о взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Советск                                     ДД.ММ.ГГГГ

Советский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Понимаш И.В.,

при секретаре Вылегжаниной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по <адрес>, ИВС при МВД <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указав, что в разные периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ. содержался в ИВС ОВД по <данные изъяты>. В период содержания в ИВС систематически нарушался Федеральный закон «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Условия содержания в ИВС не соответствовали требованиям санитарии и гигиены, а именно в камере ИВС отсутствовали: санитарный узел, оборудованный с мерами приватности, кран с проточной водой, в связи с чем, он не мог поддерживать личную гигиену. Площадь на одного задержанного составляла менее 4 кв.м., что не соответствовало требованиям ст. 2.3. ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В камере ИВС не предоставлялось 3-х разовое горячее питание, кипяток не выдавался. Медицинская помощь не предоставлялась. Содержание превышало 10 суток, что не соответствовало Приказу МВД РФ. Из-за отсутствия прогулочного дворика, он был лишён положенной ежедневной прогулки. Вместо положенного индивидуального спального места, в камере ИВС были установлены деревянные нары, выполняющие одновременно роль стола для приёма пищи, кровати и стула. В камере ИВС отсутствовала положенная тумбочка для вещей и вешалка для одежды. В связи с застеклением камер ИВС выполненных из стеклоблоков, отсутствовал приток дневного света. Освещение камер было слишком тусклым. В камерах отсутствовала вытяжная вентиляция. Из-за всего указанного он должным образом не мог подготовиться к защите по уголовному делу. Сотрудниками ИВС не предоставлялись постельные принадлежности, в связи с чем, он был лишён минимальных норм материально-бытового обеспечения. Пребывание в таких условиях отразилось на его моральном и психическом состоянии. Просит взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию в размере 100 000 рублей.

В судебное заседание истец ФИО1, отбывающий наказание в местах лишения свободы ФКУ ИК-9 УФСИН России по <адрес>, в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ, не вызывался, о дне слушания извещён надлежащим образом (имеется расписка о вручении ему судебной повестки), в том числе, ему разъяснено право вести свои дела в суде через представителей. Своего представителя для участия в деле не направил.

Представители ответчиков – УФК по <адрес> и МО МВД России <данные изъяты> в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайств об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам, а также своих возражений по исковым требованиям не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца, представителей ответчиков.

Изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.

Условия содержания в изоляторах временного содержания (ИВС) обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений должны соответствовать «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», заключенной в г. Риме 04.11.1950 г., Конституции Российской Федерации, требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (далее Закон), Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 г. (далее Правила), требованиям Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г.

В соответствии со ст. 9 Закона, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее ИВС) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений и в них могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации, Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводится в ИВС, согласно ст. 13 Закона, в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Подозреваемые и обвиняемые, согласно ст. 17 Закона, имеют право, в том числе: получать бесплатное питание (Порядок обеспечения питанием устанавливается Министерством внутренних дел - по установленной норме питания), материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна); им разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа; пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио в установленное время до 22 часов.

Статьей 23 Закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. В том числе: предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум - мыло, зубная щётка, зубная паста, одноразовая бритва, средства личной гигиены). Камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию в торговой сети, а также настольные игры; для хранения туалетных принадлежностей оборудуются шкафы или полки - ячейки в специально отведённых местах; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв.м.; если камеры не оборудованы санузлами, вывод подозреваемых и обвиняемых на отправку производится в соответствии с распорядком дня, утверждённым начальником ИВС, силами сотрудников сменяющегося и заступающих нарядов (не менее двух раз в сутки) или в случаях острой необходимости с соблюдением предусмотренных мер безопасности.

В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением <данные изъяты> суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес> к Управлению Внутренних дел <адрес>, третьему лицу на стороне ответчика Отделу Внутренних дел по <данные изъяты> условия содержания в ИВС ОВД по <данные изъяты>, признаны не соответствующими ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В ходе рассмотрения указанного дела было установлено, что в ИВС ОВД <адрес> для содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в 2003 году, используются четыре камеры площадью 7,8 кв.м, 8,1 кв.м, 8,3 кв.м, и 8,3 кв.м. В ИВС помимо камер имеется туалет (санузел) совмещенный с местом для приема душа, общей площадью 3,4 кв.м, камера административных задержанных площадью 14,1 кв.м (камера № 5), кладовая, площадью 7,4 кв.м, а также коридор и одна комната, используемая в качестве следственного кабинета. Стены в камерах выполнены под «шубу», а не гладко выкрашены. ИВС ОВД <адрес> не имеет должного набора помещений, предусмотренных инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД РФ СП-12-95, Правилами: комната подогрева пищи и мытья столовой посуды; прогулочной дворик; кладовые для чистого и грязного белья, постельных принадлежностей; кабинет медработника. Бытовые условия в изоляторе временного содержания не отвечают требованиям гигиены и санитарии. Так в камерах ИВС при ОВД <адрес> отсутствуют постельное белье, водопровод и канализация. Лицам, содержащимся в ИВС, не предоставляются индивидуальные спальные места, все спят на одном общем деревянном настиле. Подозреваемым и обвиняемым выдаются матрацы, одеяла, которые после убытия содержащихся под стражей, не подвергаются дезинфекционной обработке. В камерах не оборудованы радиоточки, не созданы необходимые условия для хранения личных вещей, туалетных принадлежностей. Пол в коридоре ИВС находится в аварийном состоянии, местами прогнил, проваливается, линолеум порван, в дырах. Санузел содержится в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии. В ИВС отсутствует санпропускник с камерой дезинфекции, в связи с чем, не проводится обработка доставленных лиц. По причине отсутствия дворика для прогулки нарушается право лиц, содержащихся в ИВС, на пользование ежедневной прогулкой не менее одного часа. При организации питания грубо нарушаются требования санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Организация общественного питания». Подозреваемым и обвиняемым выдают хлеб, сахар один раз в сутки, который хранится в камерах на полу. Вторые блюда доставляются в емкости без крышки, сосиски, хлеб в полиэтиленовых пакетах в картонной коробке. Нарушается режим мытья столовой посуды. Отсутствует в штатном расписании медицинский работник. Экстренная медицинская помощь лицам, содержащимся в ИВС, оказывается бригадами скорой медицинской помощи <адрес>. Не соблюдается норма санитарной площади в камерах на одного задержанного.

В ходе рассмотрения дела, судом истребованы из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, МО МВД России <данные изъяты> архива Советского городского суда документы которые могли бы являться доказательством обстоятельств, указанных в исковом заявлении.

Из ответа ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> предоставленного на запрос суда о периодах этапирования ФИО1 из СИЗО-1 в ИВС при ОВД <данные изъяты> в 2005г. следует, что последний доставлялся в ИВС при ОВД <адрес>, в следующие периоды, согласующиеся с периодами, заявленными в иске: ДД.ММ.ГГГГ - возврат ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - возврат ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - возврат ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - возврат ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – возврат ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – возврат ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ убыл отбывать наказание в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по <адрес>.

Из ответа начальника ИВС МО МВД России <данные изъяты> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, усматривается, что ФИО1 согласно книги учёта лиц подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС при ОВД <адрес>, содержался в ИВС при ОВД <адрес> в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В 2005г. ИВС при ОВД не соответствовал законодательству регламентирующему содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей – не было индивидуального спального места, туалета, водоснабжения, душа, мед. кабинета, прогулочного дворика.

Таким образом, в судебном заседании сведения о содержание ФИО1 в ИВС при ОВД по <данные изъяты> в разные периоды времени с июня 2005г. по декабрь 2005г. нашли документарное подтверждение.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в связи с пребыванием истца в ИВС при ОВД <адрес> в разные периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ., у суда не возникает сомнений в том, что ему содержанием в ИВС ОВД по <данные изъяты> в условиях не соответствующих требованиям указанных выше нормативно-правовых актов, был причинен моральный вред, который подлежит компенсации государством.

    В соответствии со ст.ст. 151, 1099, 1100 и 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя - причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень вины и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред с учетом требований разумности и справедливости.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ, от имени казны выступают финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

С учетом требований ст. 1071 ГК РФ, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство Финансов Российской Федерации.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит, что исковые требования ФИО1 о компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ИВС при ОВД по <данные изъяты> подлежат частичному удовлетворению.

При этом суд принимает во внимание степень вины ответчика, объективные обстоятельства, влиявшие на деятельность ИВС при ОВД по <данные изъяты> требования разумности и справедливости, время содержания ФИО1 в ИВС при ОВД <адрес> в различные периоды времени ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из указанных обстоятельств дела, суд считает, что компенсация причиненного ФИО1 морального вреда должна быть определена в 6 000 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в счет возмещения морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в изоляторе временного содержания ОВД <адрес> в различные периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Резолютивная часть решения составлена в совещательной комнате.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.В. Понимаш