Решение о признании незаконными действи МИФНС № 2 по Калининградской области



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                          г. Советск

Советский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Баландиной О.В.,

при секретаре Типкинеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гришиной <данные изъяты> о признании незаконными действий МИ ФНС России №2 по Калининградской области в отношении налогоплательщика Гришиной С.А. по начислению земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> за 2009 и 2010 годы по налоговой ставке 0,3%,

У С Т А Н О В И Л:

Гришина С.А. обратилась в Советский городской суд с заявлением о признании незаконными действий МИ ФНС России №2 по Калининградской области в отношении налогоплательщика Гришиной С.А. по начислению земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> за 2009 и 2010 годы по налоговой ставке 0,3%, в обоснование требований которого указала следующее. С момента приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, она является плательщиком земельного налога. ДД.ММ.ГГГГ она получила от МИ ФНС России №2 по Калининградской области налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2010 год до ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанного по налоговой ставке 0,3%. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в инспекцию с заявлением о внесении изменения в налоговое уведомление , поскольку налоговая ставка по индивидуальным домам должна быть 0,15% и за 2009 год, и за 2010 год. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в инспекцию с заявлением о зачете переплаты земельного налога за 2009 год, поскольку он был уплачен ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 804,42 рубля исходя из налоговой ставки 0,3%. ДД.ММ.ГГГГ ею был уплачен земельный налог в сумме 82,02 рубля, рассчитанный самостоятельно по ставке 0,15% и с учетом переплаты за 2009 год в сумме 905,21 рубля. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ инспекции (исх. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому начисление земельного налога по ставке 0,3% является правильным. ДД.ММ.ГГГГ ею от инспекции было получено требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана недоимка по земельному налогу за 2010 год в сумме 1 886, 44 рубля и пени 3,53 рубля. Полагала, что такими действиями инспекция незаконно возложила на неё обязанность уплаты земельного налога по незаконно завышенной налоговой ставке. Ссылаясь на ст.ст.1, 19, 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст.3, 29, 45, 394 НК РФ, п.5 решения Окружного Совета депутатов МО «Советский городской округ» №751 от 25.11.2009, просила суд признать незаконными действия МИ ФНС России №2 по Калининградской области в отношении налогоплательщика Гришиной С.А. по начислению земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> за 2009 и 2010 годы в части включения в налоговые уведомления за 2009 и 2010 годы налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,3%; обязать МИ ФНС России №2 по Калининградской области произвести перерасчет суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> за 2009 год и 2010 годы по налоговой ставке 0,15%; признать незаконным требование МИ ФНС России №2 по Калининградской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу с кадастровым номером <данные изъяты> за 2010 год в полном объеме; взыскать с МИ ФНС России №2 по Калининградской области судебные расходы.

В судебном заседании заявитель Гришина С.А. заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным, и просила удовлетворить.

Представители заинтересованного лица МИ ФНС России №2 Пашенцева М.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ .4/12, Афанасьева Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления возражали, полагая действия инспекции законными.

Выслушав мнение сторон и их представителей, исследовав письменные доказательства по делу и дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п.1 ст.388, п.1 ст.389 НК РФ).

В силу п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено п.3 ст.391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> , выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФРС по Калининградской области, Гришиной С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 800 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный в <адрес>, с разрешенным использованием для эксплуатации жилого дома.

Решением городского Совета депутатов г. Советска от 29.09.2005 №131 (в редакции Решения окружного Советска депутатов Советского городского округа от 09.04.2009 №701) на территории муниципального образования «Советский городской округ» с 01.01.2006 введен земельный налог, определены порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ Советского городского округа. Налоговые ставки по земельному налогу установлены в зависимости от разрешенного использования земельного участка в следующих размерах: для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов - 0,15%; для строительства и эксплуатации многоквартирных жилых домов – 0,3% (п.5 Решения городского Совета депутатов г. Советска от 29.09.2005 №131). Налогоплательщиками – физическими лицами, уплачивающими налог на основании налогового уведомления, налог уплачивается не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С учетом изложенных выше норм закона Гришина С.А. является налогоплательщиком по земельному налогу.

В силу п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В судебном заседании установлено, что Гришиной С.А. ДД.ММ.ГГГГ уплачен земельный налог за 2009 год в сумме 1 804 рубля 42 копейки, рассчитанный по налоговой ставке 0,3%, что подтверждается налоговым уведомлением и чеком-ордером.

В соответствии с п.11 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ.

Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 39:16:010530:5 – «для эксплуатации жилого дома».

Поскольку решением городского Совета депутатов г. Советска от 29.09.2005 №131 не установлено налоговой ставки для земельных участков с разрешенным использованием «для строительства жилого дома», то МИ ФНС России №2 по Калининградской области правильно руководствовалась положениями п.1 ст.394 НК РФ, согласно которому налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Следовательно, исчисление земельного налога за 2010 год по налоговой ставке 0,3% закону не противоречит.

В соответствии со ч.4 ст.198 ГПК РФ пропуск срока обжалования является основанием для отказа в удовлетворении требований заявления о признании незаконным решения МИ ФНС РФ №2 по Калининградской области по начислению земельного налога за 2009 год по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> по налоговой ставке в размере 0,3%.

Согласно налоговому уведомлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ Гришиной С.А. надлежало уплатить земельный налог за 2010 год в сумме 1 968 рублей 46 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ Гришиной С.А. уплачен земельный налог за 2010 год в сумме 82 рубля 02 копейки.

В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исходя из положений ст.78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Следовательно, Гришина С.А. не вправе была самостоятельно изменять сумму налога, подлежащего уплате в соответствии с налоговым уведомлением .

Согласно ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора и принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку обязанность по уплате земельного налога за 2010 год Гришиной С.А. была выполнена не в полном объеме, то МИ ФНС России №2 по Калининградской области правомерно направило ей требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 886 рублей 44 копейки (1 968,46-82,02) с начислением пени в размере 3 рубля 53 копейки (1 886,44*7*8%*1/300), что соответствует положениям главы 10 НК РФ и ст.75 НК РФ.

Поскольку оспариваемые решения о начислении земельного налога за 2010 год, пени в связи с не полной уплатой земельного налога за 2010 год, направлении требования приняты налоговым органом в соответствии со своими полномочиями, на основаниях и в порядке, установленных НК РФ, то заявление Гришиной С.А. удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении заявления судебные расходы взысканию с заинтересованного лица не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Гришиной <данные изъяты> о признании незаконным решения МИ ФНС РФ №2 по Калининградской области по исчислению земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> по налоговой ставке в размере 0,3%, признании незаконным требования от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении МИ ФНС РФ №2 по Калининградской области к перерасчету суммы земельного налога по указанному земельному участку – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                          О.В. Баландина