяЛ.А.Сагий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

СудьяЛ.А.Сагий