Дело <данные изъяты> г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<данные изъяты>
Советский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Зайцевой Е.С
с участием прокурора - помощника прокурора г.Советска Калининградской области Савосиной А.В.,
при секретаре Кочетковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Паршиной <данные изъяты> о расторжении договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, о прекращении договора найма специализированного жилого помещения и выселении без предоставления другого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее по тексту ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратилось в суд с названным выше иском. В обоснование исковых требований указало, что в соответствии с путёвкой <данные изъяты> Министерства социальной политики и труда Калининградской области Паршина С.В. была направлена для зачисления на социальное обслуживание, сроком пребывания до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ поступила на стационарное обслуживание в ГБСУСО КО «Советский дом интернат для престарелых и инвалидов. На тот момент имелись все правовые основания, для заключения с ней договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. В результате очередного медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ Паршиной С.В. установлена <данные изъяты>, в связи с чем, отпали правовые основания для оказаний ей услуг стационарного социального обслуживания. Более того, Паршина С.В. является трудоспособной и осуществляет трудовую деятельность в ГБСУСО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в должности санитарки. Если бы ГБСУСО КО было известно о возможности существенного последующего изменения состояния здоровья Паршиной С.В., при котором у неё не будет права на стационарное социальное обслуживание, договор о стационарном обслуживании был бы заключён с ней не определённый срок. В связи с заключением с Паршиной С.В. данного договора ей было предоставлено специализированное жилое помещение в стационаре - доме <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>, поскольку по условиям договора о стационарном обслуживании она должна была постоянно находиться в Советском доме интернате для престарелых и инвалидов. Фактически с ней был заключен договор найма специализированного жилого помещения. В связи с утратой Паршиной С.В. права на стационарное обслуживание она утратила и право пользования специализированным жилым помещением. На направленное ДД.ММ.ГГГГ предложение о расторжении договора о стационарном обслуживании и об освобождении занимаемого специализированного жилого помещения Паршина С.В. отметила отказом. Ссылаясь на п.1 ст.450, п.1 ст.451 ГК РФ, п.1 ст.92, п.1 ст.102, п.1 ст.130 ЖК РФ, ст.15 и 20 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ истец просит суд расторгнуть договор № 413 о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключённый ДД.ММ.ГГГГ между ОГСУСО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Паршиной С.В., прекратить действие договора социального найма специализированного жилого помещения, расположенного в доме <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>, заключенного между ГБСУСО Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Паршиной С.В. и выселить её из данного специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Зобков В.Н. поддержал исковые требования и доводы истца, изложенные в исковом заявление по основаниям в нём указанным.
Ответчик Паршина С.В. исковые требования ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не признала, обосновывая свои возражения тем, что она фактически не имеет другого жилого помещения для постоянного проживания. Жилое помещение, где она ранее проживали и была зарегистрирована — <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> не пригодна для постоянного проживания. Данное жилое помещение закреплено за её <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты>, в отношении которого она лишена родительских прав. Она имеет намерение привести данную квартиру в допустимое для проживания состояние, для чего ей потребуется значительное время, и впоследствии вселиться в неё.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации Советского городского округа Повилайтене Л.В. не возражала против удовлетворения исковых требований ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку, заслушав заключение прокурора Савосиной А.В., полагавшей иск ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Паршиной С.В. подлежащим удовлетворению, суд находит иск ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Паршиной С.В. обоснованным, заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст.5 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание данной категории граждан осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Согласно п. 1 и п.2 ст.16 данного Федерального закона социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования). Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.20 этого же Федерального закона стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для указанной категории граждан наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Исходя из содержания и смысла данных норм закона, граждане, не достигшие пенсионного возраста, имеют право на стационарное социальное обслуживание только при установлении им первой или второй группы инвалидности, при которой эти граждане нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Паршиной С.В. была установлена <данные изъяты> в соответствии со справкой филиала № 6 общего профиля главного бюро МСЭ по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
По путёвке, выданной Министерством социальной политики и труда Калининградской области <данные изъяты> Паршина С.В. была направлена на стационарное социальное обслуживание с Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов со сроком пребывания до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она поступила на стационарное социальное обслуживание в Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и с ней данным государственным учреждением социального обслуживания ДД.ММ.ГГГГ был заключён договор <данные изъяты> о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, сроком действия с момента подписания по момент проживания.
С ДД.ММ.ГГГГ Паршиной С.В. установлена <данные изъяты> в соответствии со справкой филиала-бюро № 6 главного бюро МСЭ по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
Паршина С.В. трудоспособна. Она по трудовому договору, заключённому ДД.ММ.ГГГГ с ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», осуществляет трудовую деятельность в данном учреждении в должности санитарки.
В связи с чем, Паршина С.В. утратила право на стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Правовых оснований для оказания ей социальной помощи в данной форме не имеется.
В силу пунктов 1 и 2 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Поскольку Паршина С.В. не имеет право на стационарное социальное обеспечение, заключённый с ней государственным стационарным социальным учреждением договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов подлежит расторжению по требованию данного государственного учреждения в силу норм названного выше Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Кроме того, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, также согласно п. 1 ст.451 ГК РФ является основанием для его расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признаётся существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п.2 ст.451 ГК РФ при не достижении сторонами соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдёт; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несёт заинтересованная сторона.
Судом установлено, что в данном случае имело место существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора стационарного социального обслуживания — улучшение состояние здоровья Паршиной С.В., в связи с чем, она утратила право на социальное обслуживание. Стороны в момент заключения договора не могли разумно предвидеть о существенном изменении состояния здоровья Паршиной С.В. в течении трёх лет до такой степени, когда будет восстановлена её способность самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, и она не будет нуждаться по состоянию здоровья в постоянной помощи и наблюдении.
Одновременно имеют место условия, предусмотренные п.2 ст.451 ГК РФ. Соглашение о расторжении договора стороны не достигли. На требование истца о расторжении договора, направленного Паршиной С.В. ДД.ММ.ГГГГ, она не ответила.
Таким образом, имеются основания для расторжения договора о стационарном социальном обслуживании, заключённого между сторонами по делу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч.1 ст.92, ст.96, ч.1 ст.99, ч.1 ст.100 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения. Данные жилые помещения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. Предоставляются эти жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений во владение и пользование для временного проживания в нём.
В силу ч.1 ст.102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Судом установлено, что в связи с поступлением Паршиной С.В. на стационарное обслуживание в ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ей было предоставлено жилое помещение в стационаре - доме <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>, находящемся в оперативном управлении ГБСУСО КО «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», которое относится к специализированному жилому помещению.
В силу ст.96, ч.1 ст.101 ЖК РФ данное специализированное жилое помещение в доме, отнесённом к системе социального обслуживания населения, было предоставлено Паршиной С.В. на время её стационарного социального обеспечения как лицу, нуждающемуся на тот момент в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг. Фактически с ней был заключён договор найма специализированного жилого помещения.
С момента установления Паршиной С.В. <данные изъяты> и утратой права на социальное обеспечение в указанной форме, она перестала относиться к категории лиц, которым предоставляются специализированное жилое помещение, и утратила право пользования им. Следовательно, истек срок действия договора найма специализированного жилого помещения и он прекращён.
В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ граждане должны освободить жилое помещение, которое они занимали по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях прекращения данного договора. В случаях отказа освободить такое жилое помещение указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, последствием прекращения договора найма специализированного жилого помещения является выселение из этого помещения гражданина, который по данному договору пользуется им.
На основании изложенного Паршина С.В. подлежит выселению из указанного выше спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» удовлетворить.
Расторгнуть договор № 413 о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, заключённый ДД.ММ.ГГГГ между областным государственным стационарным учреждением социального обслуживания «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Паршиной <данные изъяты>
В связи с прекращением договора социального найма специализированного жилого помещения, расположенного в доме <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>, заключенного между Государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Калининградской области «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Паршиной <данные изъяты> <данные изъяты>, выселить Паршину <данные изъяты> из специализированного жилого помещения, расположенного в доме <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Паршиной <данные изъяты> в доход местного бюджета муниципального образования «Советский городской округ» Калининградской области государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течении десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение судом составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - Зайцева Е.С.